Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 19 декабря 2018 года, 05:21

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Частная практика

№ 45 (411) Права человекаот 08/11/05 (Частная практика)

«Тезки» на рынке юруслуг

На что влияет схожесть названий юридических фирм

Ирина Гончар
«Юридическая практика»

Если почитать названия зарегистрированных на Украине юридических фирм, то в этом списке найдется немало «близнецов», то есть фирм с одинаковыми или очень схожими названиями. Иногда встречаются названия, формально разнящиеся, но очень близкие, отличающиеся только одним словом или, более того, буквой. Кроме того, могут совпадать сокращенные названия фирм, что также может ввести в заблуждение потенциального клиента. Не спорю, что для человека, давно знакомого с рынком юридических услуг, отличить две фирмы даже с идентичными названиями не составит труда, но для человека, несколько раз слышавшего широко известное название фирмы, но не пользовавшегося такими услугами, это сделать очень сложно.

Правовое регулирование установления названия для юридических фирм оставляет желать лучшего — в этой сфере не существует ни одного нормативного акта, кроме общих (Гражданский кодекс Украины, несколько писем Государственного комитета регуляторной политики и предпринимательства относительно названия юридических лиц). А тем временем создаваемые новые фирмы, особенно если они находятся в удаленных регионах, могут добавить слово, поменять окончание или приставку юридического бренда и паразитировать на нем. Надо отметить, что иногда такая ситуация складывается и в силу того, что на Украине не существует единого реестра адвокатских объединений и при регистрации проверяется совпадение только по конкретному региону, в котором регистрируется компания. Позже, когда интересы компании выходят за пределы одного региона, владельцы узнают, что они на рынке под таким именем не одни. Думается, что иногда такое положение может не только ввести в заблуждение клиентов, но и порядочно подпортить репутацию той или иной компании. Хотя порой, если обе фирмы снискали добрую славу среди своих клиентов, сходство в названиях будет помогать.

Насколько существенно и, главное, каким образом наличие «тезки» на рынке влияет на работу юридической компании, мы решили узнать у самих компаний. Как показал опрос, некоторые из юрфирм не знают или до выхода статьи не знали о существовании одноименных компаний, другие — знали и при этом сохраняют хорошие отношения.

Выбор названия своей юридической фирмы — ваше право!

Исследование рынка юридических услуг показало, что на Украине существуют две юридические компании, которые до опроса не знали о существовании друг друга — «Адвокатское Бюро «Ваше право» (Днепропет­ровск) и международная юридическая фирма «Ваше право» (Киев). Реакция на новость была диаметрально противоположной. Так, Ярослав Рябчий, генеральный директор АБ «Ваше право», указал, что, даже если на рынке и есть «тезки», проблем во взаимоотношениях с ними не будет, так как каждая компания специализируется в определенной области права, поэтому пересечение интересов практически невозможно. Их компании «тезки» совершенно не мешают, к тому же в настоящее время сложилась тенденция к объединению усилий юридических компаний в решении проблем клиентов путем сотрудничества в регионах, и, таким образом, компания лишь расширяет сферу своей деятельности, помогая себе и одновременно другим добиваться желаемых успехов. Также, отметил г в смысле — торговый бренд, позиционируемый на рынке юридических услуг, а именно личности (сотрудники), которые в этой компании работают.

А вот президент МЮФ «Ваше право» заявил, что такая проблема существует, поскольку нет единого реестра юридических компаний, а если компания-«тезка» перей­дет дорогу его компании, то есть станет заниматься теми же вопросами профессиональной сферы, то, скорее всего, спор будет решаться в судебном порядке. Хотя, по сути, как отметили в компании, наличие «тезки» на рынке может быть и выгодным — если та или иная фирма захочет сама паразитировать на имени другой компании.

«Бизнес» и «право» и производные от них

В жизни современного человека слова «бизнес» и «право» просто неразделимы. Впрочем, как и сами понятия, ведь ведение бизнеса без разрешения тех или иных правовых вопросов просто невозможно. Потому в названиях фирм, предоставляющих юридические услуги, эти два слова употребляются очень часто. По данным «ЮП», на Украине существует пять компаний, в наименовании которых в тех или иных сочетаниях используются слова «бизнес» и «право», при этом они уже достаточно долго работают на рынке и на присутствие «тезки» не жалуются.

Так, по словам Сергея Погребного, председателя Совета директоров корпорации «Юридическая компания «Бизнес-право ­Аудит» (г. Севастополь), на рынке юридических услуг почти в каждом городе работают фирмы, в названии которых употребляются указанные слова или их производные. Как отмечает г-н Погребной, данный факт поясняется просто: до введения в действие Единого государственного реестра, в который, кроме иных сведений, вносятся сведения о наименовании юридического лица, использовалось Положение о Едином государственном реестре предприятий и организаций, согласно которому тождественные наименования предприятий проверялись только по регионам (города, районы, области), а это в свою очередь породило огромное количество фирм с похожими названиями.

У самой ЮК «Бизнес-право Аудит» установились достаточно хорошие отношения с «тезками» и ни разу не наблюдалось неудобств из-за их существования, но в то же время нет и особой «помощи». Тем не менее компания уже подала заявку на регистрацию соответствующего торгового знака для предоставления услуг, и в настоящее время идет процесс оформления документов.

Сергею Погребному вторит и директор ООО «Юридическая фирма «Бизнес и Право»» Николай Цыглин. Он указывает, что с компаниями-«тезками» отношений его фирма не поддерживает и ни вреда, ни пользы они компании не приносят. Тем не менее при регистрации юридической фирмы для защиты названия были использованы дополнительные кавычки, а слова «Бизнес» и «Право» написаны с большой буквы.

Кроме того, г-н Цыглин не считает, что одинаковое название — проявление недобросовестной конкуренции, поскольку каждая юридическая фирма работает в определенных отраслях права. Юридическую фирму можно сравнить со спортивной командой: игроки одной команды знают всех игроков команды-конкурента, зрители же отдают предпочтение конкретной команде. И если на юридическом рынке появляется еще одна «команда» с похожим названием, то «болельщики», зная состав своего фаворита, не путают его с новичком.

Еще Николай Цыглин отметил, что, когда он проходил стажировку и работал в США, Греции и Польше, такого явления, как юридическая фирма-«близнец», он не встречал. По его мнению, это явление временное и на нашем юридическом рынке. Потому бороться с компаниями-«близнецами» «Юридическая фирма «Бизнес и Право»» не будет: во-первых, это пустая трата времени, а, во-вторых, украсть название можно, но невозможно украсть репутацию и признательность клиентов.

Как видим, названия юридических фирм достаточно часто связаны со словом «право» и производными от него. Однако производных от этого слова на все юридические фирмы не хватит. Так, на рынке юридических услуг Украины есть несколько компаний, название которых содержит слово «правис». Небезызвестными «тезками» являются адвокатская контора «Правис» (г. Донецк) и адвокатская компания «Правис: Резников, Власенко и Партнеры» (г. Киев), сокращенные наименования которых совпадают. Отношения между ними нейтральные, хотя то, что их часто путают, думается, не радует ни одну из компаний. Так, по крайней мере, говорит Игорь Головань, председатель АК «Правис». Он, в частности, отметил, что компании со схожими названиями не являются связанными лицами, но отношения между ними нормальные, хотя иногда их компании все же путают. Для того чтобы защитить свое название, контора зарегистрировала наименование «Правис» как знак для товаров и услуг. При этом стоит отметить, что использование разными юридическими фирмами одинаковых названий является, по сути, проявлением недобросовестной конкуренции, но в их конкретном случае — это, скорее всего, недоразу­мение и прямо бороться с ним компания не собирается. По словам Игоря Голованя, контора рассчитывает на то, что их коллеги выберут себе другое название. При этом он отмечает, что несколько «тезок» уже это сделали.

Бесконфликтные отношения с «тезкой» предпочитают поддерживать и в киевской компании «Правис: Резников, Власенко и Партнеры». Как сообщил нам управляющий партнер Алексей Резников, им прекрасно известно о существовании донецкой компании-«тезки», более того — первые лица обеих компаний являются членами Ассоциации юристов Украины.

Отсутствие конфликтов между «Прависами», по словам г-на Резникова, можно объяснить тем, что совместных судебных либо иных дел в сфере юриспруденции компании не ведут, более того, они предоставляют юридические услуги в разных регионах Украины. Деятельность АК «Правис» распространяется преимущественно на г. Донецк и Донецкую область, а АК «Правис: Резников, Власенко и Партнеры» редко приходится обслуживать клиентов в этом регионе. Как отмечает Алексей Резников, деятельности его компании наличие «тезки» на рынке абсолютно не мешает, поскольку его фирма зарекомендовала себя как грамотная, профессиональная адвокатская компания, предоставляющая услуги в определенных сферах юриспруденции. Равно как и их «однофамилец» — в регионе своей деятельности.

О причинах и следствиях

Как уже неоднократно упоминалось в статье, одинаковые названия — итог отсутствия нормативного регулирования выбора названия юридической фирмы. Хотя, как показал опрос компаний, проблема смешения названий актуальна не для всех компаний. Главную причину нам назвали в «Юридической компании «Бизнес-право Аудит», и с этим, несомненно, согласятся все. Специфика предоставления услуг на юридическом рынке такова, что использование сходного наименования или его части особой роли не играет, так как за определенной юридической фирмой стоят люди, руководитель, практический опыт и знания.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 45 (411) от 08/11/05 Текущий номер

Права человека

Законодательная практика

Миноритариям нужна защита!

Комментарии и аналитика

ВХСУ о вопросах таможенного дела

Комментарии и аналитика

Как выиграть спор с облэнерго?

Комментарии и аналитика

Зачем поручителю быть «финансистом»

РЕПОРТАЖ

VII Съезд судей: выборы достойных

Судебная практика

Да здравствует самый гуманный суд!

Тема номера:

Жилищно-коммунальный потребитель

Частная практика

«Тезки» на рынке юруслуг

Как вы оцениваете первый год работы нового Верховного Суда?

Позитивно — ВС удалось обеспечить единство судебной практики

Негативно — единства правовых позиций в ВС по-прежнему нет

Нейтрально — особых успехов ВС незаметно

За деятельностью ВС не слежу

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА