В объемистом перечне обязательств, взятых на себя Украиной в процессе интеграции в различные международные структуры, нашлось место и реформированию Государственной уголовно-исполнительной службы. Как отмечают международные эксперты, украинская пенитенциарная система находится в ужасном состоянии, не соответствуя даже минимально приемлемым критериям. Функционирование уголовно-исполнительной службы должно базироваться на соблюдении положений Конституции и законов Украины, основ международного права и европейской этики, принципов внепартийности, политической незаангажированности, открытости для взаимодействия с национальными и международными общественными организациями и институциями. Но главный вопрос — это условия содержания заключенных и лиц, находящихся под стражей.
Немало уже сделано. Так, на треть уменьшилось количество лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, органы пенитенциарной системы стали более открытыми, на качественно новом уровне осуществляется взаимодействие органов и учреждений исполнения наказаний и правозащитных организаций.
Но все равно украинская пенитенциарная система еще слишком далека от почти мифических евростандартов.
С целью обеспечения реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний и дальнейшего реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины Указом Президента № 401/2008 от 25 апреля 2008 года утверждена Концепция реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Мероприятия Концепции рассчитаны на 10 лет, Кабинет Министров Украины должен разработать и утвердить в трехмесячный срок Комплексную целевую программу реформирования уголовно-исполнительной службы.
Что есть
Как отмечается в Концепции, ныне существующие на Украине органы и учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы не отвечают современным требованиям обеспечения прав и свобод человека и гражданина и не в полной мере обеспечивают выполнение возложенных на них задач. В частности, помещения, в которых содержат осужденных, в основном казарменного типа, переполнены. Не лучшими являются и помещения в следственных изоляторах. Большинство зданий и сооружений, инженерных сетей учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов построены и введены в эксплуатацию свыше 50 лет назад и нуждаются в немедленной реконструкции или капитальных ремонтах. Нет возможности вовлекать в трудовую деятельность всех осужденных, а необходимое оборудование в профессионально-технических учебных заведениях при учреждениях исполнения наказаний, на предприятиях отмеченных учреждений либо отсутствует, либо является устаревшим.
Еще одним «актуальным и неотложным» в Концепции отмечается вопрос разработки новых моделей учреждений исполнения наказаний для осужденных женщин и несовершеннолетних. Современные подходы к организации производственной деятельности в рыночных условиях обусловливают необходимость изменения организационно-правовых форм и принципов деятельности предприятий учреждений исполнения наказаний относительно привлечения осужденных к общественно-полезному труду, предоставление приоритета их профессионально-технической учебе, формированию и закреплению у осужденных трудовых навыков как неотъемлемой составляющей процесса их ресоциализации.
Не менее острой проблемой пенитенциарной системы — учитывая значительное количество осужденных, больных соматическими и психическими заболеваниями, распространение среди них инфекционных заболеваний, прежде всего туберкулеза и ВИЧ/СПИД, — остается обеспечение таких лиц адекватной медицинской помощью.
Нуждается в усовершенствовании работа уголовно-исполнительной инспекции, на учете в которой на данное время находится почти половина всех осужденных и роль которой будет расти в связи с расширением видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Такое усовершенствование должно происходить по образцу служб пробации, которые созданы во многих европейских государствах.
Также отмечаются проблемы обеспечения пенитенциарной системы соответствующими кадрами. Не искоренена практика неподобающего поведения персонала уголовно-исполнительной службы с лицами, взятыми под стражу и отбывающими наказание, расследование жалоб на такое поведение является абсолютно неэффективным…
Что надо
В свете вышеизложенного обеспечение реальных возможностей для защиты интересов лица, общества и государства путем создания условий для исправления и ресоциализации осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, а также предотвращение истязаний и нечеловеческого обращения с лицами, которые содержатся в учреждениях исполнения наказаний, постепенное приближение условий содержания таких лиц к европейским нормам, улучшение работы с кадрами уголовно-исполнительной службы, усовершенствование их профессиональной подготовки указываются в Концепции как приоритетные направления государственной политики в этой сфере.
Концепция определяет основные направления реформирования уголовно-исполнительной службы. Это должно обеспечить в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах определенные законодательством порядок и условия исполнения наказаний и отбывания наказаний осужденными, внедрить европейские нормы в этой сфере путем соблюдения требований Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод 1950 года и выполнения рекомендаций Европейского комитета по вопросам предотвращения истязаний и нечеловеческого или унижающего человеческое достоинство поведения или наказания.
Целью реформирования уголовно-исполнительной службы должны стать организация деятельности уголовно-исполнительной инспекции на основах пробации, дальнейшее усовершенствование деятельности учреждений исполнения наказаний путем создания условий для исправления и ресоциализации осужденных, получения ими образования и приобретения профессии, их социальной адаптации в общество, приведение условий содержания лиц, взятых под стражу и отбывающих наказание, в соответствие с требованиями Европейских пенитенциарных правил.
Реформирование уголовно-исполнительной службы, как указывается в Концепции, нуждается в существенном пересмотре государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний в соответствии с новой социально-политической и экономической ситуацией, в сочетании с реформированием других государственных и социальных институтов, в частности, ускорением судебной реформы.
Что сделать
Комплекс мер, предусмотренных Концепцией, можно условно разделить на две части: нормативно-декларативную (урегулировать.., оптимизировать.., обеспечить взаимодействие…) и материальную (реорганизовать.., создать.., переоснастить и реконструировать…). И хотя реализовать первую часть проще и дешевле, остановимся подробнее именно на последних мероприятиях, которые в случае их реализации выведут нашу пенитенциарную систему на качественно новый уровень.
Так, предусматривается реорганизовать систему исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и организовать деятельность уголовно-исполнительной инспекции на основах пробации. Для социального сопровождения лиц, которые отбывают наказания, не связанные с лишением свободы, будут привлекаться волонтерские и другие общественные организации. Для уголовно-исполнительной инспекции будет создана соответствующая материальная база.
Для развития материально-технической базы учреждений пенитенциарной системы необходимо предусмотреть строительство новых и реконструкцию существующих следственных изоляторов, способных обеспечить надлежащие условия содержания всех категорий осужденных, включая лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы, с целью перехода от казарменного к блочному содержанию по 4—6 лиц. Также предусматривается оснащение органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов современными телекоммуникационными и компьютерными системами и обеспечение поэтапного приведения уровня медицинской помощи и оснащения медицинским оборудованием заведений здравоохранения уголовно-исполнительной службы в соответствие с нормами пенитенциарных систем европейских государств.
Реализация Концепции реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины будет происходить поэтапно на протяжении десяти лет.
На первом этапе (2008—2012 годы) предусматривается осуществление мероприятий по созданию нормативно-правовой базы, которая бы соответствовала международным нормам и обеспечивала выполнение в полном объеме всех функций, возложенных на уголовно-исполнительную службу, а также созданию законодательных и организационных предпосылок для дальнейшего сокращения численности лиц, которые содержатся в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах.
За это же время следует изучить и внедрить позитивный опыт европейских стран в сфере исполнения уголовных наказаний (создание новых моделей учреждений исполнения наказаний и условий для деятельности службы пробации). Также будет оптимизирована система управления деятельностью уголовно-исполнительной службы и создано соответствующее высшее учебное заведение и научно-исследовательский центр подготовки кадров, способных выполнять свои обязанности на этом этапе развития уголовно-исполнительной службы.
На втором этапе (2013—2017 годы) предусматривается реализация основных мероприятий по реорганизации органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов в учреждения современного типа, которые бы отвечали европейским стандартам, а также обеспечение постоянного функционирования службы пробации.
Что получится
Реализация положений Концепции реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, говорится в Концепции, должна обеспечить эффективное осуществление государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний; создание современной уголовно-исполнительной службы, которая бы соответствовала европейским нормам, в первую очередь в сфере соблюдения прав человека; создание службы пробации как составной части уголовно-исполнительной службы; эффективную ресоциализацию осужденных, уменьшение рецидива, количества преступлений и других правонарушений; укрепление кадрового потенциала уголовно-исполнительной службы, эффективное противодействие коррупции и другим противоправным явлениям среди персонала этой службы; улучшение взаимодействия уголовно-исполнительной службы с правоохранительными органами, другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, пенитенциарными службами других государств, международными организациями; формирование у общественности надлежащего понимания важности деятельности уголовно-исполнительной службы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…