Единоналожная пенсия — страховой стаж — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (346) » Единоналожная пенсия — страховой стаж

Единоналожная пенсия — страховой стаж

Рубрика Тема номера

С 1 января 2004 года вступил в силу Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (Закон о пенсионном страховании), определяющий принципы, основы и механизм функционирования системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Кроме этого данным Законом предусмотрены порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий, предоставление социальных услуг Пенсионным фондом, который формируется за счет страховых взносов работодателей, бюджетных и других источников, предусмотренных этим Законом.

Закон о пенсионном страховании вводит такие новые понятия, как «страховой стаж», «страхователи» и «застрахованные лица». В связи с этим одним из острейших вопросов при назначении пенсии становится порядок исчисления страхового стажа для субъектов предпринимательской деятельности.

Итак, сначала выясним, что же такое страховой стаж и кто такие застрахованные лица.

Согласно статье 1 Закона о пенсионном страховании, страховой стаж — это период (срок), на протяжении которого лицо подлежало государственному социальному страхованию, которым или за которое уплачивался сбор на обязательное государственное пенсионное страхование в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, и/или подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с этим Законом и за который уплачены страховые взносы.

Застрахованное лицо — это физическое лицо, которое, согласно Закону, подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и уплачивает (уплачивало) и/или за которое уплачиваются или уплачивались в установленном Законом порядке страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Страхователи — это работодатели и прочие лица, согласно Закону, уплачивающие страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

В статье 14 Закона о пенсионном страховании приводится исчерпывающий перечень страхователей. Среди них физические лица — субъекты предпринимательской деятельности и прочие лица (включая юридических и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, избравших особый способ налогообложения: фиксированный, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, специальный торговый патент), которые используют работу физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по договорам гражданско-правового характера.

Следует отметить, что Закон о пенсионном страховании не устанавливает конкретные размеры страховых взносов. Он лишь указывает, что решение этого вопроса возлагается на Верховный Совет Украины. За счет этих взносов должно быть обеспечено предоставление лицам пенсионных выплат, а также покрытие затрат, связанных с функционированием административного аппарата. Однако на данный момент соответствующий специальный закон или другой нормативно-правовой акт не принят, а действует Закон Украины от 26 июня 1997 года «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», устанавливающий размер страховых взносов. Кроме того, Закон о пенсионном страховании в своих заключительных положениях дает возможность применять нормы законов, действовавших до вступления его в силу, и отсылает к нормам Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование».

Итак, страхователи, перечисленные в статье 14 Закона о пенсионном страховании, должны уплачивать страховые взносы в размере 32 % от объекта налогообложения, указанного в статье 19 Закона о пенсионном страховании, а также 1 или 2 % от совокупного налогооблагаемого дохода. Это даст возможность зачислить отработанное время в страховой стаж, являющийся необходимым условием для назначения пенсии, и тем самым обеспечить лицо пенсией в соответствующем размере.

В этом аспекте возникает следующий вопрос: страховой взнос в каком размере должны уплачивать субъекты предпринимательской деятельности, избравшие упрощенную систему налогообложения (единый или фиксированный налог), и каким образом им будет зачисляться страховой стаж?

Существование таких проблем свидетельствует, что Закон о пенсионном страховании не доработан и принят раньше времени.

Не менее удивительны и другие положения этого акта. Законодатель обязывает физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, избравших особый способ налогообложения (фиксированный, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, специальный торговый патент), уплачивать страховые взносы на общих основаниях при условии, что они освобождены от уплаты этих взносов. При этом законодатель, вводя такое обязательство, не отменил положения об освобождении от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины.

Считается, что закон имеет большую юридическую силу, чем Указ Президента Украины, а потому положения закона подлежат применению в первую очередь. Но на практике это почти невозможно. При таких обстоятельствах возникает двойное налогообложение, поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Украины уплачиваются в полном объеме, согласно Закону о пенсионном страховании, а также происходит взыскание части единого и фиксированного налогов.

Бесспорно, физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, избравшие упрощенную систему налогообложения (единый или фиксированный налог), являются плательщиками страховых взносов в размере 32 % от объекта налогообложения, как определено в статье 19 Закона о пенсионном страховании, а также за нанимаемых работников — 1 или 2 % из сумм дохода в виде заработной платы и других выплат, входящих в состав совокупного налогооблагаемого дохода. Но во избежание двойного налогообложения при уплате страховых взносов сумма средств, направляемых в Пенсионный фонд Украины в виде части ставки единого или фиксированного налогов за этих работников, зачисляется в счет уплаты страховых взносов, то есть осуществляется доплата. Например, сумма объекта налогообложения составляет 1000 грн, ставка единого или фиксированного налога — 100 грн. Необходимо доплатить 900 грн (1000 — 100 = 900). Следует обратить внимание на то, что такая доплата возможна лишь при условии, что плательщик предоставит подтверждение уплаты ставки единого или фиксированного налогов.

Очень актуален вопрос, каким образом будет учитываться в страховой стаж период работы с 1 января 2004 года до принятия соответствующих нормативно-правовых актов, которые урегулируют эти вопросы, для нанимаемых работников и самих предпринимателей. Порядок исчисления страхового стажа устанавливает статья 24 Закона о пенсионном страховании. В ней предусмотрено, что страховой стаж исчисляется в месяцах. Физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности, избравшее упрощенную систему налогообложения, уплачивает единый налог по ставке, например, в размере 120 грн. В Пенсионный фонд направляется 42 %, что составляет 50,4 грн. При таких обстоятельствах страховой стаж исчисляется пропорционально сумме внесенных страховых взносов по соответствующей формуле, то есть засчитывается неполный месяц страхового стажа. В данной ситуации физические лица — субъекты предпринимательской деятельности могут осуществлять доплату. Например, из ставки единого налога в Пенсионный фонд направляется 50,4 грн, минимальный взнос составляет 65,6 грн, следовательно доплата осуществляется в размере 15,2 грн (65,6 — 50,4 = 15,2).

Данные вопросы давно стали наболевшими и требуют немедленного законодательного решения. Мы предлагаем из ставки единого или фиксированного налога исключить сумму, направляемую в Пенсионный фонд Украины (42 %), и установить новую, меньшую ставку. Это даст возможность избежать многих недоразумений, в частности рассмотренных в данном материале.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ВХСУ: почти все о банкротстве

Деловая практика

Вексельная оптимизация

Законодательная практика

Не ходите, девки, замуж

Комментарии и аналитика

Приобретение собственности по давности

Неделя права

Минюст создал два реестра

Проблем хватает на всех

Регистрируем свои права

Неконструктивный диалог

На том же месте, в тот же час...

Совет коллеги

Правовые аспекты сомнительной задолженности

Финансовый мониторинг банков

Судебная практика

Мифы и явь пенсионного законодательства

Судебные решения

О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

Наличие вида на жительство для начисления нерезидентам пенсии на территории Украины не обязательно

Центры занятости имеют право взыскивать задолженность на случай безработицы

Разграничение прав, обязанностей и полномочий работодателей и профессиональных союзов

Тема номера

Пенсионная защита не от государства сего

Единоналожная пенсия — страховой стаж

Трибуна

Вопросы к законопроекту о нотариате

Частная практика

Конфликт интересов: могут ли быть волки сыты и овцы целы

Юридический форум

«Инюрполис» отпраздновал 10 лет!

Тайна без совещательной комнаты

Інші новини

PRAVO.UA