В связи с внесением изменений в Закон Украины «О рекламе», которые вступили в силу в мае этого года, у распространителей наружной рекламы часто возникает вопрос о правомерности требования рабочего органа (орган, уполномоченный принимать (рассматривать) заявления на размещение наружной рекламы) оформлять разрешения, паспорта на информационные вывески (таблички). В связи с этим предлагаю проанализировать нормы законодательства в сфере рекламных правоотношений и сделать соответствующий вывод.
Итак, Законом Украины № 145-VI от 18 марта 2008 года статья 9 Закона Украины «О рекламе» дополнена пунктом 6. Согласно данному пункту, вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаках для товаров и услуг, принадлежащих этому лицу, виде его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), времени работы, размещенная на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование помещения, на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование помещение, у входа в такое помещение, не считается рекламой.
Условно любая вывеска (табличка) имеет две составляющие: содержательная часть (рекламная информация) и непосредственно специальное средство, используемое для размещения на нем содержательной части вывески (таблички). Согласно статье 1 Закона Украины «О рекламе», под рекламой понимаем информацию о лице или товаре, распространенную в какой-либо форме и каким-либо способом и предназначенную сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара. Под рекламным средством подразумевается средство, используемое для доведения рекламы до ее потребителя.
Таким образом, если информация, размещенная на рекламном средстве, не является рекламной, соответственно и средство, на котором воспроизведена содержательная часть информационной вывески (таблички), не может считаться таковым. Отсюда и заключение об отсутствии оснований для требования получения разрешения на размещение наружной рекламы.
В противном случае, то есть если содержательная часть вывески (таблички) не будет отвечать требованиям, установленным для информации, не являющейся рекламной, то специальное средство, на котором воспроизведена такая информация, уже приобретает статус рекламного. И тогда получение разрешения на его размещение будет обязательным.
Что касается паспорта информационной вывески (таблички), то исходя из анализа законодательства, устанавливающего требование относительно получения паспортов на информационные вывески, можно сделать вывод, что паспорт не является разрешением в понимании статьи 16 Закона Украины «О рекламе». Такие понятия, как «разрешение», «паспорт», не тождественны. Это подтверждается частью 2 пункта 14.8 Порядка размещения наружной рекламы в г. Киеве, согласно которой эти понятия разделяются на два самостоятельных: «информационная вывеска (табличка) в витрине, не содержащая торговых марок, названий, товарных знаков и знаков обслуживания других предприятий, не требует регистрации и оформления каких-либо разрешений и паспортов».
Требование пункта 14.7 Порядка № 1100 касательно размещения информационной вывески на здании (сооружении), если такое не предусмотрено проектной документацией этого здания (сооружения), паспортом, связано прежде всего с тем, что любое здание должно иметь паспорт своего фасада, то есть регистрационный документ, фиксирующий архитектурное решение (в том числе художественное освещение всех фасадов сооружения. Размещение на фасаде здания информационной вывески, изменяет фасад здания в целом, нарушая тем самым Правила застройки города. Так, согласно пункту 10.5 Правил застройки г. Киева, работы по отделке фасадов, в том числе их окрашивание, выполняются на основании указанного разрешения райгосадминистрации и паспорта отделки фасада, согласованного Главархитектурой.
В соответствии с пунктом 13.1.4 тех же Правил паспорта по отделке фасадов, внешнему архитектурному освещению объектов и территории выполняются по распоряжению районной в г. Киеве государственной администрации и согласовываются Главархитектурой в установленном порядке.
Таким образом, ответственность за изменение фасада здания возлагается на его собственника. Именно поэтому размещение вывески (таблички) необходимо согласовать с собственником соответствующего здания и Главархитектурой путем оформления соответствующего паспорта. Если же размещение вывесок (табличек) предусмотрено в проектной документации на строительство здания, дополнительного получения и согласования паспорта не требуется.
Кроме того, следует обратить внимание, что согласно пункту 5.5 Правил благоустройства г. Киева изменение внешнего вида фасадов зданий и сооружений требует дополнительно получения ордера на выполнение таких работ в Главном управлении контроля по благоустройству. Ответственным должностным лицам предприятий, учреждений, организаций, а также гражданам запрещается проводить строительные, монтажные и другие работы без соответствующего ордера.
Учитывая вышеизложенное, получается, что для размещения вывески (таблички), кроме оформления паспорта, необходимо получить еще и ордер. Исключением из правила (то есть не нуждаются в регистрации и оформлении каких-либо разрешений и паспортов) являются информационные вывески (таблички), размещенные в витрине. При этом такие вывески (таблички) не должны превышать 1 кв. м и содержать торговые марки, названия, товарные знаки и знаки обслуживания других предприятий.
Следует обратить внимание, что нормы, регламентирующие порядок размещения вывесок (табличек), могут в некоторой степени привести к совершенно противоположному выводу. В связи с чем данные правоотношения подлежат регулированию на уровне местных нормативно-правовых актов, как было сделано, к примеру, во Львове, Одессе и Запорожье.
Так, был утвержден Порядок размещения вывесок на территории г. Одессы, в соответствии с которым размещение вывесок на фасадах домов и сооружений должно осуществляться с соблюдением структурного построения, стилистического единства фасадов без повреждения элементов архитектуры и с учетом внешнего оформления фасада, ценной пластики и лепнины. Кроме этого, предусматривается, что физическое или юридическое лицо (независимо от формы собственности), которое размещает на фасаде здания вывеску или имеет намерение ее разместить, должно получить технический паспорт вывески.
Порядок оформления, размещения и эксплуатации всех видов наружной рекламы в Запорожье предусматривает, что вывески размещаются без получения разрешения. Вместе с тем предусмотрено требование разработки проектов вывесок на основании согласованных Главным управлением архитектуры проектов внешнего оформления фасадов либо на основании согласованных концепций реконструкции фасадов.
Во Львове вывеску установить можно без специального разрешения или согласования с органом местного самоуправления, за исключением вывесок, устанавливаемых на зданиях, расположенных в зоне ЮНЕСКО и на памятниках архитектуры. В таком случае нужно получить согласование в управлении охраны исторической среды. Вывески в пределах зоны ЮНЕСКО и на памятниках архитектуры должны быть изготовлены исключительно из естественных материалов (бронзы, латуни, керамики, камня) и в характерной для оформления исторической среды технике.
В Киеве же пока внимание сосредоточено на изучении вопросов, связанных с размещением наружной рекламы, не выделяя отдельно проблему размещения информационных вывесок, не являющихся рекламой. В частности, распоряжением градоначальника № 373 от 17 сентября 2008 года запрещена выдача разрешений на размещение наружной рекламы (баннеры, панно, щиты, накрышные конструкции) на наружных поверхностях домов (фасадах). Этим же распоряжением исполнительному органу Киевсовета поручено создать временную комиссию для разработки предложений по усовершенствованию порядка размещения наружной рекламы. Поскольку порядок размещения наружной рекламы является нормативно-правовым документом, подлежащим обязательному прохождению регуляторной процедуры, распространители наружной рекламы в рамках этих мероприятий получат возможность использовать свое право на внесение предложений по усовершенствованию порядка размещения информационных вывесок.
КЛОЧАЙ Наталия — заместитель директора ООО «Юридическая компания «Кредо Классик Консалтинг», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…