«Мировой кризис», «глобальный финансовый кризис» и, наконец, просто «финансовый кризис» — словосочетания, услышав которые многие предаются панике. Другие, наоборот, пользуются сложившейся ситуацией в стране. На многих сайтах поиска работы появилось большое количество резюме «кризис-менеджеров», специалистов, ранее не востребованных.
Раскроем само понятие «менеджмент». Итак, «управление социально-экономическими системами, в том числе производственными, получило название «менеджмент» (англ. management, от старофранцузского слова management — «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere — «указывать рукой»)». То есть менеджмент — наука об организации деятельности социальной системы для достижения поставленных целей.
В сложившейся ситуации правильная организация деятельности компании будет основной задачей в период кризиса.
Мы поинтересовались, как повлиял финансовый кризис на деятельность юридических компаний.
«Сократились сделки по недвижимости, финансовые сделки. Но увеличились судебные, трудовые споры, некоторых юристов пришлось переориентировать на другие практики. Несколько сократились сделки по M & A, хотя, предполагаю, что эти сделки пойдут в рост, начиная с февраля», — говорит Дмитрий Грищенко, директор ЮПФ «Грищенко и Партнеры».
По словам Марии Гелюх, PR-менеджера международной юридической компании INTEGRITES, «влияние» финансового кризиса на деятельность компании отразилось скорее позитивно, чем негативно. Активизировались отдельные практики, связанные с международной торговлей, взысканием задолженностей, судебными спорами, в частности в энергетической сфере. Также особо актуальной на данный момент является корпоративная реструктуризация — консолидация и структурирование активов, очистка бизнеса от исторических рисков и так далее. С другой стороны, в данный момент компания переживает внутреннюю трансформацию и уделяет внимание развитию внутренних процедур и процессов. Такие изменения были запланированы еще в 2007 году и в конце 2008 года, компания имеет четкую структуру, автоматизированную систему обработки заказов и работы с клиентами. А кризис в данном случае только стимулирует оптимизацию данных процессов в компании, это своего рода проверка на слаженность работы, способность эффективно действовать в «неблагоприятных» условиях.
«Поскольку на Украине финансовый кризис только начинается, пока не приходится говорить о его влиянии на работу юридической фирмы «Юрвнешсервис». Действительно, некоторые проекты клиентами были сокращены, но появились другие, которые позволяют работать фирме в прежнем режиме», — рассказывает Анна Цират, партнер ЮФ «Юрвнешсервис».
По мнению партнера юридической фирмы «Саенко Харенко» Сергея Игнатовского, нет смысла размышлять о размерах и динамике мирового финансового кризиса в целом. Достаточно будет сказать, что он достиг серьезных масштабов и, несомненно, повлияет на работу юридического рынка.
Несмотря на то что юрбизнес сегодня является более развитым, чем десять лет назад, он не может существовать автономно от других отраслей экономики — торговли, промышленности, производства, финансового сектора и т.п. В связи с этим большинство юридических фирм отмечает, что спрос на юридические услуги смещается в пользу отдельных практик в соответствии с новыми потребностями клиентов. Обычно в условиях кризиса компании стараются максимально сократить издержки, в частности, путем приостановления затратных проектов, к которым относятся инвестиционные проекты в сфере недвижимости, рынков капитала, выход на IPO и т.п. Однако увеличивается спрос на юридические услуги в сфере M & A, налогового планирования, реструктуризации и банкротства, корпоративного права и сопровождения судебных процессов.
Как рассказывает Наталья Селякова, партнер киевского офиса МЮФ Salans, основная тенденция, которая началась на рынке юридических услуг некоторое время назад, но становится все более очевидной в условиях текущего экономического кризиса, — это консолидация. Процесс консолидации наблюдается как в реальном секторе экономики и в банковско-финансовом секторе, так и среди малых и средних украинских юридических фирм, причем для них такой шаг является залогом выживания в экономически трудное время. Фирма Salans на данном этапе работает в режиме защиты от кризиса, что означает развитие стратегически важных направлений практики с учетом кризиса в экономике в целом. В период экономического спада становятся более актуальными юридическое представительство интересов клиентов в судебном, арбитражном и административном производствах, юридическая поддержка относительно реструктуризации задолженности, процедуры банкротства. Кризисные времена заставляют юридические компании расширять спектр услуг и продуктов, обновлять профессиональные навыки сотрудников и оказывать услуги с еще более индивидуальным подходом к своим клиентам, что, в свою очередь, улучшает качество и профессионализм оказываемых услуг.
Какие меры принимает руководство компании для выхода из кризиса?
Анна Цират рассказывает, что компании сегодня превентивно сокращают штат, набранный для работы в растущей экономике. Работодатели более жестко начинают оценивать труд каждого, и если раньше на какие-то недочеты не обращали внимания, то сегодня, наоборот, ни одна ошибка не останется без внимания. Очевидно, что размер новогодних премий будет значительно ниже, чем в прошлом году, и это снижение является не следствием финансовых проблем, как правило, а желанием работодателя подольше сохранить относительно стабильное финансовое положение. Такие меры объясняются неуверенностью в завтрашнем дне, ведь многие экономисты говорят о длительности кризиса от 2 до 5 лет. Кризис в 2 года не испугает ни одного украинца, а вот 5 лет — достаточно длительный срок, и многие даже не строят бизнес-планов на такой период.
В ЮПФ «Грищенко и Партнеры» не планируют сокращение штата, урезание премий, но заморожен рост зарплат, переформатированы некоторые направления, меняется маркетинговая политика. «Ищем новые практики, которые будут востребованы в условиях кризиса», — рассказывает Дмитрий Грищенко.
По словам Марии Гелюх, то, что происходит сейчас в компании, можно приблизительно описать словами одного известного бизнесмена: «Надо иметь смелость покупать тогда, когда другие продают». Что касается штатной политики, INTEGRITES не сокращает своих сотрудников, наоборот, продолжает набирать людей в ключевые департаменты по практикам, также развивает международный отдел. Сейчас компания формирует еще один в рамках внутренней структуры — департамент торгового финансирования. Что касается материальных вопросов, то здесь не практикуется задержка выплат и урезание премий.
Владимир Саенко, партнер ЮФ «Саенко Харенко», сообщил, что фирма не рассматривает вопросы сокращения штата и несвоевременной или неполной выплаты зарплаты в качестве эффективной меры по выходу из кризиса, да и реальной экономической необходимости таких радикальных мер не видит. «Мы считаем, что наша сплоченная и профессиональная команда — это один из самых ценных активов фирмы, которым не стоит рисковать только потому, что снижается рентабельность бизнеса. Вместо этого мы уделяем внимание адаптации деятельности фирмы к новым экономическим условиям путем изменения специализации и расширения круга клиентов», — говорит г-н Саенко.
Как рассказала нам Наталья Селякова, с начала ноября МЮФ Salans предложила клиентам и бизнес-сообществу Украины серию семинаров по актуальным вопросам, связанным с текущим финансовым кризисом. Первый из таких семинаров был посвящен теме «Финансовый кризис: что нужно знать кредиторам», второй семинар данной серии затронул тему «Актуальные вопросы налогообложения репатриации доходов в пользу нерезидентов на Украине», третий семинар запланирован на ближайшее время и будет касаться актуальных вопросов трудового права на Украине.
Итак, в период кризиса самое главное — не поддаваться панике, важно адекватно и спокойно воспринимать сложившуюся ситуацию. Далее происходит активизация отдельных практик в соответствии с новыми потребностями клиентов. Возможна также переориентация юристов компании к таким практикам. «Ключевая задача юристов во время и после кризиса — минимизировать его последствия, снижать риски враждебных поглощений, сохранять ценные для клиентов активы», — говорит Сергей Игнатовский.
По словам г-на Грищенко, «юристы и юридические фирмы сами по себе должны быть кризис-менеджерами».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…