Без сомнения, многие юристы в своей профессиональной деятельности сталкивались с договорами, регулирующими целый комплекс отношений (например: отношения по предоставлению услуг и купли-продажи, совместной деятельности и управления имуществом и т.д.). В связи с тем, что многие виды деятельности включают элемент творчества конкретного физического лица — исполнителя определенных действий, в результате такой деятельности может возникать ценный творческий (интеллектуальный) результат (проектная документация при строительстве, произведение изобразительного искусства при оказании рекламных услуг и т.п.), право собственности на который (то есть авторское право) также требует договорной регламентации.
Следует также отметить, что в ряде комплексных отношений распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе авторскими правами, является одной из основных целей (например, в отношениях коммерческой концессии).
В большинстве из описанных выше случаев так или иначе может фигурировать распоряжение имущественными правами интеллектуальной собственности автора на определенное произведение. Распоряжение авторскими правами как один из элементов комплекса отношений зачастую оформляют отдельным разделом сложного соглашения.
Исходя из содержания положений Гражданского кодекса Украины (статьи 1107—1114 ГК), распоряжение имущественными правами автора может быть оформлено в виде договора о передаче исключительных имущественных авторских прав, договора о создании по заказу и использовании объекта авторского права, лицензионного договора, а также в составе иного комплексного договора, содержащего существенные условия и признаки одного или нескольких из вышеперечисленных договоров.
В этой статье речь пойдет о правовых ловушках, в которые попадают стороны, неоправданно сокращая или юридически некорректно формулируя условия распоряжения авторскими правами в рамках комплексных соглашений, подчиненных праву Украины.
Обычные положения комплексных соглашений
Довольно часто в практической деятельности встречаются комплексные договоры, в которых отношения распоряжения авторскими правами урегулированы одним единственным положением. Заслуживает особого внимания и то, каким именно образом такие отношения регламентированы!
Как правило, обозначенное единственное положение устанавливает, что все (любые) авторские права, принадлежащие на момент заключения договора одной из сторон, или же права автора, которые могут возникнуть в будущем в результате выполнения стороной своих обязательств по договору, передаются (или же предоставляются в пользование) другой стороне. Такое положение зачастую просто копируется из договоров, регламентированных иностранным правом. Также указанное положение может содержать условие о территории, на которую распространяется передаваемое (предоставляемое в пользование) право, а также о сроке лицензии. В результате стороны убеждены, что урегулировали между собой отношения авторства раз и навсегда, и теперь им нечего опасаться.
Однако через некоторое время после заключения такого соглашения сторона, якобы передавшая (предоставившая в пользование) свое имущественное авторское право, обращается в суд с требованием запретить другой стороне использовать то или иное произведение, а также требует выплаты авторского вознаграждения за пользование произведением и возмещение ущерба (или выплаты компенсации), нанесенного неправомерным использованием права автора.
Как ни странно это может выглядеть с первого взгляда, но в описанной ситуации приведенные требования обоснованны с точки зрения права, соответственно вероятность удовлетворения такого иска высока.
Правовые ловушки для сторон
Итак, проанализируем изложенную ситуацию с учетом положений действующего законодательства Украины. Отношения распоряжения авторскими правами преимущественно регулируются нормами ГК и Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (Закон).
Во-первых, следует помнить, что согласно указанным нормативным актам по общему правилу автором, то есть первичным собственником авторских прав на произведение, может быть только физическое лицо (статья 1 Закона). В случае создания произведения по заказу, в том числе в рамках трудовых отношений (статьи 429—430 ГК), имущественные авторские права на него могут принадлежать заказчику (возможно, юридическому лицу) и автору (физическому лицу) совместно либо одному из них, если это прямо обусловлено в договоре. Также имущественное авторское право может быть передано автором третьим лицам на основании отдельного договора.
Таким образом, юридическое лицо может быть обладателем имущественных авторских прав лишь на основании договора, заключенного с автором (или иным лицом, которому автор передал свои имущественные права).
В этой связи, если комплексное соглашение, в рамках которого происходит распоряжение имущественными авторскими правами, заключается между юридическими лицами, в такое соглашение необходимо включать гарантию юридического лица о наличии у последнего имущественных прав автора на законных основаниях (с указанием конкретных оснований: договоров с авторами, иными правообладателями и т.д.).
При отсутствии указанных гарантий существенно увеличивается риск того, что юридическое лицо, распоряжающееся имущественными правами автора, может на самом деле не владеть ими на законных основаниях, что, вероятно, впоследствии приведет к обоснованным претензиям к правоприобретателю со стороны законного правообладателя.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на то, что согласно положениям Закона имущественные права автора, подлежащие передаче (предоставлению в пользование), должны быть точно определены в договоре, иначе они остаются во владении автора и считаются не переданными, не предоставленными в пользование (статьи 31—33 Закона).
Ввиду приведенных норм формулировка в комплексном соглашении о том, что передаче, или предоставлению в пользование, подлежат все права на тот или иной объект без конкретизации полномочий (согласно статье 440 ГК и статье 15 Закона), означает, что ни одно полномочие правообладателя на такое произведение не передается — все они остаются во владении правообладателя.
Таким образом, в данной ситуации имущественные права автора к правоприобретателю не переходят и не предоставляются ему в пользование, что при фактическом их использовании последним может повлечь юридическую ответственность за неправомерное использование произведения.
В-третьих, исходя из содержания норм статьи 1109 ГК и статей 31—33 Закона, не могут подлежать передаче (или предоставлению в пользование) авторские права, не действующие на момент заключения соответствующего договора, в том числе не возникшие на момент заключения договора (права на несозданный объект). Исключение составляет лишь договор о создании по заказу и использовании объекта авторского права (статья 1112 ГК). В соответствии с его условиями, лишь при наличии четких требований к еще не созданному (заказанному) произведению, стороны имеют право обусловить переход авторского права на такой объект либо же порядок его использования в будущем.
В свете изложенного условие комплексного соглашения о передаче (или предоставлении в пользование) прав на несуществующие произведения, которые будут созданы стороной в будущем при выполнении своих договорных обязательств без подробного описания требований к таким произведениям, не соответствует предписаниям законодательства и может быть признано недействительным в судебном порядке.
Во избежание указанного риска в соглашении стороны могут предусмотреть, например, отлагательное условие о том, что положение договора о передаче прав на не созданное на момент заключения договора произведение вступает в силу с момента создания такого произведения.
В заключение следует отметить, что в данной статье приведены лишь некоторые, наиболее частые и значимые нарушения законодательства Украины, регулирующего отношения распоряжения имущественными авторскими правами, которые встречаются в комплексных договорах. Каждое из таких нарушений несет в себе значительные правовые риски для сторон и может поставить под угрозу все сотрудничество в целом. Именно по этой причине хотелось обратить должное внимание на корректную регламентацию отношений распоряжения имущественными авторскими правами, даже если они не являются первым приоритетом в сделке.
МАМУНЯ Александр — адвокат АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…