Фабула раса — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (980) » Фабула раса

Фабула раса

В вопросе подготовки законодательства, необходимого для начала деятельности нового конституционного органа — Высшего совета правосудия (ВСП) — больше не осталось нормотворческой недосказанности. Все тайное стало явным после того, как глава государства внес на рассмотрение парламента долгожданный проект закона «О Высшем совете правосудия»: согласно официальной информации, соответствующий законопроект (№ 5180) был зарегистрирован в Верховном Совете Украины 23 сентября с.г., но его текст обнародовали только через несколько дней — 26 сентября с.г. И если нюансы законодательного регулирования деятельности нового конституционного органа были на слуху у экспертного сообщества в течение последних нескольких месяцев (о них мы уже не раз рассказывали на страницах нашего издания), то заключительные и переходные положения проекта о ВСП до этого момента так ни разу и не были публично презентованы. Поэтому анализировать уже официализированный текст законопроекта мы начнем именно с конца — с его заключительных и переходных положений.

 

Поток создания

В указанных законодательных нормах можно найти ответ на главный вопрос: как именно будет осуществляться процесс создания ВСП? Следует отметить, что в соответствии с новыми конституционными предписаниями до создания Высшего совета правосудия его полномочия осуществляет Высший совет юстиции (ВСЮ). ВСП создается путем реорганизации ВСЮ. До избрания (назначения) членов ВСП этот орган действует в составе членов ВСЮ в течение срока их полномочий, которые не могут длиться дольше, чем до 30 апреля 2019 года. Из этого следует, что дебют нового конституционного органа фактически должен состояться автоматически после вступления в силу конституционных изменений. Правда, такой алгоритм в Законе Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» прописывался, очевидно, с расчетом на то, что соответствующее имплементационное законодательство будет «введено в эксплуатацию» одновременно с новациями Основного Закона. Но, как известно, этот законодательный замысел так и не был реализован.

Наверное, поэтому в законопроекте № 5180 предусмотрен механизм, подразумевающий проведение необходимых подготовительных работ для создания ВСП, который будет запущен только с момента вступления в силу специального закона, регулирующего деятельность нового конституционного органа. Так, в пункте 23 заключительных и переходных положений проекта Высшему совету юстиции предписывается в течение 20 дней со дня вступления в силу нового закона принять решение о создании ВСП путем реорганизации ВСЮ и сформировать Комиссию по вопросам реорганизации ВСЮ и создания нового органа, а также разработать и утвердить порядок осуществления соответствующих мероприятий. Из этого следует, что новый орган в судебной системе появится не раньше чем через месяц. И это по самым оптимистическим прогнозам, в случае если законопроект № 5180, определенный главой государства как неотложный, будет быстро (в течение одной-двух недель, а возможно, и нескольких дней) рассмотрен парламентом и принят в качестве закона, после чего оперативно официализирован — подписан Президентом Украины и опубликован.

В соответствии с заключительными и переходными положениями закон о ВСП вступает в силу со дня его опубликования, но не ранее 30 сентября 2016 года (последнее предписание уже явно утратило свою актуальность!), кроме следующих норм: части 2 статьи 21, которой установлено, что размер вознаграждения члена ВСП устанавливается в размере должностного оклада судьи Верховного Суда (с начала следующего года он будет исчисляться 75 «минималками») с коэффициентом 1,5 — она вступает в силу с 1 января 2017 года; пункта 10 части 1 статьи 3, главы 9 раздела II настоящего Закона (речь идет о нормах, регулирующих новые полномочия ВСП по переводу судей), которые начнут свое действие через два года со дня вступления в силу конституционных новаций. Последними, напомним, предусмотрено, что в течение двух лет перевод судьи из одного суда в другой осуществляет Президент Украины на основании соответствующего представления ВСП. При этом в заключительных и переходных положениях проекта уточняется, что в течение упомянутого срока глава государства осуществляет перевод судей по представлению ВСП, которое вносится на основании и в пределах рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) или на основании представления Дисциплинарной палаты ВСП.

 

Кадровый запрос

В заключительных и переходных положениях проекта о ВСП был актуализирован и механизм кадровой комплектации этого органа. Следует отметить: конституционными изменениями предусмотрено, что заполнять три вакансии в ВСП, которые образуются в связи с прекращением полномочий Генпрокурора, министра юстиции и с увеличением количественного состава этого органа с 20 до 21 члена, будет съезд судей. Но это, как известно, не поможет решить все кадровые вопросы, ведь незаполненных вакансий во ВСЮ по состоянию на 30 сентября с.г. оказалось вдвое больше, чем было заявлено. Не заполненными полностью остались квоты парламента и ученых-юристов, кроме того, освободилось одно место члена ВСЮ в связи с тем, что заместитель председателя этого органа Алексей Муравьев был уволен с должности судьи Высшего административного суда Украины по собственному желанию, что повлекло за собой потерю его членства во ВСЮ. В связи с этим пунктом 7 заключительных и переходных положений проекта № 5180 предусмотрена важная оговорка: если в день вступления в силу конституционных изменений соответствующим субъектом не назначено количество членов ВСЮ, которых такой субъект должен был назначить в соответствии с законом, члена Высшего совета правосудия на соответствующую вакантную должность избирает съезд судей Украины в пределах определенной Конституцией Украины квоты наивысшего органа судейского самоуправления в этом органе, то есть в пределах десяти членов. Следовательно, кадровая задача для главного судейского форума, который должен состояться в течение трех месяцев с момента вступления в силу закона о ВСП, существенно усложнится: судейскому сообществу предстоит делегировать в ВСП не троих своих представителей, а шестерых.

При этом предусматриваются «переходные» особенности в механизме созыва съезда судей Украины в части, касающейся избрания делегатов. Прописывается, что до создания Верховного Суда в порядке и составе, которые определены новым Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей», избрание делегатов на главный судейский форум осуществляется таким образом: собрание судей Верховного Суда Украины избирает трех делегатов, а судейские коллективы Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшего хозяйственного суда Украины и Высшего административного суда Украины — по одному делегату от 20 судей, работающих в соответствующем суде.

Вместе с тем в заключительных и переходных положениях «президентского» законопроекта содержится еще одна оговорка: до 30 апреля 2019 года судья, избираемый (назначаемый) членом ВСП, кроме определенных специальным законом требований, должен иметь стаж работы в должности судьи не менее десяти лет. Следует напомнить, что этот вопрос был одним из самых дискуссионных на финальном этапе подготовки проекта о ВСП, в ходе одобрения соответствующего текста Советом по вопросам судебной реформы. В результате эксперты поддержали компромиссный вариант: в «теле» закона требование относительно наличия десятилетнего стажа работы для членов ВСП, которые являются судьями, сохранить, при этом в заключительных и переходных положениях предусмотреть некое «окно» (возможность для избрания/назначения членов ВСП, которые являются судьями, на переходный период без такого обязательного квалификационного условия). Однако в официализированном тексте законопроекта, как видим, был заложен принцип с точностью до наоборот: требования относительно наличия у судей, претендующих на место в ВСП, 10-летнего стажа сохранили только для переходного этапа. А вот в статье 6 проекта, регулирующей требования и ограничения относительно членов ВСП, соответствующее предписание отсутствует. В указанной норме законопроекта заложены одинаковые для всех представителей этого конституционного органа требования: на должность члена Высшего совета правосудия может быть избран (назначен) гражданин Украины не моложе 35 лет, который владеет государственным языком, имеет высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее 15 лет, является признанным специалистом в сфере права, имеет безупречную профессиональную репутацию и соответствует критерию политической нейтральности.

 

По переходу дела

В заключительных и переходных положениях проекта № 5180 детализируется порядок осуществления Высшим советом правосудия отдельных кадровых и дисциплинарных функций на переходном этапе. В частности, предусматривается, что вопрос об увольнении судьи на основаниях, определенных подпунктом 4 пункта 161 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины (то есть в случае выявления по результатам квалифоценивания несоответствия судьи занимаемой должности по критериям компетентности, профессиональной этики или добропорядочности либо отказа судьи от такого оценивания), рассматривается на заседании ВСП в пленарном составе на основании представления ВККС в порядке, определенном статьей 56 специального закона, регулирующего деятельность ВСП.

Материалы и представления ВСЮ об увольнении судей, в отношении которых до вступления в силу конституционных изменений не принято решение Президентом Украины или парламентом, передаются в ВСП для принятия решения об их увольнении на основаниях, указанных в представлениях. ­Соответствующее решение, как предусматривается законопроектом о ВСП, принимается Высшим советом правосудия в пленарном составе без вызова судьи, в отношении которого рассматривается вопрос об увольнении. При этом прописывается, что регламентом Высшего совета правосудия может быть предусмотрена упрощенная процедура рассмотрения этого вопроса.

Судья, в отношении которого до 30 сентября с.г. ВСЮ было внесено представление о его увольнении с должности за нарушение присяги и решение не было принято на политическом уровне (то есть судья не был уволен главой государства или парламентом), увольняется с должности судьи на основании пункта 3 части 6 статьи 126 Конституции Украины — за совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, что несовместимо со статусом судьи или выявило его несоответствие занимаемой должности.

Если же до наступления новой конституционной реальности судья по каким-либо причинам не был уволен с должности в связи с достижением предельного возраста — 65 лет, его полномочия прекращаются с 30 сентября 2016 года, кроме случая, если до указанного часа «Ч» в установленном законом порядке судья подал заявление об отставке. В этом случае ВСП рассматривает такое заявление в порядке, определенном новым специальным законом, и принимает одно из двух решений: либо об увольнении судьи с должности в связи с подачей заявления об отставке на основании пункта 4 части 6 статьи 126 Конституции Украины, либо об отказе в увольнении судьи с должности в связи с подачей заявления об отставке, если судья не имеет стажа работы на должности судьи, необходимого для выхода в отставку в соответствии с законодательством, действовавшим на день подачи судьей заявления об отставке. В последнем случае полномочия судьи прекращаются с 30 сентября с.г.

Детализируется также выполнение в отношении судей дисциплинарных функций, которые, согласно философии специального законодательства, полностью будут замыкаться на ВСП. Среди прочего устанавливается, что заявление (жалоба) относительно поведения судьи, переданное ВККС для рассмотрения ВСП или его Дисциплинарными палатами после вступления в силу нового Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (который, напомним, был «введен в эксплуатацию» одновременно с конституционными новациями), остается без рассмотрения и приобщается к судейскому досье, если на момент установленного дедлайна истек срок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности по факту, изложенному в жалобе. При этом уточняется, что регламентом ВСП может быть предусмотрена упрощенная процедура предварительной проверки заявлений (жалоб), которые были поданы в Высшую квалификационную комиссию судей ранее чем за три года до вступления в силу нового профильного судейского законодательства.

Решения соответствующего органа о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи или прокурора по дисциплинарным делам, открытым до 30 сентября с.г., обжалуются в ВСП и рассматриваются им в пленарном составе в порядке, установленном новым специальным законом. Дисциплинарные дела, открытые ВСЮ до 30 сентября с.г., Дисциплинарные палаты Высшего совета правосудия рассматривают в порядке, предусмотренном пунктом 32 раздела XII «Заключительные и переходные положения» нового Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», с учетом особенностей, определенных регламентом ВСП.

Вместе с тем уточнения вносятся и в «переходный» алгоритм осуществления полномочий ВСП по назначению судей. В частности, устанавливается, что представления ВСЮ о назначении на должности судей впервые, не рассмотренные до дня вступления в силу конституционных изменений, передаются в ВСП для решения вопроса о назначении соответствующих судей (внесение соответствующих представлений). Кандидаты на должность судьи, материалы в отношении которых были переданы в Высший совет правосудия и которые на 60-й день со дня вступления в силу нового Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» не соответствуют новым конституционным требованиям (скажем, им не исполнилось 30 лет или у них нет пятилетнего стажа профессиональной деятельности в сфере права), прекращают участие в процедурах назначения на должность судьи. Претенденты, соответствующие новым требованиям, проходят специальную проверку и участвуют в конкурсе на занятие должности судьи. Если по результатам квалификационного экзамена, который был сдан до 30 сентября с.г., кандидат на должность судьи набрал менее 75 % от максимально возможного балла, он повторно сдает квалифэкзамен, проходит специальную проверку и принимает участие в конкурсе на занятие должности судьи. Для проведения специальной проверки, квалификационного экзамена и конкурса на занятие должности судьи ВСП передает соответствующие материалы ВККС.

Материалы и рекомендации ВККС об избрании судей бессрочно, в отношении которых по состоянию на 30 сентября с.г. решение не принято, будут рассматриваться ВСП в порядке, установленном главой 2 раздела II нового специального закона.

 

Предложение следует

«Переходными» нормами проекта о ВСП предусмотрено внесение и целого ряда сопутствующих изменений, сравнительная таблица коих содержит порядка 120 (!) страниц. Так, наряду с номинальной коррекцией, связанной с конституционными изменениями названия должности главного прокурора страны (как и в случае с Верховным Судом, название «Генеральный прокурор» не будет содержать привязки к государству — слова «Украины»), коррективы вносятся и в Закон Украины «О Регламенте Верховного Совета Украины» в части, которая касается парламентских полномочий по предоставлению согласия на снятие судейской неприкосновенности, бессрочного избрания судей и их увольнения.

Кроме того, временно, до внесения комплексных изменений в процессуальные кодексы в связи с созданием нового Верховного Суда для обеспечения права на пересмотр Верховным Судом Украины решений Высшего административного суда Украины относительно обжалования актов, действий или бездействия ВККС законопроектом № 5180 предлагается откорректировать соответствующие положения Кодекса административного судопроизводства Украины.

Изменения вносятся и в уголовное законодательство. В частности, Уголовный кодекс Украины дополняется новеллой — статьей 3512 «Препятствование деятельности Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины». Прописывается, что невыполнение законных требований ВСП, его органа или члена, ВККС или члена ВККС, создание искусственных препятствий в их работе, непредоставление им информации или предоставление заведомо ложной информации в случае совершения в течение года после повторного наложения административного взыскания за указанные действия наказываются штрафом от 100 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Вместе с тем корректируется и ряд положений Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины. Среди прочего расширяется перечень мер обеспечения уголовного производства (изменения части 2 статьи 131 УПК Украины) путем включения в него новой опции (речь идет о временном отстранении судьи от осуществления правосудия), суть которой раскрывается в новой статье 1551 Кодекса. Предусматривается, что решение о временном отстранении судьи от осуществления правосудия принимает ВСП на основании мотивированного ходатайства Генерального прокурора или его заместителя в порядке, установленном законом. Соответствующее ходатайство подается в ВСП в отношении судьи, который является подозреваемым, обвиняемым (подсудимым) на любой стадии уголовного производства, и оно должно отвечать требованиям части 2 статьи 155 УПК Украины.

Следует отметить, что вопросы временного отстранения судьи от осуществления правосудия регулируются главой 8 раздела ІІ проекта закона о ВСП. Применяться такая временная мера, помимо указанного случая (в связи с привлечением к уголовной ответственности), может также при проведении квалификационного оценивания и в порядке применения дисциплинарного взыскания. Кроме того, судья временно отстраняется от осуществления правосудия со дня принятия Дисциплинарной палатой решения о применении дисциплинарного взыскания в виде представления об увольнении судьи с должности. В таком случае отстранение осуществляется автоматически без принятия ВСП отдельного решения.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Профессиональная проформа

Акцент

Исполнить на ИС

В фокусе: юрисконсульты

Четвертый сезон

Государство и юристы

Принять и упростить

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ изменит требования к инкассаторам

Ветирован закон о досрочном прекращении военных контрактов

Предлагается разрешить «народную законодательную инициативу»

Государство и юристы

Фабула раса

Книжная полка

Тематический запрос

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ поддержал решение Антимонопольного комитета Украины по «делу ритейлеров»

Суды отменили постановление правления Национального банка Украины о ликвидации банка «Союз»

Новости юридических фирм

Частная практика

Адвокаты АК «Правочин» защитили интересы клиента в споре с ГИС

ЮК FCLEX отстояла интересы владельца супермаркетов «Фуршет» в споре с кредитором

Aequo консультирует фонд частных инвестиций в сделке по приобретению земельных участков

Специалисты Interlegal выиграли дело о взыскании задолженности за причальный сбор

МЮФ Eterna Law объявила о создании практики Lobbying & GR и присоединении нового партнера

ПЮА «Дубинский и Ошарова» отстояло право Ощадбанка на ТМ «Сбербанк»

Pavlenko Legal Group усиливает и расширяет команду экспертов

Отрасли практики

Дать зачет

Нести безответственность

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Исполнительное производство

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Репортаж

Коррупционный сбой

Ценная реакция

Open Ukraine

Самое важное

По сути сам

Светлая память

Ушел из жизни президент «Укринюрколлегии» Даниил Курдельчук

Судебная практика

Совершению нет предела

Уценка качества

Новеллы доказывания

Регистрация «до», а не «после»

Судебная практика

Судебные решения

Оспаривать признание ФГВФЛ сделки ничтожной необходимо в хозяйственном суде

Установленный в договоре кредита срок исковой давности не применяется по отношению к поручителю

Судебная практика

Давность по обеспечению

Пришли с миром

Тема номера

Дорожный спор

Процесс загрузки

Частная практика

Инновационный тон

Інші новини

PRAVO.UA