На минувшей неделе парламент принял проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно оформления наследства» (№ 11047).
Закон вызвал критику нотариального сообщества, следствием чего и стало, в частности, обращение к Президенту Украины, которое редакция публикует ниже.
Отметим, что на следующий день после принятия Закона в парламенте был зарегистрирован проект постановления об отмене решения Верховного Совета о принятии Закона (по причине нарушения норм регламента парламента при его принятии).
Президенту Украины
Януковичу В.Ф.
В то время, когда государство Украина строит правовое государство, Верховный Совет Украины 16 октября 2012 года принял Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно оформления наследства» (зарегистрирован 30 июля 2012 года под № 11047), который нас фактически возвращает в XVI век.
Принимая этот законопроект, Верховный Совет Украины реально предложил вернуться к казацкому праву и ставить в правоприменении на первое место чувства и эмоции, на второе место — обычай, на третье место — духовно-эмоциональное состояние секретаря сельсовета, на четвертое место — внешнее состояние (вид) субъекта, в отношении которого совершается действие (рост, масса тела, наследственность, наркозависимость и т.д.), на пятое место — документ.
И уже на шестое место в правоприменении ставит право, ибо право как феномен уже, наверное, в нашем государстве в понимании авторов этого Закона приобретает признаки рудиментарного анахронизма.
На сегодня они предложили «простой» механизм: кто первый принес на село свидетельство о смерти, того и дом, кто сберкнижку — того деньги, а кто бросил дальше шапку, тому земля.
Руководствуясь их логикой, в законодательстве Украины еще есть над чем работать: нужно срочно внести изменения о предоставлении секретарям сельсовета полномочий судьи, прокурора, и вообще, пусть уже и законы принимают на селе.
В связи с этим есть одно желание: увидеть, как народные избранники получат наследство от секретаря сельсовета!
Уважаемый господин Президент, прошу Вас как гаранта Конституции обратить внимание на такие основательные замечания относительно этого Закона, которые были изложены Главным юридическим управлением Верховного Совета Украины еще на стадии проекта:
«Главное управление не поддерживает принятие указанных законодательных предложений. Это объясняется тем, что оформление наследства является достаточно сложной юридической процедурой, которая требует значительного объема юридических знаний. Именно поэтому ее выполнение возложено на нотариуса, которым, согласно статье 3 Закона Украины «О нотариате», может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, владеющий государственным языком, имеющий стаж работы в сфере права не менее трех лет, прошедший стажировку в течение одного года в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен, получивший свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Отметим, что наличие таких знаний и опыта у должностных лиц местных органов самоуправления выглядит сомнительным, в связи с чем возложение на них обязанностей по оформлению наследства может привести к нарушениям прав наследников».
«1. Законопроектом предлагается путем внесения изменений в Гражданский кодекс Украины и Закон Украины «О нотариате» предоставить органам местного самоуправления полномочия по выдаче свидетельства о праве на наследство.
Однако введение такого подхода, по нашему мнению, не учитывает того, что совершение нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство является разновидностью юридической деятельности, осуществление которой заключается не в формальной выдаче указанного свидетельства, а, прежде всего, в предоставлении этому документу юридической достоверности, следовательно, должно осуществляться только в такой процессуальной форме, которая в полной мере обеспечивает бесспорность такого документа.
На сегодня Законом Украины «О нотариате» установлены гарантии бесспорности факта приобретения физическими и юридическими лицами прав на наследство и соблюдения права каждого на правовую помощь во время совершения нотариальных действий в сфере наследования. Указанные гарантии заключаются, прежде всего, в установлении квалификационных требований к нотариусам, которые позволяют ему давать профессиональную оценку достоверности юридических фактов, на основании которых выдается свидетельство о праве на наследство. Кроме того, государство гарантирует защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц в случае их обращения к нотариусу, установив полную ответственность за законность совершаемых им нотариальных действий.
Вместо этого, в случае передачи органам местного самоуправления полномочия по выдаче свидетельства о праве на наследство, государство не может гарантировать профессионализм и бесспорность совершаемых этими органами нотариальных действий.
Вместе с тем введение путем внесения изменений в Гражданский кодекс Украины порядка выдачи свидетельства о праве на наследство сельским, поселковым советом является юридически некорректным, учитывая коллегиальность и сессионный характер работы этого органа, с одной стороны, и четко установленные законами Украины сроки принятия наследства — с другой.
Кроме того, возложение на сельские и поселковые советы функций нотариата не соответствует положениям части 3 статьи 143 Конституции Украины, согласно которой органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти.
Также законопроект имеет ряд внутренних несогласованностей, в частности, это касается одновременного предоставления одних и тех же полномочий сельским, поселковым советам и должностным лицам этих органов местного самоуправления, что противоречит части 2 статьи 19 Конституции Украины и не отвечает требованиям к качеству закона в контексте верховенства права, гарантированного статьей 8 Конституции Украины.
Вместе с тем, учитывая положения статьи 1277 Гражданского кодекса Украины, по которым в случае отсутствия наследников по завещанию и по закону, устранения их от права на наследование, непринятия ими наследства, а также отказа от его принятия наследство признается судом выморочным и переходит в собственность территориальной общины по месту открытия наследства, наделение органов местного самоуправления полномочиями по выдаче свидетельства о праве на наследство не учитывает требований части 4 статьи 7 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 года, ратифицированной Украиной, по которой каждое государство-участник стремится в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего права создавать, поддерживать и укреплять системы, способствующие прозрачности и предупреждающие возникновение коллизии интересов.
2. Положения подпункта 7 пункта 2 раздела I проекта по дополнению статьи 67 Закона Украины «О нотариате» новыми частями, регламентирующими порядок выдачи свидетельства о праве на наследство, во-первых, не согласуются с требованиями части 1 статьи 24 Конституции Украины, поскольку, предвидя выдачу свидетельства о праве на наследство только наследникам первой и второй очереди по закону, ограничивают права наследников третьей, четвертой и пятой очередей. Кроме того, согласно положениям законопроекта, создается вероятность одновременного открытия наследственных дел нотариусом и органом местного самоуправления по одному наследству.
Во-вторых, указанные положения проекта по выдаче свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации только на основании правоустанавливающих документов, не учитывают ряд требований Гражданского кодекса и других законов Украины.
Так, согласно положениям статьи 182, части 2 статьи 331, части 1 статьи 344 Гражданского кодекса Украины, право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента государственной регистрации. Какие-либо сделки в отношении недвижимого имущества совершаются, если право собственности или иное вещное право на такое имущество зарегистрировано (часть 6 статьи 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений»).
Однако, согласно подпункту 7 пункта 2 раздела I проекта, «отметка о переходе права собственности при выдаче свидетельства о праве на наследство производится должностным лицом органа местного самоуправления путем зачеркивания фамилии, имени и отчества наследодателя на правоустанавливающем документе и исправления на фамилию, имя, отчество наследника и должно быть подтверждено подписью должностного лица органа местного самоуправления и печатью этого органа.
Но, согласно части 2 статьи 17 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», для государственной регистрации прав не принимаются документы с подчистками или приписками, зачеркнутыми словами и другими, не оговоренными в них исправлениями, заполненные карандашом, а также с повреждениями, не позволяющими однозначно толковать их содержание.
Кроме того, проект подготовлен ко второму чтению без учета требований статьи 16 Регламента Верховного Совета Украины. Так, пункты 3 и 4 раздела I законопроекта не были предметом научной экспертизы, которая обязательно должна проводиться согласно требованиям статьи 103 Регламента Верховного Совета Украины, и не обсуждались в сессионном зале во время его рассмотрения в первом чтении».
Уважаемый господин Президент, с учетом изложенного выше прошу Вас воспользоваться правом вето относительно Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно оформления наследства».
С уважением, президент
Ассоциации частных нотариусов
Харьковской области В.Н. Марченко
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…