Ближайший родственник провизора — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №6 (528) » Ближайший родственник провизора

Ближайший родственник провизора

Право Российской Империи нельзя отнести к прецедентному. Но, как это зачастую бывает и в странах континентального права, судебная практика оказывает значительное влияние на развитие правовых норм. Часто именно после интерпретации судом правовая норма приобретает практический смысл. Судебная практика, прежде всего кассационных инстанций, обобщалась и анализировалась: уже в конце XIX века появились специальные сборники-комментарии норм законодательства, основанные на решениях Правительственного Сената — кассационной инстанции в России.

Например, согласно Гражданскому уложению, существовало два вида наследования — по закону и по завещанию. Рассмотрев спор о наследстве Эдуарда Шенебеера, суд определил, что общее понятие о духовных завещаниях заключается вовсе не в том, чтобы при завещаниях законный порядок наследования никогда не мог иметь места, а в том, что в этих актах объявляется воля владельца о его имуществе, на случай его смерти (ст. 1010), с одним лишь ограничением — чтобы объявление воли было законным, то есть не противоречащим закону, и, следовательно, назначение наследниками по завещанию таких лиц, которые одновременно являются наследниками по закону, ни в коем случае не может быть признано выражением воли, несовместимым с понятием духовного завещания. Суд имеет право толковать духовные завещания по своему убеждению в соответствии с положениями законодательства.

Симферополь — начало

6 июля 1873 года в Симфе­ропольском окружном суде слушалось дело по иску поручика Александра Шенебеера о признании его наследником имущества, оставшегося после его умершего дяди провизора Эдуарда Шенебеера, преимущественно перед сестрами последнего: Анной Юшковой и Эмилией Шенебеер. Суд установил, что спор заключается в толковании воли завещателя Эдуарда Шенебеера о том, кому должно перейти после смерти его жены завещанное ей в пожизненное владение имение. Истец, поручик Александр Шенебеер, утверждал, что «неозначение» в завещании с точностью тех ближайших родственников завещателя, к которым назначен переход имения от пожизненной владелицы, выражает волю завещателя в том, что имение должно наследоваться в порядке, установленном законом. В то же время ответчицы утверждают, что в выражении завещателя о том, что после смерти жены его имущество должно перейти ближайшим родственникам, заключается завещательное распоряжение в пользу лиц, состоящих к нему в ближайших степенях родства, хотя бы и не наследников по закону.

Законодательство Российской Импе­рии не ограничивало право судов толковать духовные завещания по собственному усмотрению с целью определения их истинного смысла.

Проанализировав духовное завеща­ние провизора Эдуарда Шенебеера, Симфе­ропольский окружной суд пришел к следующим выводам. В распоряжении завещателя о том, что завещанное жене имущество после смерти последней «должно перейти ближайшим моим родственникам», нельзя признать, что воля завещателя заключалась в отмене законного ­порядка наследования его имущества, поскольку завещатель не только четко «не означил» этих «ближайших родственников», но и не определил, какая часть имущества надлежит каждому из них в случае, если бы их оказалось несколько. Между тем, ввиду того, что близость родства определяется линиями и степенями (статья 1114) и наследниками могут оказаться родственники, состоящие в одной степени родства, но в порядке законного наследования призываемые к неравным долям наследства, точное определение наследственной доли в завещании, отменяющем законный порядок наследования, является настолько необходимым, что не представляется возможности предположить, чтобы завещатель, желающий отстранить в своем завещании законный порядок наследования, не определил, в каких частях назначается им каждому из наследников имение.

Само выражение Шенебеера «имение переходит к ближайшим моим родственникам», помещенное без всякого пояснения в конце завещания, содержащего определенно выраженную волю завещателя о назначении имения в пожизненное владение жены, указывает на то, что завещатель имел исключительно целью в завещании установить пожизненное право своей жены на имение, оставляя дальнейший переход имения порядку законного наследования его родственников, ибо в противном случае, ввиду того, что и при законном порядке наследования имение переходит ближайшим родственникам, с ограничением лишь родственников женского пола, за словом «переходит» следовало бы точное указание лица или лиц, которым назначается имение и в каких час­тях каждому.

Признавая таким образом, что по буквальному толкованию завещания Эдуарда Шенебеерга имение его после смерти пожизненной владелицы должно перейти к законным наследникам завещателя, и, принимая во внимание, что согласно статьям 1135, 1136, 1137, Анна Юшкова и Эмилия Шенебеер не имеют права на наследование при жизни Александра Шенебеера — суд признал, что иск Александра Шенебеера об утверждении его в наследственных правах на указанное имение преимущественно перед ответчицами, его тетками, подлежит удовлетворению.

Симферопольский Окружной суд оп­ределил: признать поручика Александра Шенебеера единственным наследником имения умершего провизора Эдуарда Шенебеера.

Одесса — транзит

Однако спор этим не окончился, ответчицами была подана апелляционная жалоба. Рассмотрев обстоятельства дела и выслушав пояснения поверенных сторон, Одесская судебная палата нашла, что основания изложены в решении Симферопольского суда правильно и полностью соотносятся с обстоятельствами дела, а доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе, не заслуживают уважения. Ответчицы утверждали, что завещатель желал, чтобы его имущество после смерти жены перешло к наиболее близким его родственникам — сестрам, что именно таков буквальный смысл завещания, который должен учитываться судом при толковании духовного завещания. Но судебная палата пришла к заключению, что из буквального смысла духовного завещания не следует намерение завещателя отменить существующий законный порядок наследования, как это и указывается в решении окружного суда. Исходя из таких соображений, Одесская судебная палата определила: решение Симферопольского суда оставить в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Петербург — финал

В дальнейшем дело было передано для рассмотрения в кассационном порядке в Правительствующем Сенате. В кассационной жалобе Анна Юшкова и Эмилия Шенебеер указывали, что Палата разрешила спор не на основании явно высказанной воли завещателя, а на основании своих собственных соображений и порядка наследования по закону; Палата утверждает, что завещатель вовсе не имел намерения изменить законный порядок завещания, тогда как духовные завещания именно затем и составляются лицами, желающими, чтобы после их смерти оставшееся имущество перешло согласно их желанию, в противном случае не было бы смысла составлять завещание, и Шенебеер, не сделав разграничения между лицами мужского и женского пола, тем самым изменил законный порядок наследования; наконец, замечания о точном обозначении наследника в завещании прямо не следуют из смысла соответственной статьи Гражданского уложения.

Рассмотрев ­кассационную жалобу, выслушав словесные объяснения поверенного Эмилии Шенебеер, присяжного поверенного Люстиха и заключение Товарища Обер-прокурора, Правительствующий Сенат нашел, что дело подлежит его рассмотрению.

В ходе разбирательства Правительствующий Сенат ­нашел, что приводимые доводы не могут быть признаны уважительными, Судебная палата утвердила решение Окружного суда о признании Александра Шенебеера единственным ­наследником имения по завещанию умершего провизора Эдуарда Шенебеера, потому что решение это согласуется с буквальным смыслом духовного завещания. Суд имеет полное право по своему усмотрению истолковывать смысл духовных завещаний и таковое изъяснение ими смысла акта не является предметом обсуждения в кассационном порядке. Просительница неправильно объясняет, что Судебная палата, истолковывая волю завещателя, допустила выводы, несовместимые с понятием духовного завещания. Ведь общее понятие о духовных завещаниях заключается вовсе не в том, чтобы при завещаниях законный порядок наследования никогда не мог иметь места, а в том, что в этих актах объявляется воля владельца о его имуществе, на случай его смерти (статья 1010), с одним лишь ограничением — чтобы объявление воли было законным, то есть не противоречащим закону, и, следовательно, назначение наследниками по завещанию таких лиц, которые одновременно являются наследниками по закону, ни в коем случае не может быть признано выражением воли, несовместимым с понятием духовного завещания. Также были признаны неосновательными остальные доводы кассаторов. Правительствующий Сенат определил: кассационную жалобу оставить без последствий. Александр Шенебеер стал полноправным собственником имения, а судебная практика пополнилась еще одним примечательным прецедентом относительно полномочий и объема толкования смысла духовного завещания судебными органами.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Больше сроков — меньше формальности

Президентские коррективы «на местах»

Деловая практика

Льготами смогут воспользоваться не все…

Законодательная практика

Бизнесу — зеленую улицу?!

Историческая практика

Ближайший родственник провизора

Комментарии и аналитика

Земельный сервитут на Украине

Неделя права

Открыт новый окружной админсуд

Съезд АЮР в Колонном зале

«Закон ТВ» даже в базовом пакете

Обоснованно ли повышение тарифов?

«Дружинники» в помощь ГАИ

Представители АЮУ приняли участие в заседаниях комитетов ССВЕ

Новости делового мира

О финансовой отчетности банков

Обеспечение для рефинансирования банков

Контроль за соблюдением лицензионных условий

Изменено положение об Апелляционной комиссии НБУ

Новости законотворчества

Охранники получат свой закон

Предметную подсудность админсудов предлагается изменить

Как реформируют украинский нотариат?

Новости из зала суда

Тендерная палата защитила деловую репутацию

АНТК им. Антонова отказали в обеспечении иска

Суд признал незаконным присвоение «Кредит-Рейтингу» статуса уполномоченного рейтингового агентства

Суд признал законным требование НБУ о предоставлении банками полной информации о ставках по кредитам

Новости из-за рубежа

Судебные приставы в РФ получили право проникать в квартиры без хозяев

Суд продлил антимонопольный надзор за Microsoft на 2 года

Altimo опровергла распространенную Telenor информацию

Новости профессии

Президент присвоил П. Кондику второй ранг госслужащего

В Департаменте ГИС изменения

Определения КСУ стали доступнее

На Минюст возложат антикоррупционные функции

Судебная палата по хозяйственным делам ВСУ подвела итоги

Назначен начальник Главного управления юстиции в Киевской области

Новости юридических фирм

Избран новый партнер глобального партнерства Salans

Одесский городской совет привлек кредит на сумму 50 млн швейцарских франков

Президенты Ассоциации юристов Украины и Ассоциации адвокатов Грузии обсудили перспективы сотрудничества

Реестр событий

Совместителей теперь не судят?

Услуги нотариусов по себестоимости

Украинскую юстицию поделили

Служебная лестница

НАЗНАЧЕНИЯ

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Все возместит госбюджет

Судебные дела недели

Дело по иску РО ФГИУ по г. Киеву направлено на новое рассмотрение

Кассационная жалоба ГП «Энергорынок» удовлетворена

Судебные решения

О нюансах рассмотрения дел о возмещении неполученных доходов от корпоративных прав

О правовом режиме акций, приобретенных за личные средства в период раздельного проживания супругов

О нюансах рассмотрения дел о признании векселя не подлежащим оплате

О признании права собственности на часть имущества в виде акций в порядке наследования

О значении ошибки продавца акций при заключении договора их купли-продажи

Тема номера

Требования о стопроцентной оплате акций — незаконны

Порядок регистрации регистратора

Трибуна

Стратегия защиты в «споре из-за акта»

Частная практика

Адвокаты снова за старое

Юридический форум

Пятьдесят гривен за свой бутерброд?!

Посвящается 70-летию Леонида Юзькова

Інші новини

PRAVO.UA