Нормы авторского права регулируют постоянно развивающуюся сферу общественных отношений. За последнее столетие технический прогресс шагнул невероятно далеко. Количество способов использования объектов авторского права постоянно растет. Однако остановиться необходимо на случаях одновременного использования нескольких объектов в составе одного произведения. К произведениям, содержащим в своем составе несколько объектов авторского права, относятся аудиовизуальные (кинофильмы), музыкально-драматические произведения (опера, балет, музыкальный спектакль), песни (музыкальные произведения с текстом) и т.д.
Тем не менее, ни за сотни лет существования театра, ни сегодня, в «телевизионном» обществе, отечественная наука авторского права не выработала термина, который бы в полной мере отображал специфику неоднородных по своей структуре объектов авторского права.
Как в иностранной, так и в отечественной литературе встречаются упоминания о разнородных произведениях, таких как песня или опера, как о составных.
Исходя из содержания пункта 15 части 1 статьи 8 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (Закон), составными произведениями являются сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и т.д., при условии, что они являются результатом творческого труда составителя. Таким образом, составные произведения — это сборники.
То есть когда речь идет об аудиовизуальных, музыкально-драматических произведениях, песнях как о составных объектах, фактически подразумевается, что это сборники. Таким образом, по мнению некоторых авторов, опера, балет, кинофильм — это сборники (Семенова О., Николаева Е. Спорные вопросы соавторства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2007. — № 9. — С. 13).
Конечно, такой подход кажется нелогичным. В законодательстве отсутствуют нормы, закрепляющие положение относительно «сборного» характера неоднородных произведений.
Однако на практике такое мнение нашло свое применение. Так, для того чтобы зарегистрировать авторское право на песню, в заявке на регистрацию авторских прав, в графе «вид произведения», необходимо указать, что песня — составное произведение (то есть сборник).
Такая абсурдная ситуация возникла в результате отсутствия в авторском праве термина, способного отразить юридическую сущность таких неоднородных по структуре, но целостных по природе произведений (песня, аудиовизуальное, музыкально-драматическое произведение и т.д.).
Учитывая, что такие произведения искусства имеют широкое распространение и играют важную роль в современном обществе, необходимо разработать термин, который бы отображал их специфику как объектов авторского права. С этой целью предлагается рассмотреть понятие «сложное произведение».
В отечественной литературе, так же как и в законодательстве Украины, данный термин не встречается. Однако в России понятие «сложный объект» закреплено в статье 1240 Гражданского кодекса (часть 4 ГК РФ вступила в силу 1 января 2008 года). В данной норме речь идет преимущественно об аудиовизуальных произведениях.
Как всегда, характерным для российского законодателя является установление исчерпывающего перечня объектов авторского права, входящего в группу сложных объектов. На это обращают внимание специалисты в сфере авторского права России (Заключение Исследовательского центра частного права по вопросам толкования и возможного применения отдельных положений части 4 ГК РФ // Вестник гражданского права. — 2007. — № 3. — Том 7. — С. 123-124).
Однако анализ сложных произведений позволяет выделить вполне очевидные характерные черты этих объектов, позволяющие отнести их к отдельной группе объектов авторского права.
Проблема сложных объектов авторского права в юридической литературе исследовалась очень мало. Результаты целенаправленного анализа этого вопроса нигде не встречаются. Однако Дозорцев В.А. все же обращает внимание на феномен неоднородных по своей структуре произведений. Так, исследуя вопросы соавторства на аудиовизуальное произведение, автор отмечает: «С развитием техники появились весьма сложные объекты, которые, как правило, просто не могут быть созданы одним лицом, к тому же они составляют продукт разнородной деятельности. Их формирование является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом» (Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. — М.: Исслед. центр частного права, 2003. — С. 144—178).
Из приведенных Дозорцевым В.А. бесспорных доводов можно сделать вывод, что сложный объект наделен следующими чертами:
— он состоит из множества разнородных объектов;
— существует в целом, без любого из своих составляющих элементов не существует;
— составляющие сложного объекта могут использоваться отдельно.
Действительно, в процессе создания музыкального произведения с текстом, в случае соавторства, усилия прилагают представители разных видов искусства — музыки и литературы. Поэт работает над словами и рифмой, которые являются элементами отдельного объекта авторского права — произведением литературы. В свою очередь музыкант работает над вокальной партией, элементом музыкального произведения. Эти два объекта могут использоваться как вместе, так и раздельно. При этом текст не может признаваться частью музыкального произведения, так как он является результатом творческого труда специалиста другого вида искусства. Таким образом, они являются самостоятельными элементами произведения, которое включает неоднородные объекты.
Однако песня является результатом деятельности нескольких лиц, направленной на создание именно целостного, состоящего из отдельных частей, сложного произведения. Несмотря на то что отдельно эти части могут стать предметом гражданских правоотношений, они все же призваны служить существованию единого произведения, единого объекта авторского права.
Необходимо полностью согласиться с приведенными характерными чертами сложных объектов авторского права. Однако хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность сложных произведений. Все части, составляющие такой сложный объект, находятся в равном положении относительно друг друга, то есть ни одна из частей сложного произведения не является главной относительно других его частей. Например, нельзя сказать, что в опере главной частью являются музыкальные партии. С точки зрения искусствоведения это так. Однако для юриста музыкальная партия оперы является таким же объектом авторского права, как либретто, хореографическая постановка и т.д. Другими словами, с точки зрения авторского права, важна только способность элемента сложного произведения быть использованным отдельно от произведения в целом и от его других элементов (иметь самостоятельное значение).
Таким образом, сложное произведение — это произведение, в котором:
1) объединены произведения двух или более отраслей искусства (разнородные объекты авторского права);
2) каждая из частей такого произведения создавалась именно с целью создания целостного произведения;
3) каждая из частей произведения не является главной по отношению к другим;
4) части произведения могут использоваться как вместе, так и отдельно от других частей произведения, то есть иметь самостоятельное значение (Комментарий к ГК РФ (постатейный), ч.1 / Губаева А.К. и др.; Под ред. Егорова Н.Д., Сергеева А.П. — 3е изд., перераб. и доп. — М., 2005. — С. 310).
С учетом приведенных характеристик сложного произведения можно дать определение этому термину. Сложное произведение — это произведение, состоящее из разнородных частей (произведений разных отраслей искусства), каждая из которых не является главной относительно других частей, которые первично создаются как элементы целого объекта авторского права, но после достижения творческого результата могут использоваться как отдельные объекты авторского права.
В качестве примера можно сказать, что музыкальное произведение не может быть сложным, исходя из приведенных отличительных черт сложного произведения, так как его элементы имеют однородный характер, то есть принадлежат к одному виду искусства. Музыкальное произведение может быть делимым — зависимо от количества составляющих его музыкальных элементов (мелодия, ритм). В то же время музыкальное произведение может быть частью сложного произведения, такого как опера, песня или аудиовизуальное произведение (фильм).
Понятие «сложное произведение» является новым для авторского права. Однако его появление обусловлено практической и научной необходимостью. Применение данного термина на практике (например, при заключении авторских договоров) может значительно прояснить отношения, возникающие в процессе создания и использования объектов авторского права.
ЖИЛИНКОВА Елена — к.ю.н., юрист АК «Коннов и Созановский», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…