Организовать процесс предоставления юридических услуг можно несколькими способами: путем открытия офиса (аренды или покупки) либо приспособив под офис собственную квартиру. Первый вариант требует серьезных финансовых вложений, а второй — не способствует успешному развитию бизнеса. У юриста, начавшего практиковать у себя дома, возникает масса неудобств. Можно представить, как удивится клиент, когда, позвонив по телефону своему адвокату, услышит в ответ детский голос и звуки телевизионной программы? Не лучшей будет ситуация, если клиент столкнется у двери с родственниками или, хуже того, домашними животными юриста, проживающими в одной квартире-офисе. Знакомство с повседневной жизнью юриста может негативно отразиться на формировании впечатления о его профессиональном уровне. Чтобы избежать подобных проблем, прежде чем начинать свою деятельность, юристы должны серьезно задуматься над вопросом офисного помещения.
ВСЕ ЮРИСТЫ — СОБСТВЕННИКИ
Как правило, молодые юридические фирмы начинают свою работу в арендованном офисе. Находясь в процессе становления и постоянно расширяя штат юристов, нет необходимости покупать помещение под офис. Она появляется через некоторое время, когда юридическая фирма уже обладает определенной материальной базой. С другой стороны, юридическая фирма, независимо от благосостояния, может арендовать офис долгое время, вполне довольствуясь своим положением. У каждого есть право выбора.
Юридическая фирма «Ариес» решила сделать свой выбор в пользу собственного офиса. После длительного периода аренды фирма планирует приобрести помещение под офис, вложив в него частичку корпоративного духа компании. По словам директора юридической фирмы «Ариес» Олега Давиденко, каждый юрист по натуре собственник, а работа в чужом помещении не дает возможности обустроить офис должным образом. Существует риск возникновения конфликта с арендодателем и расторжения договора аренды. Кроме того, нет смысла инвестировать в чужую собственность, в то же время презентабельность, внешний антураж и функциональность помещения имеют значение для коллег и клиентов. Поэтому появляется необходимость покупки офиса. Недостатком аренды можно назвать и постоянные расходы в виде арендных платежей, подсчет которых за годы аренды не прибавляет оптимизма», — отмечает Олег Давиденко.
ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЮТ
Действительно, суммы на недвижимость достаточно внушительные. Так, стоимость арендной платы в месяц за один квадратный метр помещения в центре Киева около 15-25 у.е. Цена зависит от уровня благоустройства офиса и от включенных в нее платежей (налог на добавленную стоимость, коммунальные услуги, охрана). Значит, ежемесячными расходами фирмы на оплату аренды небольшого офиса (100 кв. м) будет 1500 у.е. Что касается элитарных мест, таких как бизнес-центр «Миллениум» на ул. Владимирской, то арендовать там офис может позволить себе юридическая фирма с доходами выше среднего. Арендная плата в этом престижном месте составляет порядка 40 у.е. за один квадратный метр в месяц. Итого получится 4000-6000 у.е. за все помещение, в зависимости от размера офиса.
Если говорить о покупке офиса в центре города, то цифры приобретают еще больше нолей. За один квадратный метр придется заплатить от 1200 до 3000 у.е. Следовательно, минимальной суммой, которой должна располагать юридическая фирма, решившая купить собственное помещение в 100 квадратных метров в престижном районе, будет 120 тыс. у.е.
А МОЖЕТ, АРЕНДА?
Безусловно, покупка офиса имеет ряд преимуществ перед арендой, особенно если речь идет о стабильности фирмы и дальновидных планах. Однако для этого нужны немалые средства. Временное платное пользование помещением также имеет свои плюсы. При аренде офиса экономятся деньги, которые можно вкладывать в оборот и развитие юридического бизнеса, в повышение квалификации персонала, создание библиотеки для юристов, поездки и участие в международных конференциях. Среди приверженцев аренды офиса юридическая фирма «Магистр и партнеры». Для нее важна возможность свободного перемещения в случае расширения штата.
Что касается юридической фирмы «КМ Партнеры», то помещение под офис они также арендуют. Партнер Артур Котенко среди преимуществ аренды выделил то, что все сопутствующие аренде услуги предоставляются арендодателем. Таким образом, юридическая фирма не принимает мер по обеспечению нормального функционирования офисных помещений, ее штат не включает охранника, дворника и электрика. Как правило, необходимые сопутствующие услуги входят в стоимость аренды.
Украинские офисы международных юридических фирм также расположены в арендованных помещениях. Политика руководства «Бейкер и Макензи», «Эрнст энд Янг», «Делойт и Туш» и других международных юридических фирм сводится к мобильности работы в стране нахождения офиса. Фирмы не привязаны к одному помещению, а при необходимости «кочуют» с места на место. Если существует риск неудачной деятельности, то фирма прекращает работу, не имея проблем с продажей офиса. Кроме того, западные фирмы считают, что компании, занимающиеся предоставлением услуг, не должны иметь недвижимость в собственности. Это относится не только к юридическим фирмам, но и к финансовым учреждениям (банкам, кредитным союзам, страховым компаниям).
Таким образом, чтобы свести к минимуму будущие текущие расходы фирмы, необходимо при возможности купить помещение под офис с учетом возможного расширения в будущем. Юристы, прошедшие процесс покупки офиса, рекомендуют приобретать помещение по размеру больше необходимого примерно в два раза. Оптимальным вариантом будет покупка под офис большей площади и сдача в аренду той части, в которой юридическая фирма пока не нуждается.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…