Наверняка многие согласятся, что самым большим событием в судебной системе за последние годы стало введение системы административных судов. В нашей газете мы уже неоднократно освещали эту тему, но хотелось бы предложить вниманию наших читателей впечатления от этого реформаторского шага первых лиц в системе административных судов. Для этого мы обратились к председателю Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины (ВСУ) Виктору КРИВЕНКО.
— Уважаемый Виктор Васильевич, какими будут ваши первые шаги в организации эффективной работы Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины?
— Во-первых, мы уже создали аппарат Судебной палаты. Аппарат будет состоять из двух отделов: секретариата и консультативного отдела. Кроме того, Судебная палата по административным делам намерена проводить серьезную работу над предложениями по изменению Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины. Поскольку судьи из Верховного Суда Украины не принимали участия в разработке Кодекса, возникла потребность усовершенствовать главный нормативный акт, с которым нам необходимо будет работать. Одним из главных предложений стало изменение оснований для подачи жалобы по исключительным обстоятельствам. На данный момент в КАС Украины предусмотрено два основания: неодинаковое применение судом кассационной инстанции одной и той же нормы права и признание судебных решений международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушающими международные обязательства Украины. Задача Судебной палаты по административным делам — это создание однозначной практики, а для этого необходимо расширить основания для открытия производства в ВСУ. Предлагается также замена термина «жалоба» на термин «обращение». Поскольку обжалование решений заканчивается в кассационной инстанции, то есть в Высшем административном суде Украины (ВАСУ), в ВСУ пересмотр решения по исключительным обстоятельствам должен осуществляться по обращению.
Кроме того, аппарату Судебной палаты ВСУ можно было бы делегировать некоторые процессуальные полномочия в сфере подготовки материалов для передачи их судье. Данная работа не является слишком сложной, а у судей появится больше времени для рассмотрения дел. Подлежит реформе и процедура открытия производства по исключительным обстоятельствам по конкретным делам, а именно: этот вопрос может рассматриваться не всем составом палаты, а лишь частью. Учитывая, что на данный момент палата состоит из семи судей, предлагается вопросы об открытии производства по исключительным обстоятельствам решать пяти судьям.
Все вышеуказанные изменения обусловлены спецификой целей, стоящих перед ВСУ. Основной его задачей является формирование единообразной судебной практики, толкование норм права, а не исправление ошибки, допущенной судом нижестоящей инстанции.
Кроме того, одним из этапов организации эффективной работы Судебной палаты по административным делам ВСУ станет создание в ближайшее время окружных и апелляционных административных судов.
— Насколько сегодня административная палата обеспечена материально?
— Верховный Суд Украины располагает достаточной материальной базой для обеспечения Судебной палаты по административным делам. Так что новосозданная палата вполне может рассчитывать на достойные условия для организации работы.
— Каким будет доступ к решениям ВСУ?
— Я уже неоднократно говорил, что цели Судебной палаты по административным делам должны существенно отличаться от тех, которые перед собой ставят суды первой, второй и кассационной инстанций. ВСУ обеспечивает одинаковое применение закона на территории государства. Для выполнения этой задачи мы должны обнародовать свое решение, чтобы любому желающему была доступна информация о том, какое мы решение приняли и как ВСУ толковал определенную норму права. Все решения Судебной палаты по административным делам ВСУ будут публиковаться на странице ВСУ в Интернете.
Хотелось бы отметить, что все решения будут классифицироваться по тематике, чтобы юристам было проще определить, как развивается судебная практика в конкретном направлении.
Я также думаю, что не должно возникнуть возражений и у сторон в связи с обнародованием решений, поскольку административные дела носят публичный характер, а не частный. Польза от такой организации работы будет для всех: и для практикующих юристов, и для судей.
— Согласны ли вы с мнением Василия Маляренко о том, что в настоящее время палата должна состоять из семи судей? Не повлечет ли это за собой проблем в работе палаты ВСУ?
— Планируется, что процедура рассмотрения дел в Судебной палате по административным делам ВСУ будет принципиально отличаться от рассмотрения дел в других палатах ВСУ. Поэтому сейчас сложно сказать, достаточное ли количество судей в палате или нет. Вопрос численности палаты еще не закрыт. Председатель ВСУ Василий Маляренко сказал по этому поводу, что сейчас идет формирование палаты и пока этот процесс еще не закончен. Таким образом, при необходимости количество судей в палате может быть увеличено.
— Сколько, по вашему мнению, понадобится времени ВСУ для установления практики по рассмотрению административных дел?
— Хотелось бы организовать работу палаты так, чтобы каждое принятое решение было ориентиром для всех судов в решении различных проблем. И тогда не придется ждать годами, пока установится определенная практика решений административных споров. Каждое решение ВСУ должно быть образцом судебной практики, должно указывать, каким образом необходимо толковать нормы права при решении аналогичных споров в данных правоотношениях.
— Как вы относитесь к тому, что сегодня хозяйственные суды первой и второй инстанций при рассмотрении административных дел руководствуются нормами Хозяйственного процессуального кодекса Украины, а Судебной палате по административным делам Верховного Суда Украины придется их пересматривать по Кодексу административного судопроизводства Украины?
— По общему правилу процедура рассмотрения дела должна совпадать во всех инстанциях.
(Беседовала Марианна БОНДАРЕНКО)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…