Вопросы налогообложения, а в частности, его минимизации волнуют многих. Так, одним из законных способов уменьшить размер налога является право на налоговую социальную льготу. Но после появления положений, закрепляющих право граждан на налоговую социальную льготу, вопросы, связанные с ее применением, стали возникать довольно часто. Поэтому механизм ее применения Государственная налоговая администрация Украины (далее — ГНАУ) стала разъяснять в своих письмах. Так, в своем письме «Относительно права физических лиц — СПД на применение налоговой социальной льготы к получаемым ими доходам в виде заработной платы по основному месту работы» № 6194/5/17-0716 ГНАУ уточнила вопросы, связанные с правом применения такой льготы у физлиц — субъектов предпринимательской деятельности.
Как установлено Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц», налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога на протяжении отчетного налогового месяца как заработная плата исключительно по одному месту его начисления (выплаты), если его размер не превышает сумму месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января налогового года, умноженная на 1,4 и округленная до ближайших 10 гривен. В то же время доходы СПД, полученные ими от осуществления такой деятельности, указанным Законом относятся к перечню доходов плательщика налога, к которым налоговая социальная льгота применена быть не может. Кроме того, отмечается, что отчетным налоговым периодом у физических лиц — СПД является квартал, полугодие или год. А как определено постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении порядка предоставления документов и их состава при применении налоговой социальной льготы», указанная льгота начинает применяться работодателем с налогового месяца, в котором плательщик налога подал заявление о ее применении с соответствующими подтверждающими документами. В таком случае, если отчетный период у субъекта предпринимательской деятельности — квартал, а льгота применяется к месячному доходу в виде заработной платы, то факт получения (отсутствия) доходов от осуществления предпринимательской деятельности может быть подтвержден предпринимателем только после того, как ему уже будет фактически безосновательно предоставлена налоговая социальная льгота за предыдущие 3 месяца. Налоговая социальная льгота не применяется также к доходам самозанятого лица, полученным непосредственно от осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, физлицу — СПД необходимо будет доказывать налоговому агенту факт отсутствия у него доходов от предпринимательской деятельности. При этом для применения такой льготы к получаемым физлицом — СПД доходам в виде заработной платы (в случае если физическое лицо не получает доходы от осуществления предпринимательской деятельности) ему необходимо будет доказать свое право на льготу, подтвердив его документально. Возможно такое лишь в случае, если физлицо — СПД кроме свидетельства о государственной регистрации его как субъекта предпринимательской деятельности предоставит еще и налоговую декларацию, отчет плательщика единого налога или справку от органов государственной налоговой службы о своих доходах. В свою очередь, ни порядок, ни механизм подачи таких документов в данном случае законодательно не установлены.
Исходя из вышесказанного, работник предприятия, зарегистрированный как СПД, но не получающий доход от такой деятельности, не имеет права на применение налоговой социальной льготы.
Кроме того, можно отметить и письмо Государственной налоговой администрации Украины № 26662/7/17-0117, которое регулирует вопросы применения налоговой социальной льготы в целом.
В частности, отмечается, что в случае если плательщик подал заявление о применении льготы более чем одному работодателю, вследствие чего льгота применялась фактически с нарушениями норм законодательства, то такой плательщик утрачивает право на получение налоговой социальной льготы по всем местам получения дохода, начиная с месяца, в котором состоялся факт такого нарушения. В таком случае факт получения налоговой социальной льготы с нарушением требований законодательства рассматривается как получение плательщиком дохода без уплаты налога. При этом работодатель, который на основании надлежаще оформленного заявления плательщика налога применил такую льготу, не несет ответственности за нарушение таким плательщиком норм законодательства, кроме случаев, когда судом установлено, что такой работодатель и плательщик находились в сговоре, направленном на уклонение от налогообложения.
Возобновить же право на применение социальной льготы плательщик налога может при условии, что он подаст заявление об отказе от такой льготы всем работодателям с указанием месяца, в котором состоялся факт нарушения норм законодательства. На основании чего каждый работодатель отдельно рассчитывает и удерживает соответствующую сумму неуплаты налога и штрафа в размере 100 процентов от такой недоплаты за счет ближайшей выплаты (или выплат) дохода такому плательщику. Работодатель после получения заявления от плательщика рассчитывает и удерживает соответствующую сумму по итогам налогового месяца, в котором было получено заявление.
После чего право на применение налоговой социальной льготы к доходу плательщика налога возобновляется с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором сумма такой недоплаты и штраф полностью погашены. В случае же если по каким-либо причинам сумма недоплаты или штрафа не была удержана за счет дохода плательщика до истечения предельного срока, установленного законодательством для подачи годовой декларации по данному налогу, то сумма недоплаты и штрафа взыскивается налоговым органом в порядке, установленном законодательством.
Как уже отмечалось, в случае если работодатель применил налоговую социальную льготу на основании надлежащим образом оформленного заявления, он не несет ответственности за нарушение плательщиком налога норм законодательства, за исключением упомянутых случаев. Следовательно, вся ответственность за такое нарушение лежит на плательщике налога. После чего он утрачивает право на ее применение до возобновления. В случае же если плательщик налога не возобновил такое право, а налоговым агентом получена информация о нарушении плательщиком норм законодательства и утрате им права на получение такой льготы, то налоговый агент прекращает начислять льготу с месяца, в котором такая информация получена, и осуществляет перерасчет начисленной заработной платы и предоставленных налоговых социальных льгот за весь период нарушения.
А в случаях если судом будет подтвержден факт, что физическое лицо — плательщик налога и работодатель состояли в сговоре между собой с целью уклонения от налогообложения, то предоставление плательщику такой льготы будет рассматриваться как осуществление денежных выплат в пользу плательщика без предварительного начисления и уплаты налога (или как неполное удержание налога). Такой работодатель будет обязан уплатить сумму недоплаты налога, а также штраф в двойном размере недоплаты такого налога.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…