Считаю необходимым довести до сведения моих коллег информацию о появлении еще одного способа давления контролирующих и силовых структур на субъекты хозяйственной деятельности.
Такая возможность появилась с внесением изменений в законодательство об интеллектуальной собственности. Вышеназванные нововведения ставят в ранг правонарушителей юридических и физических лиц, пользующихся нелицензионным программным обеспечением. Не оспаривая необходимость подобных требований, более того, их поддерживая, мы убедились, что законодатель, вольно или невольно, не учел реального положения дел в этой области и не конкретизировал до нужной степени механизм контроля за их выполнением. Не учтен также менталитет некоторых сотрудников контролирующих и силовых структур.
Итак, схема давления проста:
1) прибытие по поводу или без повода на ваше предприятие сотрудника милиции;
2) предъявление сотрудниками милиции незаконных требований любого рода (начиная с несанкционированной проверки и заканчивая вымогательством взятки);
3) в случае неповиновения — изъятие компьютера на предмет обследования используемого программного обеспечения.
Что это означает для действующего предприятия, поймет любой хозяйственник. Это и отсутствие хранимой в файлах документации, и невозможность ведения бухгалтерии и т.д. Для разных предприятий наносимый ущерб будет различным по величине, но его взыскание станет невозможным, если «контролеры» не наделают ошибок, как это было в нашем случае.
Этих ошибок очень легко избежать, тогда действия сотрудников милиции лишатся статуса незаконных и не смогут стать основанием для возмещения нанесенного ущерба! Но примечательно здесь то, что при законном изъятии компьютерной техники страдают как правонарушители, так и законопослушные субъекты, ведь отсутствие подобного инструмента в современной инфраструктуре делопроизводства и бухгалтерского учета предприятия даже в короткий период времени практически парализует деятельность предприятия. И от этого не застрахован ни частный предприниматель, хранящий в памяти компьютера информацию о товаре, купивший компьютерное обеспечение на черном рынке, ни крупная корпорация, пользующаяся лицензионным программным продуктом!
Но, к сожалению, нет сложностей для придания таким действиям законных оснований! А что здесь сложного для работника милиции?! Проинициируй появление заявления в книге учета информации о преступлениях (КУЗП) или заведи оперативно-розыскное дело — и вперед, на проверку! А разумный хозяйственник-экономист предпочтет минимальные потери большим и наверняка будет сговорчивым. Причем, как уже пояснялось выше, потерь не быть не может! Ну а раз люди сговорчивы, то можно и ОРД закрыть, и на заявление (почти свое) отписку дать. Ну чем не соблазн? А где гарантия, что подобное явление не станет массовым? Ведь показателен и тот факт, что все вышеперечисленные действия были произведены в офисе юридической фирмы! А сотрудник ОГСБЭП явно бравировал своей «юридической компетентностью», подтрунивая над коллегами, по его мнению, бессильными что-либо сделать. Что уж говорить о предприятиях, не имеющих своей юридической службы?!
И возвращаясь к реалиям сегодняшнего дня, не удержимся, чтобы не съязвить: мы почти уверены, что у подавляющего большинства предпринимателей, физических и юридических лиц, организаций и учреждений, и уж точно у правоохранительных и силовых структур во всех кабинетах стоят компьютеры с лицензионным программным обеспечением Windows, Microsoft и т.д.
БИЛЫК Виктор — начальник правового отдела ДП «Донбасснефтепродукт»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…