Недавно, прогуливаясь по центру города, зашла в одну кафешку, а там на столиках заметки для посетителей: «Со своими спиртными напитками и едой не приходить! Штраф — 50 грн». Это заставило меня задуматься над вопросом: соответствует ли данное требование нормам закона и какие документы следует оформить представителям кафе для его «узаконивания»? Попробую изложить вам свою интерпретацию данной ситуации.
Отношения между потребителями и ресторанным хозяйством регулируют следующие нормативные акты: Закон Украины «О защите прав потребителей», Порядок осуществления торговой деятельности и Правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ № 833 от 15 июня 2006 года, Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований по безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг, утвержденного приказом Госпотребстандарта Украины от 25 октября 2006 года №311 и зарегистрированного в Минюсте 21 ноября 2006 года под №1219/13093, Правила работы учреждений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденный Приказом Минэкономики, европейской интеграции от 24 июля 2002 года № 219, зарегистрированный Минюстом Украины от 20 августа 2002 года за № 680/6968.
Из административного права нам известно, что штраф как санкция за нарушение установленных законодательством норм взимается на основании протокола, составленного уполномоченными на то законодательными актами лицами. В гражданском праве штраф возможен при нарушении договорных обязательств сторон и также документально подтверждается (акт по качеству или по количеству, выписки из банка в совокупности с договором и счетом (накладной), подтверждающие просрочку платежа и т.п.). В трудовом праве понятие штрафа отсутствует.
Если администратор зала с вас взял деньги, он должен провести их по бухгалтерии. Через кассовый аппарат? Там нет предусмотренного на это кода. Через кассу предприятия по приходному кассовому ордеру? И предприятие с этой суммы заплатит налог на прибыль?! Будут ли это обоснованно полученные платежи?
Не думаю, что налоговая инспекция и управление защиты прав потребителей адекватно отнесутся к протоколу администратора зала, подписанному официантами, о том, что человек пришел со своим бутербродом, но пьет их компот, и обоснованию в приходном ордере: «штраф за свою еду»!
Вспоминается анекдот. Два адвоката приходят в шикарный ресторан, достают по бутерброду и начинают их кушать. Официант: «Извините, у нас со своим нельзя». Они переглянулись и поменялись бутербродами, продолжая кушать не свои бутерброды.
Как известно, должностным лицам можно делать лишь то, что прямо указано в законе, а иным простым смертным — что не запрещено законом. Есть о чем призадуматься. Но если взглянуть на данную ситуацию с колокольни собственника ресторана (кафе), то понятно: он не хочет, чтобы его заведение превратилось в провинциальный вокзал, но необходимо, чтобы продукцию раскупали на максимально выгодных условиях. Не будешь же при входе проверять, кто с чем пришел!
Поэтому считаю вполне возможным и законным вписать данную норму о запрете в правила работы данного кафе, утвержденные его руководителем. Тогда официант (или иное уполномоченное на то правилами должностное лицо) обязан будет сделать устное в вежливой форме замечание клиенту о том, что в кафе утвержденными правилами запрещается распивать принесенные напитки и употреблять принесенные с собой продукты питания. Существует практика, свидетельницей которой я была, когда официант просто забрал принесенное с условием отдать это клиенту на выходе из кафе. Тут, безусловно, явное посягательство на собственность гражданина, но это лучше, чем штраф. Ведь у клиента насильно вещь не забирается, а исключительно по обоюдному согласию и в результате достижения консенсуса.
Но что делать в случае, если клиент не желает достижения консенсуса? Имеет ли право представитель заведения насильно удалить клиента за данный проступок из зала? Ответ, полагаю, ясен без особых разъяснений: насильственные действия незаконны!
КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — юрисконсульт, г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…