Совмещение депутатского мандата с любым другим видом оплачиваемой деятельности, кроме научной и преподавательской, недопустимо в силу статьи 78 Конституции Украины. При формировании правительства в 2005 году проблема совместителей обострилась, и для ее разрешения 8 июля 2005 года был принят Закон Украины «Об особенностях увольнения с должностей лиц, которые совмещают депутатский мандат с другими видами деятельности». Им предусматривалось, что если в течение 15 дней народный депутат Украины, который был назначен (избран) на должность в другом государственном органе или на другую должность, не совместимую с депутатским мандатом, не сложит депутатские полномочия, его полномочия по другому месту работы прекращаются досрочно руководителем или лицом (органом), его назначившим (избравшим). А на случай несоблюдения им данного требования предусматривалось, что акт о назначении народного депутата на несовместимую с мандатом должность утрачивает силу на двадцатый день со дня принятия в случае, если народный депутат не сложит с себя полномочия.
После принятия данного Закона отмечалась законопослушность народных избранников, и они своевременно определялись с местом работы, в большинстве случаев.
Вместе с тем поддерживали существование такого акта далеко не все. В частности, 52 народных депутата Украины обратились в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением о соответствии Конституции Украины Закона. Еще 89 народных депутатов направили в КСУ конституционное представление о толковании статьи 5 Закона (согласно которой акт о назначении депутата на должность утрачивает силу на 20й день) в контексте пункта 2 части 2 статьи 90 Основного Закона — согласно которому Президент имеет право досрочно прекратить полномочия Верховного Совета в случае, если им в течение 60 дней не будет сформировано новое правительство после отставки предыдущего. Депутаты сочли необходимым истолковать, является ли правительство сформированным, если его члены из числа народных депутатов не прекратят полномочия народных депутатов своевременно и акты об их назначении министрами утратят силу.
Впрочем, такая необходимость отпала сама собой — решением КСУ по делу по указанным конституционным представлениям признано, что Закон не соответствует Конституции Украины. В частности отмечается, что Закон устанавливает приоритет позитивного права гражданина быть избранным в представительский орган над естественным правом человека на труд. В мотивировочной же части Решения отмечается, что в законодательстве предусмотрен порядок досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины в судебном порядке, что вполне соответствует требованиям пункта 5 части 2 и части 4 статьи 81 Конституции Украины.
Настоящее решение КСУ вступило в силу с 31 января с.г., а значит именно с этого дня Закон утратил силу, и на правоотношения, возникшие на его основании до этой даты, решение не влияет.
Хотя один из тех, к кому нормы данного Закона применялись в мае 2007 года, уволенный с должности Генерального прокурора народный депутат Святослав Пискун, уже заявил публично о намерении обжаловать свое увольнение, поскольку оно было незаконным. Собственно на необоснованность возможного в будущем иска г-ну Пискуну без промедления указал Секретариат Президента Украины, подчеркнув, что постановление Шевченковского районного суда от 26 апреля 2007 года, на основании которого г-на Пискуна Президент в этот же день восстановил в должности Генерального прокурора, определением этого же суда 16 июня 2007 года было отменено, а производство по делу закрыто.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…