Согласно данным Госкомстатистики, на данный момент на Украине насчитывается около 28 000 акционерных обществ, и лишь половина из них провела выпуск акций как таковой. Соответственно вторая половина имеет полулегальный статус, поскольку к акционерным обществам данные образования отнести нельзя по причине отсутствия акций, а к обществам с ограниченной (полной, дополнительной) ответственностью невозможно, так как упомянутые образования называются акционерными обществами.
А началось все с того, что на Украине акционерные общества появились раньше, чем люди, поучаствовав в курсах МММ по ценным бумагам и фондовому рынку, открыли для себя суть акций и начали регистрировать их выпуски. И хоть с тех пор много воды утекло и изменилось законодательство, регулирующее корпоративные отношения, тысячи акционерных обществ так и существуют по старинке — с записью в уставе «уставной капитал поделен на акции», но без акций как таковых.
Возможно, это длилось бы вечно, если бы у законодателей не дошли руки до наведения порядка среди обществ в целом и акционерных в частности. Как известно, был принят Закон Украины «Об акционерных обществах», которым все акционерные общества обязали привести свои уставные документы в соответствие с положениями Закона.
Конечно же, прямо акционерные общества никто не обязывал проводить эмиссию акций и регистрировать выпуск. Однако в Законе четко сказано: «акционерами общества признаются физические и юридические лица… являющиеся собственниками акций общества». Другими словами, нет акций — нет акционеров, а нет акционеров, следовательно, и собраний акционеров как бы быть не может. Этой позиции однозначно придерживается и Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР, Комиссия). А значит, любое решение собрания акционеров такого общества является не совсем легитимным и может быть оспорено заинтересованными лицами. И я умолчу уже о том, какие возможности открывает такая ситуация для людей, открыто интересующихся чужими компаниями.
Выхода два: срочненько реорганизоваться в неакционерное общество или провести эмиссию и зарегистрировать выпуск. С первым проблем не будет (конечно, если вы не должны государству как земля колхозу). Госрегистратор не проверяет наличие/отсутствие выпуска акций и проводит регистрационные действия исключительно на основании документов, указанных в Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей». А всевидящее око ГКЦБФР «видит» только те общества, которые провели эмиссию и зарегистрировали выпуск. А потому никаких действий в Комиссии при реорганизации осуществлять не нужно — для Комиссии такие акционеры как бы и не существуют вовсе.
А вот со вторым вариантом придется помучиться. И не потому, что сложно зарегистрировать выпуск как таковой, просто непонятно, как регистрировать выпуск такого общества. Судите сами. Для регистрации выпуска акций Комиссия предусмотрела три разных положения (на самом деле Комиссия предусмотрела множество разных положений, от самого количества которых кружится голова и пропадает вкус к жизни, но для нашего случая нам могут подойти только три из них): Положение о порядке регистрации выпуска акций (Положение № 942), Положение о порядке регистрации выпуска (выпусков) акций при учреждении акционерных обществ (Положение № 1639), Положение о порядке регистрации выпуска акций и информации об их эмиссии во время реорганизации обществ (Положение № 221).
Кроме того, существует еще Положение о порядке увеличения (уменьшения) размера уставного капитала акционерного общества (Положение № 387) — просто ради смеха. Конечно, можно было обойтись и одним положением, но, согласитесь, это было бы слишком просто и скучно, а Комиссия, заботясь о нас, делает все, чтобы скрасить и разнообразить серые будни работников юридической отрасли.
Следуя очевидной человеческой логике, можно догадаться, что Положение № 1639 вроде бы не подходит, так как акционерное общество уже давно основано и существует. Смена типа акционерного общества реорганизацией не является реорганизацией — значит, применить Положение № 221 тоже нельзя. Остается только Положение № 942, под которое, в принципе, можно подпасть формально, если в решении о выпуске акций также предусмотреть увеличение уставного капитала. Однако здесь свое «не позволям» вставляет Комиссия. Мотивация простая: нельзя регистрировать «допэмиссию» без регистрации «предыдущего выпуска».
То есть сначала нужно зарегистрировать выпуск акций, но в каком размере? В первозданном, как ни странно. Если общество было основано году этак в 1995 и имело уставной фонд в размере 1000 купонокарбованцев, то в таком размере и нужно регистрировать (со скидкой на деноминацию, конечно) и именно такой размер должен быть отображен в уставе на момент подачи документов в Комиссию (если вы увеличивали уставной фонд с того времени — его придется уменьшить). Пусть так, но по какому положению подаваться-то?
Член ГКЦБФР, которому задавался этот вопрос, категорически ушел от ответа. Сначала светилы ГКЦБФР хотели накропать отдельное положение, но потом решили оставить все как есть (хотя такое положение как раз было бы не лишним!). Решили, что по каждому такому обществу будет приниматься отдельное решение. На практике же светлым мечтам членов ГКЦБФР не суждено было сбыться. Ведь для того, чтобы провести регистрацию выпуска, необходимо подать соответствующий пакет документов, который соответствующие департаменты ГКЦБФР рассмотрят и дадут по нему свое заключение, согласно которому Комиссия и примет решение. И это заключение будет резко отрицательным, если вы подали документы не по Положению № 1639. Мотивация? Простая: нельзя провести «допэмиссию» без регистрации «предыдущего выпуска».
Но если разобраться, какая «допэмиссия», какой «предыдущий выпуск», что это за понятия вообще? Ведь мы, юристы, должны жить и трудиться исключительно по понятиям, в натуре. Например, Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» (Закон о ценных бумагах) утверждает буквально следующее: «эмиссия — установленная законодательством последовательность действий эмитента относительно выпуска и размещения эмиссионных ценных бумаг»; «выпуск ценных бумаг — совокупность определенного вида ценных бумаг одного эмитента, одной номинальной стоимости, которые имеют одинаковую форму выпуска и международный идентификационный номер».
То есть эмиссия — это процесс размещения ценных бумаг, в результате заканчивающийся выпуском ценных бумаг. Таким образом, выпуск не может быть не зарегистрированным, выпуск — это и есть регистрация априори. Также становится ясно, что запись в уставе об уставном капитале, поделенном на акции, выпуском акций не является, ибо выпуск — это совокупность ценных бумаг. А ценная бумага — это «документ установленной формы с соответствующими реквизитами», если обращать внимание на статью 2 Закона о ценных бумагах. Но когда это в нашей стране государственные органы обращали внимание на законы?
Практикующие юристы не понаслышке знают о том факте, что в этой стране закон и практика — это две большие, существующие абсолютно независимо друг от друга разницы. И если вам отказали в госоргане, ходить туда и что-то кому-то доказывать — абсолютно бессмысленная трата времени и сил. Зато всегда есть возможность поиграть (и выиграть!) в рулетку под названием административный суд. Нужно только учесть пару технических нюансов.
Первый: оспаривается не правовая позиция ГКЦБФР, а ее решения и распоряжения территориального управления. Соответственно второй: таки придется подать документы на выпуск (по любому положению), дождаться ответа в виде решения или распоряжения, потерпев поражение, сказать «ах вот вы какие» и уже после этого переходить к пункту первому.
Если звезды сложатся и вам удастся выиграть минимум в двух инстанциях, Комиссия зарегистрирует ваш выпуск, минуя вышеуказанные положения, просто на основании решения суда. Правда, об этом Комиссию должен попросить государственный исполнитель в письменном виде согласно строго установленной форме. Ведь, несмотря ни на что, законы все же надо соблюдать.
БОНДАРЕНКО Тарас — юрист ООО «ФК «ДАЛИЗ-ФИНАНС», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…