Установленный в договоре кредита срок исковой давности не применяется по отношению к поручителю — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (980) » Установленный в договоре кредита срок исковой давности не применяется по отношению к поручителю

Установленный в договоре кредита срок исковой давности не применяется по отношению к поручителю

Срок поручительства не является сроком для защиты нарушенного права. Это срок существования самого обязательства поручительства. Таким образом, и право кредитора, и обязанность поручителя по его окончании прекращаются, а это означает, что никакие действия по реализации этого права, в том числе применение принудительных мер защиты в судебном порядке, кредитор совершать не может

14 сентября 2016 года Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в судебном заседании дело по иску публичного акционерного общества «КБ «П» (ПАО «КБ «П») к гр-ну И., гр-ну К. о взыскании средств по заявлению гр-на К. о пересмотре судебных решений, установила следующее.

В июле 2009 года ПАО «КБ «П» обратилось в суд с иском к гр-ну И. об обращении взыскания на принадлежащее ответчику на праве собственности залоговое имущество.

В июле 2010 года истец уточнил исковые требования, в результате чего в состав ответчиков был включен гр-н К., и, соответственно, просил взыскать солидарно с ответчиков задолженность по кредитному договору от 8 сентября 2008 года в размере 4786,83 долл. США, что по курсу НБУ по состоянию на 4 октября 2012 года составляет 38 261,13 грн.

В обоснование своих исковых требований истец ссылался на то, что, согласно заключенному 8 сентября 2008 года между истцом и гр-ном И. договору, истец предоставил последнему кредит в размере 3000 долл. США на срок до 8 мая 2009 года включительно. В нарушение условий договора ответчик обязательства по указанному договору надлежащим образом не исполняет.

С целью обеспечения надлежащего исполнения условий кредитного договора гр-ном И. 8 сентября 2008 года между банком и гр-ном К. был заключен договор поручительства.

В связи с тем, что заемщик надлежащим образом свои обязанности не исполняет, по состоянию на 4 октября 2012 года возникла задолженность в сумме 4786,83 долл. США, что по курсу НБУ по состоянию на 4 октября 2012 года составляет 38 261,13 грн, состоящая из задолженности по телу кредита — 1522,72 долл. США (12 171,10 грн), по процентам — 2041,43 долл. США (16 317,14 грн) и пени — 1222,68 долл. США (9772,88 грн).

Решением Малиновского районного суда г. Одессы от 5 октября 2015 года, оставленным без изменений определением Апелляционного суда Одесской области от 25 января 2016 года, исковые требования ПАО «КБ «П» удовлетворены.

Определением Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 13 апреля 2016 года кассационная жалоба гр-на К. отклонена, решения судов предыдущих инстанций оставлены без изменений.

В поданном в Верховный Суд Украины заявлении гр-н К. просит отменить решения судов по делу в отношении разрешения требований к нему как к поручителю и принять новое решение, ссылаясь на неодинаковое применение судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права и на несоответствие судебного решения суда кассационной инстанции изложенному в постановлении Верховного Суда Украины выводу о применении в подобных правоотношениях норм материального права, а именно — части 4 статьи 559, части 1 статьи 251, части 1 статьи 252 Гражданского кодекса (ГК) Украины.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы заявления, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины пришла к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

На основании статьи 3604 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины Верховный Суд Украины отменяет судебное решение по делу, пересматриваемому на основании неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, что привело к принятию различных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях, если установит, что оно является незаконным.

Судами установлено, что между ПАО «КБ «П» и гр-ном И. был заключен кредитный договор от 8 сентября 2008 года, по которому истец предоставил заемщику кредит в размере 3000 долл. США на срок до 8 мая 2009 года включительно.

В этот же день с целью обеспечения исполнения заемщиком обязательств по вышеуказанному договору между ПАО «КБ «П» и гр-ном К. был заключен договор поручительства.

В пункте 11 заключенного сторонами договора поручительства указано, что настоящий договор действует до полного исполнения обязательства по кредитному договору.

Согласно пункту 12 договора поручительства, срок, в пределах которого стороны могут обратиться в суд с требованием о защите своего нарушенного права или законного интереса по настоящему договору, составляет пять лет.

В связи с ненадлежащим исполнением заемщиком обязательств по кредитному договору у него по состоянию на 4 октября 2012 года возникла задолженность в общем размере 4786,83 долл. США, что по курсу НБУ составляет 38 261,13 грн.

Удовлетворяя исковые требования о взыскании задолженности с гр-на К., суд первой инстанции, с выводом которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что стороны в соответствии с требованиями части 4 статьи 559 ГК Украины установили срок обращения с требованиями банка к поручителю в течение пяти лет, поэтому с учетом того, что срок возврата кредита установлен до 8 мая 2009 года, а с иском в суд банк обратился в июле 2010 года, обоснованным является вывод об отсутствии оснований для признания поручительства гр-на К. прекращенным на основании части 4 статьи 559 ГК Украины.

В предоставленном для сравнения определении Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 31 июля 2013 года суд кассационной инстанции исходил из того, что апелляционный суд пришел к ошибочному выводу о соблюдении банком сроков, установленных статьей 559 ГК Украины, в связи с установлением срока защиты нарушенных прав по условиям договора поручительства на пять лет, поскольку договором поручительства предусмотрено его действие до полного исполнения должником своих обязательств, а потому подлежат применению нормы части 4 статьи 559 ГК Украины, устанавливающие шестимесячный срок для предъявления требования к поручителю, который банк пропустил.

В предоставленном для сравнения постановлении Верховного Суда Украины от 17 сентября 2014 года суд исходил из того, что непредъявление кредитором требования к поручителю в течение шести месяцев со дня наступления срока исполнения основного обязательства в случае, если срок действия поручительства не установлен, является основанием для прекращения последнего, следовательно, и обязанности поручителя нести солидарную ответственность перед кредитором наряду с должником по основному обязательству. Кроме того, обращение в суд после истечения предусмотренного частью 4 статьи 559 ГК Украины шестимесячного срока не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в связи с истечением срока исковой давности, а служит основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в связи с прекращением права кредитора на удовлетворение своих требований за счет поручителя.

Изложенное свидетельствует о том, что существует неодинаковое применение судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права и судебное решения суда кассационной инстанции не соответствует изложенному в постановлении Верховного Суда Украины выводу о применении в подобных правоотношениях норм материального права, а именно — части 4 статьи 559, части 1 статьи 251, части 1 статьи 252 ГК Украины.

Решая вопрос об устранении разногласий в применении судом кассационной инстанции указанной нормы материального права, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 553 ГК Украины, по договору поручительства поручитель поручается перед кредитором должника за исполнение им своей обязанности.

В соответствии с частью 4 статьи 559 ГК Украины поручительство прекращается после окончания срока, установленного в договоре поручительства. Когда такой срок не установлен, поручительство прекращается, если кредитор в течение шести месяцев со дня наступления срока исполнения основного обязательства не предъявит требования к поручителю. Если срок основного обязательства не установлен или установлен моментом предъявления требования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение одного года со дня заключения договора поручительства.

Согласно части 1 статьи 251 ГК Украины, сроком является определенный период во времени, с истечением которого связано действие или событие, имеющее юридическое значение.

Срок определяется годами, месяцами, неделями, днями или часами (часть 1 статьи 252 ГК Украины).

Вместе с тем с наступлением определенного события, имеющего юридическое значение, законодатель связывает срок, определяемый календарной датой или указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (часть 2 статьи 251 и часть 2 статьи 252 ГК Украины).

Из договора поручительства следует, что в нем не установлен срок, после которого поручительство прекращается, а условие договора поручительства (пункт 11 договора поручительства) о его действии до полного исполнения обязательств по кредитному договору не является установленным сторонами сроком прекращения действия поручительства, поскольку противоречит части 1 статьи 251 и части 1 статьи 252 ГК Украины, поэтому в этом случае подлежат применению нормы части 4 статьи 559 ГК Украины о том, что поручительство прекращается, если кредитор на протяжении шести месяцев со дня наступления срока исполнения основного обязательства не предъявит требования к поручителю.

Таким образом, поручительство — это срочное обязательство, и независимо от того, установлен срок его действия договором или законом, его истечение прекращает субъективное право кредитора. Это означает, что срок поручительства относится к преклюзивным срокам.

Вместе с тем исковая давность — это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (статья 256 ГК Украины). При этом, согласно частям 1 и 5 статьи 261 ГК Украины, течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права или о лице, которое его нарушило. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом требования, ход исковой давности начинается со дня, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Если поручительство прекратилось (в том числе и на основании непредъявления кредитором соответствующего требования к поручителю в течение шести месяцев со дня наступления срока исполнения основного обязательства), институт исковой давности применен быть не может, потому что право кредитора на предъявление требования к поручителю и обязанность поручителя нести ответственность перед кредитором за нарушенное заемщиком обязательство прекратились.

Следовательно, непредъявление кредитором требования к поручителю в течение шести месяцев со дня наступления срока исполнения основного обязательства в случае, если срок действия поручительства не установлен, является основанием для прекращения последнего, а следовательно, и обязанности поручителя нести солидарную ответственность перед кредитором наряду с должником по основному обязательству.

В кредитном договоре срок исполнения основного обязательства четко определен: срок полного погашения кредита — 8 мая 2009 года.

При таких обстоятельствах у банка возникло право предъявить требование к поручителю об исполнении нарушенного обязательства должника по возврату кредита начиная с 8 мая 2009 года и в течение следующих шести месяцев.

Срок поручительства не является сроком для защиты нарушенного права. Это срок существования самого обязательства поручительства. Таким образом, и право кредитора, и обязанность поручителя по его окончании прекращаются, а это означает, что никакие действия по реализации этого права, в том числе применение принудительных мер защиты в судебном порядке, кредитор совершать не может.

В пересматриваемом деле судами установлено, что должник обязался вернуть кредит в срок до 8 мая 2009 года, а поскольку банк обратился к поручителю с иском в июле 2010 года, то есть с пропуском указанного в части 4 статьи 559 ГК Украины шестимесячного срока, имеются основания для отказа в удовлетворении исковых требований в связи с прекращением права кредитора на удовлетворение своих требований за счет поручителя.

Учитывая вышесказанное, решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене в части разрешения требований к гр-ну К. с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к нему как поручителю.

Руководствуясь пунктами 1, 4 части 1 статьи 355, пунктом 1 части 1 статьи 3603, частями 1, 2 статьи 3604 ГПК Украины, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины постановила:

— заявление гр-на К. удовлетворить;

— решение Малиновского районного суда г. Одессы от 5 октября 2015 года, определение Апелляционного суда Одесской области от 25 января 2016 года и определение Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 13 апреля 2016 года в части разрешения исковых требований к гр-ну К. отменить с принятием в этой части нового решения;

— в удовлетворении исковых требований ПАО «КБ «П» к гр-ну К. о взыскании денежных средств отказать.

Постановление является окончательным и может быть обжаловано только на основании, установленном пунктом 3 части 1 статьи 355 ГПК Украины.

 

(Постановление Верховного Суда Украины от 14 сентября 2016 года. Дело № 6-1451цс16. Председательствующий — Романюк Я.М. Судьи — Гуменюк В.И., Лященко Н.П., Охримчук Л.И., Симоненко В.Н., Ярема А.Г.)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Профессиональная проформа

Акцент

Исполнить на ИС

В фокусе: юрисконсульты

Четвертый сезон

Государство и юристы

Принять и упростить

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ изменит требования к инкассаторам

Ветирован закон о досрочном прекращении военных контрактов

Предлагается разрешить «народную законодательную инициативу»

Государство и юристы

Фабула раса

Книжная полка

Тематический запрос

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ поддержал решение Антимонопольного комитета Украины по «делу ритейлеров»

Суды отменили постановление правления Национального банка Украины о ликвидации банка «Союз»

Новости юридических фирм

Частная практика

Адвокаты АК «Правочин» защитили интересы клиента в споре с ГИС

ЮК FCLEX отстояла интересы владельца супермаркетов «Фуршет» в споре с кредитором

Aequo консультирует фонд частных инвестиций в сделке по приобретению земельных участков

Специалисты Interlegal выиграли дело о взыскании задолженности за причальный сбор

МЮФ Eterna Law объявила о создании практики Lobbying & GR и присоединении нового партнера

ПЮА «Дубинский и Ошарова» отстояло право Ощадбанка на ТМ «Сбербанк»

Pavlenko Legal Group усиливает и расширяет команду экспертов

Отрасли практики

Дать зачет

Нести безответственность

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Исполнительное производство

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Репортаж

Коррупционный сбой

Ценная реакция

Open Ukraine

Самое важное

По сути сам

Светлая память

Ушел из жизни президент «Укринюрколлегии» Даниил Курдельчук

Судебная практика

Совершению нет предела

Уценка качества

Новеллы доказывания

Регистрация «до», а не «после»

Судебная практика

Судебные решения

Оспаривать признание ФГВФЛ сделки ничтожной необходимо в хозяйственном суде

Установленный в договоре кредита срок исковой давности не применяется по отношению к поручителю

Судебная практика

Давность по обеспечению

Пришли с миром

Тема номера

Дорожный спор

Процесс загрузки

Частная практика

Инновационный тон

Інші новини

PRAVO.UA