Финансовый мониторинг банков — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (346) » Финансовый мониторинг банков

Финансовый мониторинг банков

ООО «Универсалстройсервис» было отказано в проведении финансовой операции (перечислении 4 829 долларов США в соответствии с договором купли-продажи с зарубежной фирмой) на основании пункта 1 статьи 12 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (Закон). Другой банк операцию выполнил, однако общество понесло значительные убытки. Критерии определения операций, подлежащих внутреннему финансовому мониторингу, очень субъективны, ответственности за убытки в результате отказа от проведения операции банки, в соответствии с Законом, не несут. Не будет ли это проявлением коррумпированности банков в отношениях с предпринимателями? Или все же можно как-то защитить свои права?

Юрист ООО «Универсалстройсервис», г. Запорожье

Перечень операций, подлежащих внутреннему финансовому мониторингу банков, предусмотренный в статье 12 Закона, не исчерпывающий и действительно содержит оценочные понятия. Более детально процедура выглядит так.

Мониторинг банки производят на основании Правил проведения финансового мониторинга (Правила), представляющих собой внутренний документ банка и обладающий режимом ограниченного доступа. Он собственно, предусматривает порядок и условия применения мер, направленных на недопущение использования банка для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Правила составляются на основании Положения об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного постановлением Национального банка Украины № 189, и Требований к организации финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия внедрению в легальный оборот доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Требований), утвержденных приказом Государственного департамента финансового мониторинга Министерства финансов Украины.

Правила, в частности, содержат порядок выявления финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу и могут быть связаны, иметь отношение или предназначаться для финансирования терроризма. В соответствии с пунктом 4 Требований, порядок предусматривает:

— порядок применения мер по выяснению сути и цели проведения клиентом операции, подлежащей финансовому мониторингу;

— установленные законодательством Украины признаки финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, другие признаки таких операций, которые в соответствии со спецификой и направлением деятельности самостоятельно определяются и обновляются банком на постоянной основе, а также с учетом соответствующего справочника, формирующегося уполномоченным органом;

— перечень критериев оценки риска касательно проведения клиентом операций по легализации (отмыванию) доходов.

Критерии разрабатывает субъект мониторинга самостоятельно, законодательство содержит примерный их перечень. В частности, это критерии оценки:

— контрагентов (если они являются резидентами стран (территорий), о которых достоверно известно, что они не соблюдают общепринятые стандарты борьбы с легализацией доходов, не предусматривают раскрытия или предоставления информации насчет финансовых операций, не исполняют рекомендации FATF, являются станами, где проходят военные действия, являются оффшорными зонами и др.);

— участников операции (если лицо занимает (занимало) должность, в соответствии с которой имеет (имело) широкие властные полномочия, либо юридическое лицо, не являясь финансовым учреждением, занимается денежными переводами, операциями по оплате чеков наличными и т.п., совершает внешнеэкономические операции, занимается туристической деятельностью, является благотворительной общественной организацией, получает финансовую помощь от нерезидентов Украины или предоставляет финансовую помощь нерезидентам Украины).

Таким образом, банкам предоставлена полная свобода действий в определении операций, подлежащих внутреннему мониторингу. Вполне вероятно, что операция ООО «Универсалстройсервис» обладала одним из признаков, предусмотренным одним банком, но не выписанным в Правилах другого.

Если вероятность проведения операции, связанной с легализацией доходов, оценивается субъектом как высокая, то операциям такого лица уделяется значительное внимание. В том числе могут изучаться и финансовые операции лиц — участников операции. По результатам мер по выяснению сути и цели проведения клиентом операции, подлежащей внутреннему финансовому мониторингу, ответственным работником принимается решение относительно проведения или отказа в проведении операции. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона, субъект имеет право отказаться от обеспечения проведения операции в случае установления, что данная операция содержит признаки подлежащей финансовому мониторингу, в соответствии с Законом, и обязан идентифицировать ее и уведомить о ней уполномоченный орган.

Что касается второй части вопроса, то теоретически возможность возместить ущерб, причиненный отказом банка провести операцию, существует. В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона, субъекты финансового мониторинга, их должностные лица и работники не несут ответственности за убытки, причиненные юридическим и физическим лицам, в связи с исполнением ими служебных обязанностей во время проведения финансового мониторинга, если они действовали в рамках заданий, обязанностей и способом, предусмотренным Законом. В данном случае цель доказывания компании — установить, что операция не носила необычный или запутанный характер и, следовательно, не имела признаков подлежащей финансовому мониторингу в соответствии с Законом. Все документы, к которым нет доступа, могут быть затребованы в суде. Если удастся доказать, что отказ банка провести операцию не оправдан, тогда можно сделать вывод о том, что банк действовал не в рамках заданий, предусмотренных Законом, и должен возместить убытки.

Однако на практике… Доказать ошибочность выводов банка, учитывая все вышеизложенное, будет непросто, ведь Закон дает им возможность определять «правила игры» в одностороннем порядке, и формально они не совершают нарушений. Существует вероятность того, что уже осенью Комитет Верховного Совета Украины по вопросам финансовой и банковской деятельности инициирует вопрос о пересмотре сложившейся ситуации.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ВХСУ: почти все о банкротстве

Деловая практика

Вексельная оптимизация

Законодательная практика

Не ходите, девки, замуж

Комментарии и аналитика

Приобретение собственности по давности

Неделя права

Минюст создал два реестра

Проблем хватает на всех

Регистрируем свои права

Неконструктивный диалог

На том же месте, в тот же час...

Совет коллеги

Правовые аспекты сомнительной задолженности

Финансовый мониторинг банков

Судебная практика

Мифы и явь пенсионного законодательства

Судебные решения

О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

Наличие вида на жительство для начисления нерезидентам пенсии на территории Украины не обязательно

Центры занятости имеют право взыскивать задолженность на случай безработицы

Разграничение прав, обязанностей и полномочий работодателей и профессиональных союзов

Тема номера

Пенсионная защита не от государства сего

Единоналожная пенсия — страховой стаж

Трибуна

Вопросы к законопроекту о нотариате

Частная практика

Конфликт интересов: могут ли быть волки сыты и овцы целы

Юридический форум

«Инюрполис» отпраздновал 10 лет!

Тайна без совещательной комнаты

Інші новини

PRAVO.UA