ООО «Универсалстройсервис» было отказано в проведении финансовой операции (перечислении 4 829 долларов США в соответствии с договором купли-продажи с зарубежной фирмой) на основании пункта 1 статьи 12 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (Закон). Другой банк операцию выполнил, однако общество понесло значительные убытки. Критерии определения операций, подлежащих внутреннему финансовому мониторингу, очень субъективны, ответственности за убытки в результате отказа от проведения операции банки, в соответствии с Законом, не несут. Не будет ли это проявлением коррумпированности банков в отношениях с предпринимателями? Или все же можно как-то защитить свои права?
Юрист ООО «Универсалстройсервис», г. Запорожье
Перечень операций, подлежащих внутреннему финансовому мониторингу банков, предусмотренный в статье 12 Закона, не исчерпывающий и действительно содержит оценочные понятия. Более детально процедура выглядит так.
Мониторинг банки производят на основании Правил проведения финансового мониторинга (Правила), представляющих собой внутренний документ банка и обладающий режимом ограниченного доступа. Он собственно, предусматривает порядок и условия применения мер, направленных на недопущение использования банка для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Правила составляются на основании Положения об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного постановлением Национального банка Украины № 189, и Требований к организации финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия внедрению в легальный оборот доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Требований), утвержденных приказом Государственного департамента финансового мониторинга Министерства финансов Украины.
Правила, в частности, содержат порядок выявления финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу и могут быть связаны, иметь отношение или предназначаться для финансирования терроризма. В соответствии с пунктом 4 Требований, порядок предусматривает:
— порядок применения мер по выяснению сути и цели проведения клиентом операции, подлежащей финансовому мониторингу;
— установленные законодательством Украины признаки финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, другие признаки таких операций, которые в соответствии со спецификой и направлением деятельности самостоятельно определяются и обновляются банком на постоянной основе, а также с учетом соответствующего справочника, формирующегося уполномоченным органом;
— перечень критериев оценки риска касательно проведения клиентом операций по легализации (отмыванию) доходов.
Критерии разрабатывает субъект мониторинга самостоятельно, законодательство содержит примерный их перечень. В частности, это критерии оценки:
— контрагентов (если они являются резидентами стран (территорий), о которых достоверно известно, что они не соблюдают общепринятые стандарты борьбы с легализацией доходов, не предусматривают раскрытия или предоставления информации насчет финансовых операций, не исполняют рекомендации FATF, являются станами, где проходят военные действия, являются оффшорными зонами и др.);
— участников операции (если лицо занимает (занимало) должность, в соответствии с которой имеет (имело) широкие властные полномочия, либо юридическое лицо, не являясь финансовым учреждением, занимается денежными переводами, операциями по оплате чеков наличными и т.п., совершает внешнеэкономические операции, занимается туристической деятельностью, является благотворительной общественной организацией, получает финансовую помощь от нерезидентов Украины или предоставляет финансовую помощь нерезидентам Украины).
Таким образом, банкам предоставлена полная свобода действий в определении операций, подлежащих внутреннему мониторингу. Вполне вероятно, что операция ООО «Универсалстройсервис» обладала одним из признаков, предусмотренным одним банком, но не выписанным в Правилах другого.
Если вероятность проведения операции, связанной с легализацией доходов, оценивается субъектом как высокая, то операциям такого лица уделяется значительное внимание. В том числе могут изучаться и финансовые операции лиц — участников операции. По результатам мер по выяснению сути и цели проведения клиентом операции, подлежащей внутреннему финансовому мониторингу, ответственным работником принимается решение относительно проведения или отказа в проведении операции. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона, субъект имеет право отказаться от обеспечения проведения операции в случае установления, что данная операция содержит признаки подлежащей финансовому мониторингу, в соответствии с Законом, и обязан идентифицировать ее и уведомить о ней уполномоченный орган.
Что касается второй части вопроса, то теоретически возможность возместить ущерб, причиненный отказом банка провести операцию, существует. В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона, субъекты финансового мониторинга, их должностные лица и работники не несут ответственности за убытки, причиненные юридическим и физическим лицам, в связи с исполнением ими служебных обязанностей во время проведения финансового мониторинга, если они действовали в рамках заданий, обязанностей и способом, предусмотренным Законом. В данном случае цель доказывания компании — установить, что операция не носила необычный или запутанный характер и, следовательно, не имела признаков подлежащей финансовому мониторингу в соответствии с Законом. Все документы, к которым нет доступа, могут быть затребованы в суде. Если удастся доказать, что отказ банка провести операцию не оправдан, тогда можно сделать вывод о том, что банк действовал не в рамках заданий, предусмотренных Законом, и должен возместить убытки.
Однако на практике… Доказать ошибочность выводов банка, учитывая все вышеизложенное, будет непросто, ведь Закон дает им возможность определять «правила игры» в одностороннем порядке, и формально они не совершают нарушений. Существует вероятность того, что уже осенью Комитет Верховного Совета Украины по вопросам финансовой и банковской деятельности инициирует вопрос о пересмотре сложившейся ситуации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…