Николай ОНИЩУК хочет идти в ногу со временем |
Мы живем в век бурного развития телекоммуникационных технологий. И хотя, к сожалению, нельзя сказать, что глобальная сеть в равной степени доступна во всех уголках Украины, имеется тенденция ежегодного увеличения количества ее пользователей среди наших соотечественников. Не желая отставать от требований времени, Министерство юстиции Украины выступило с инициативой расширить порядок обращений граждан в органы государственной власти. Соответствующие изменения в Закон Украины «Об обращении граждан» размещены на сайте Минюста для предоставления замечаний и предложений общественности.
Как сообщил министр юстиции Николай Онищук, инициатива Минюста основывается на необходимости усовершенствования законодательства в данной сфере с учетом современного уровня развития информационных технологий. Мировой опыт в этом вопросе, по мнению г-на Онищука, свидетельствует о том, что модель электронного управления естественна и привлекательна для тех стран, где смысл и направленность деятельности государства определяют права и свободы человека и их гарантии, в том числе право граждан на обращение, которое является одним из основоположных принципов взаимоотношений государства и человека.
Действующая редакция Закона Украины «Об обращении граждан» предусматривает только устную и письменную формы обращения в органы государственной власти. При этом Закон определяет, что письменные обращения могут посылаться лишь обычной почтой или передаваться гражданином в соответствующий орган или учреждение лично или через уполномоченное им лицо.
Целью проекта закона «О внесении изменений в Закон Украины «Об обращении граждан», разработанного Минюстом, является внедрение возможности реализации гражданами права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности путем представления обращений с использованием сети Интернет.
Так, в законопроекте предлагается нормировать возможность граждан посылать электронные обращения в указанные органы и учреждения, а также получать ответ на них посредством электронной почты. Таким образом, проект закона расширяет перечень способов реализации гражданами права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Например, предлагается изложить часть третью статьи 5 Закона в такой редакции: «Обращение может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом во время личного приема) или письменным, направленным почтой, в том числе электронной почтой, или переданным гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо, если эти полномочия оформлены в соответствии с действующим законодательством».
Кроме того, предлагается дополнить статью 5 новой частью, в которой указывается, что обращение, подаваемое в форме электронного документа, должно содержать, кроме предусмотренных требований (фамилия, имя, отчество, место проживания гражданина, суть вопроса, замечания, предложения, заявления, жалобы и т.д.), адрес электронной почты, а также соответствовать требованиям законодательства об электронных документах и электронном документообороте.
Заметим, что в Законе Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» указано, что электронный документ — это документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа. К обязательным реквизитам Законом, помимо прочего, отнесена электронная подпись, использующаяся для идентификации автора и/или лица, подписывающего электронный документ, другими субъектами электронного документооборота. Заметим, что электронная подпись является полным электронным аналогом обычной подписи на бумаге, но реализуется не с помощью графических изображений, а с помощью математических преобразований над содержимым документа. Стоит отметить, что большинство обыкновенных граждан имеет смутное представление о механизме создания электронной подписи. Поэтому возникает вопрос — будет ли наличие электронной подписи необходимым при составлении электронного обращения граждан в органы государственной власти, ведь законодательно она определена как обязательный реквизит?
Возвращаясь к рассматриваемому проекту закона, стоит отметить и другие, предложенные в нем, изменения. Так, предлагается внести изменения в статью 18, наделив граждан правом получения письменного ответа по результатам рассмотрения заявления или жалобы, в том числе электронной почтой, в случае, если заявление или жалоба были направлены в форме электронного документа. Аналогичные изменения касаются и статьи 19, в которой предлагается обязать органы государственной власти и местного самоуправления сообщать электронной почтой о результатах проверки заявлений и жалоб в случае, если заявление или жалоба поступила в форме электронного документа.
По мнению Минюста, принятие указанного законопроекта даст возможность значительно сэкономить время и материальные ресурсы как органов государственной власти и местного самоуправления, так и непосредственно граждан, а также освободит государственных служащих от рутинной работы, связанной с бумажным оформлением ответов на заявления и жалобы, и таким образом повысит уровень доверия населения к государственной власти.
Отметим, что подобная инициатива уже имела место в 2005 году, когда законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (о создании дополнительных условий для реализации права на информацию и использования информационных коммуникационных технологий)» был внесен народными депутатами Украины Леонидом Сергиенко, Николаем Рудьковским, Леонидом Мордовцом и Николаем Садовым. Проектом закона определялся порядок рассмотрения обращений граждан, представленных в электронной форме, в государственные органы, и предусматривалась возможность документооборота этих обращений без использования электронной подписи как обязательного реквизита в случаях, когда обращение не имеет личного характера. Также планировалось внести изменения в Закон Украины «Об издательском деле» относительно статуса электронных изданий и полномочий Книжной Палаты Украины в области электронного издательства и библиотечного дела. Еще предлагалось распространить правовые и социальные гарантии печатных СМИ, предусмотренные действующим законодательством, на электронные СМИ.
Хотелось бы также отметить, что в Российской Федерации обращения граждан в электронном виде в органы государственной власти регулируются XII разделом постановления Правительства РФ «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти». Так, зайдя на сайт, например, Министерства юстиции РФ, любой гражданин после ознакомления с порядком приема и рассмотрения электронных обращений и обязательного выражения своего согласия с ними получает возможность обратиться в указанный орган государственной власти, заполнив соответствующую форму электронного обращения. Отметим, что вместо электронной подписи гражданин должен ввести в специальное поле контрольное число. Что касается самого порядка обращений, то в нем указано, что официальный сайт Минюста РФ является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан в данное министерство. Также указано, что обращения граждан, поступившие в электронном виде, в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не позднее чем в трехдневный срок регистрируются и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Минюста РФ. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минюста РФ, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Важно заметить, что ответ на электронное обращение направляется заявителю только в письменном виде по указанному почтовому адресу.
В завершение хотелось бы отметить, что законодательное урегулирование обращений граждан в органы государственной власти на Украине является действительно актуальным, особенно в свете стремления нашей страны следовать европейским стандартам хотя бы формально. Правда, вызывает некоторые сомнения, будет ли это действительно способствовать более быстрому получению гражданами запрашиваемой у чиновников информации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…