Конфликт интересов: могут ли быть волки сыты и овцы целы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (346) » Конфликт интересов: могут ли быть волки сыты и овцы целы

Конфликт интересов: могут ли быть волки сыты и овцы целы

Сегодня юридические фирмы — это костяк инфраструктуры, обслуживающей бизнес во всем мире и во всех отраслях. Естественно, чем солиднее юридическая фирма, чем шире область решаемых ею вопросов, тем больше число компаний, желающих стать ее клиентами, а следовательно, тем тяжелее для фирмы ноша «высокого доверия». Ошибка юридической фирмы — это не только скандал, это в первую очередь потеря репутации. Поэтому юридическая фирма (и это главное в ее бизнесе) обязана быть эталоном профессиональной компетентности и этической непогрешимости.

Предоставление юридических услуг — это та деятельность, в которой традиционно придерживаются и обязаны придерживаться морально-этических принципов. Можно даже сказать, что эта деятельность регулируется нормами морали в той же степени, что и нормами права. Отношения клиента и юриста или адвоката строятся в первую очередь на доверии, которое трудно завоевывается и очень легко разрушается при малейшем нетактичном или пренебрежительном поведении представителей фирмы, независимо от того, какую должность он занимает — партнера или курьера. Такие доверительные отношения между юридической фирмой и клиентом особенно обостряют вопрос конфликта интересов.

Проблема конфликта интересов является одной из сложнейших этических проблем, решать которые приходится юридической фирме в ходе осуществления своей деятельности, а это далеко не безболезненно. Практика показывает, что выход из конфликта с наименьшими потерями заключается в принятии мер по недопущению возникновения такого конфликта.

Общей чертой всех конфликтов, независимо от их природы, является столкновение интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствие согласия двух или более сторон — участников конфликта. Основой же любого конфликта является наличие противоречия, принимающего форму разногласий.

Конфликт интересов применительно к юридической практике проявляется тогда, когда юридическая фирма оказывается представителем истца и ответчика — в процессе, покупателя и продавца — в сделке, наступающего и защищающегося в противоборстве сторон. В реальной жизни часто присутствует изначальный конфликт интересов, его можно назвать «хроническим конфликтом». Так, например, всем известно, что такие услуги, как юридические, часто продвигаются через рекомендацию старого клиента, но на практике происходит следующее: ваш клиент не даст рекомендации кому-либо из своих друзей или знакомых, если они работают с ним в одной сфере бизнеса и являются его конкурентами хоть в чем-то. Мотивы такого поведения просты: во-первых, клиент боится утечки информации, касающейся его бизнеса; во-вторых, нынешний бизнесмен осознает, что рано или поздно ему придется «воевать» за свои права с конкурентами или партнерами по сделке, а в такой «войне» проверенную, высококвалифицированную юридическую поддержку лучше гарантированно иметь на своей стороне, без всяких опасений относительно утечки информации или других казусов. Таким образом, клиенты юридической фирмы сами принимают превентивные меры с целью недопущения возникновения конфликта интересов.

Но преимущественно выход из ситуаций, когда возникает или может возникнуть конфликт интересов, приходится искать самой юридической фирме. Во-первых, любая уважающая себя фирма ведет реестр и отслеживает информацию о деятельности, круге интересов, а также связанных лицах и конкурентах клиентов. Во-вторых, у юридической фирмы должна быть выработана определенная политика разрешения и предупреждения возникновения конфликта интересов. Реализация такой политики начинается уже на стадии решения вопроса о возможности или невозможности принятия юрфирмой поручения-заказа по делу. Считаю, что юридическая фирма должна отказать обратившемуся лицу в принятии поручения, если фирмой или ее отдельными сотрудниками по данному делу ранее уже предоставлялись юридические услуги лицу, интересы которого противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела. При этом такой отказ должен последовать не только в том случае, когда интересы потенциального клиента конфликтуют с интересами уже существующего клиента по данному конкретному делу, но и в случае, если их интересы конфликтуют вообще и об этом известно юридической компании.

Говоря о возможном конфликте интересов, следует признать, что открытый конфликт — явление довольно редкое, чаще в юридической практике встречается скрытый неочевидный конфликт интересов или конфликт, который, даже если и можно предусмотреть, невозможно предотвратить.

Например, юридическая фирма заключила договор на абонентское обслуживание с акционерным обществом. В течение полутора лет акционерное общество и юридическая фирма сотрудничали и были удовлетворены друг другом. Но вот однажды между двумя акционерами общества возник конфликт по поводу управления обществом. Каждый из акционеров пришел в эту юридическую фирму.

Как правильно поступить юридической фирме при решении вопроса о принятии поручения? С одной стороны, хочется сохранить устоявшиеся взаимоотношения с акционерным обществом, но, с другой стороны, каждый из акционеров считает незаконными и неправильными действия другого. По нашему мнению, юридической фирме необходимо отказать в принятии поручения обоим.

Украинские юридические компании только нарабатывают опыт в подобных вопросах, формируют политику. Поэтому им полезно будет учесть опыт известных зарубежных юридических фирм. Последние обеспечивают предупреждение возникновения конфликта интересов путем установления следующего порядка: как только кто-либо из работников фирмы принял поручение по делу, он рассылает по фирме меморандум, в котором извещает своих коллег о том, кто стал его новым клиентом и по какому делу. С одной стороны, этот меморандум позволяет моментально выявить реальный конфликт интересов, если кто-либо из коллег уже принял дело (допустим, по какой-то причине меморандум коллеги, уже работающего по данному делу, остался без внимания первого сотрудника). С другой стороны, такой меморандум послужит предупреждением коллегам о том, что в возникшем споре фирма уже представляет интересы одной из сторон.

При всей опасности, которую может таить в себе выявленный (реальный или потенциальный) конфликт интересов между клиентами, тем не менее, наличие такого конфликта еще не означает, что юридическая фирма в обязательном порядке «выходит из дела». В конечном счете — это решает клиент, совместно с руководством фирмы.

В отдельных случаях, как исключение из правила, возможно, что интересы обратившихся в фирму за помощью лиц фактически совпадают и конфликт интересов существует лишь «визуально» (например, случаи совместного приобретения недвижимости, учреждение товарищества или акционерного общества и т.д.).

В качестве примера здесь можно привести случай, когда два клиента, пользующиеся услугами одной юридической фирмы, планируют заключение совместной коммерческой сделки и обратились в фирму с просьбой осуществлять юридическое сопровождение намечаемого контракта. Фирма в этом случае обязана проинформировать всех обратившихся о сложившейся ситуации и, во избежание претензий в будущем, получить от каждого клиента согласие (желательно — письменное) на свое участие в деле в интересах всех сторон. Не будет лишним и предупредить каждого клиента о том, что в подобной ситуации ему, как представителю обеих (или более) сторон, не следует знать ту информацию, которая для одной из сторон является строго конфиденциальной и не подлежащей разглашению другим участникам сделки. Соблюдение этого условия представляется важным на случай проявления скрытого (потенциального) конфликта интересов и невозможности его мирного разрешения. Полагаю, что при развитии такого «сценария» фирма имеет право консультировать своих клиентов лишь по бесспорным правовым вопросам. От иных правовых консультаций по данному делу она должна, на мой взгляд, полностью отказаться.

Итак, каждая практикующая юридическая фирма в своей деятельности сталкивается с проблемой конфликта интересов, и разрешить эту проблему всегда непросто. Поэтому хочу назвать несколько правил, позволяющих предотвратить сам конфликт интересов или урегулировать его.

1. Юридическая фирма должна отказать клиенту в принятии его поручения, если оно вступает в конфликт с интересами уже существующего клиента или может вступить в такой конфликт.

2. Юридическая фирма должна отказать обоим клиентам, интересы которых зашли в стадию конфликта, в представлении их интересов.

3. В случае обращения с поручением лица, интересы которого в прошлом конфликтовали с интересами клиента, фирма обязана обратиться к своему клиенту с просьбой высказать мнение по поводу возможности принятия фирмой нового поручения.

4. При выявлении конфликта интересов на стадии, когда поручение уже принято от обеих сторон, необходимо уведомить об этом обе стороны и провести совместные консультации. Если стороны не удастся примирить или предложение о консультировании всех сторон по юридическим вопросам будет отвергнуто, юридической фирме необходимо отказаться от поручения обоих клиентов.

Если следовать указанным выше постулатам, то в ряде случаев в результате устранения конфликта интересов фирма, конечно, может потерять и уже существующего клиента и не получить нового. Однако ей гарантированно удастся сохранить имидж и репутацию, которые занимают первое место в шкале нематериальных ценностей любой фирмы, оказывающей юридические услуги.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ВХСУ: почти все о банкротстве

Деловая практика

Вексельная оптимизация

Законодательная практика

Не ходите, девки, замуж

Комментарии и аналитика

Приобретение собственности по давности

Неделя права

Минюст создал два реестра

Проблем хватает на всех

Регистрируем свои права

Неконструктивный диалог

На том же месте, в тот же час...

Совет коллеги

Правовые аспекты сомнительной задолженности

Финансовый мониторинг банков

Судебная практика

Мифы и явь пенсионного законодательства

Судебные решения

О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

Наличие вида на жительство для начисления нерезидентам пенсии на территории Украины не обязательно

Центры занятости имеют право взыскивать задолженность на случай безработицы

Разграничение прав, обязанностей и полномочий работодателей и профессиональных союзов

Тема номера

Пенсионная защита не от государства сего

Единоналожная пенсия — страховой стаж

Трибуна

Вопросы к законопроекту о нотариате

Частная практика

Конфликт интересов: могут ли быть волки сыты и овцы целы

Юридический форум

«Инюрполис» отпраздновал 10 лет!

Тайна без совещательной комнаты

Інші новини

PRAVO.UA