Порядок расследования и учета несчастных случаев — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Все в Порядке

Новый Порядок расследования и учета несчастных случаев 
и аварий на производстве

Новый Порядок расследования и учета несчастных случаев 
и аварий на производстве будет распространяться на всех лиц, фактически допущенных к работе

На заседании правительства 17 апреля с.г. был принят новый Порядок расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве (Порядок). Речь идет о постановлении Кабинета Министров Украины № 337, которым он утвержден. Ранее расследования на производстве проводились согласно Порядку проведения расследований и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденному постановлением правительства № 1232 от 30 ноября 2011 года. Прогрессивность новой редакции Порядка заключается в том, что в ней выдвигается требование проводить расследование и в отношении граждан, которые официально не состояли в трудовых отношениях. Надлежащую социальную защиту получат и лица, которые работают по условиям гражданско-правового договора или на других основаниях, предусмотренных законом. Новый порядок вступает в силу с 1 июля 2019 года.

Не для всех

Требования Порядка распространяются на всех юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, а также на лиц, указанных в части 1 статьи 35 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании». Прежний порядок распространялся на работников Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), в то время как в новом Порядке указано, что его действие не распространяется на лиц начальствующего состава НАБУ, порядок проведения расследования и ведения учета несчастных случаев относительно которых устанавливается директором НАБУ. Что касается лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний или следственных изоляторах, то в отношении них будет проводиться расследование лишь в случае, когда указанные лица привлекаются к трудовой деятельности на производстве этих учреждений или других предприятий по специальным договорам. В рамках предыдущего Порядка возможность проведения расследования в отношении этих лиц не предусматривалась.

Также устанавливается более широкий круг случаев, которые будут признаваться страховыми. Так, Порядок дополнен перечнем оснований, при которых наступает страховой случай при государственном социальном страховании от несчастного случая (профессионального заболевания (отравления, аварии) на производстве (Приложение 10). К примеру, страховым случаем будет считаться ухудшение состояния здоровья в результате отравления алкоголем, наркотическими средствами, токсическими или ядовитыми веществами, а также их действия (асфиксия, инсульт, остановка сердца), что подтверждается медицинским заключением, если это связано с применением таких веществ в производственном процессе или нарушением требований относительно их хранения и транспортировки.

Тень труда

Расширен перечень оснований, при которых несчастный случай или острое профессиональное заболевание (отравление) признаются связанными с производством. В пункте 52 Порядка в числе таких оснований указывается выполнение работы лицами, работающими на условиях гражданско-правого договора, на других условиях, предусмотренных законом, лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, членами фермерского хозяйства при наличии обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 1–23 этого пункта. Связанным с производством считается выполнение работ лицом, которое фактически допущено к работе без оформления трудового договора (контракта), в случае подтверждения факта пребывания потерпевшего в трудовых отношениях с работодателем при наличии обстоятельств, указанных в подпунктах 1–23 пункта 52. Теоретически такая возможность существует и сейчас, но в Порядке дополнительно акцентируется внимание на расследовании несчастных случаев с неоформленными работниками, отметила Инесса Летич, советник Asters. При этом в пункте 10 Порядка уточняется, что факт пребывания потерпевшего в трудовых отношениях с работодателем, если работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора, устанавливается должностными лицами Государственной службы Украины по вопросам труда (Госструда), ее территориальных органов либо в судебном порядке.

Данные нововведения подтверждают последние тенденции повышенного внимания Гоструда к выявлению скрытой занятости, подчеркнула Юлия Подлесная, юрист KPMG Law Ukraine.

В Порядке также указано, кто должен уведомлять о наступлении несчастного случая или возникновении острого профессионального заболевания (отравления) у вышеперечисленных лиц, в том числе и при сокрытии факта наличия трудовых отношений. Такое сообщение должно предоставляться руководителем предприятия (учреждения, организации), в интересах которого исполнялись работы (предоставлялись услуги), или представителем арендодателя, балансодержателя и т.д., на территории (объекте) которого произошел несчастный случай и (или) возникло острое профессиональное заболевание (отравление).

Следует обратить внимание, что вышеуказанные инциденты будут подлежать исключительно специальному расследованию, независимо от серьезности и последствий происшествия. «В отличие от обычного специальное расследование предполагает вовлечение представителей Гоструда в процедуру расследования и утверждение его результатов. Если у лиц нет формального работодателя, в процедуру расследования вовлекаются представители местной государственной администрации или местного совета. Не стоит ожидать, что подобные изменения устранят проблему незащищенности неоформленных работников от травматизма на работе. Однако угроза проведения специального расследования и связанных с ним сложностей должна стимулировать работодателей ответственно относиться к вопросу оформления работников, особенно на травмоопасных рабочих участках. Среди других изменений стоит отметить то, что при специальном расследовании несчастных случаев в состав комиссии теперь обязательно включаются представители работодателя (ранее такая практика была исключением)», — комментирует Инесса Летич.

Успеть рассмотреть

Порядок устанавливает трехгодичный срок давности для расследования несчастных случаев на производстве. Прежний порядок не ограничивал инициирование проведения расследования никакими сроками. Установление срока давности для расследования несчастных случаев не ограничивает права потерпевших, так как совпадает с общим сроком исковой давности, который и раньше нужно было соблюдать, чтобы предъявлять требования о возмещении ущерба в судебном порядке, считает Марьяна Марчук, советник МЮФ Baker McKenzie.

В то же время в соответствии с Порядком расследование несчастного случая или случая острого профессионального заболевания проводится, даже если об этом не был своевременно уведомлен работодатель или утрата работоспособности потерпевшего наступила не сразу. При установлении факта несчастного случая или профессионального заболевания (отравления) решением суда расследование проводится независимо от даты их наступления.

Продлены и сроки проведения расследования, что также отвечает интересам потерпевшего. Так, специальное расследование, согласно пункту 31 Порядка, осуществляется на протяжении 15 рабочих дней, а не десять, как раньше. Таким образом, на практике расследование может затянуться на три недели.

Если же Госструда не принято решение о проведении специального расследования, результаты работы комиссии, созданной работодателем, подлежат обжалованию потерпевшим (членами его семьи или уполномоченным им лицом) только в судебном порядке.

В случае, когда расследование все же было проведено, но потерпевший не согласен с его результатами, он имеет право ходатайствовать о повторном назначении расследования. Следует отметить, что ранее такое право не ограничивалось временными рамками. Так, согласно Порядку, на протяжении трех лет со дня получения акта по форме Н-1 потерпевший, член его семьи или уполномоченное ими лицо, органы, учреждения и организации, представители которых принимали участие в расследовании, имеют право обратится к работодателю или в Госструда относительно назначения повторного расследования (специального расследования) в связи с несогласием с обстоятельствами и причинами наступления несчастного случая (профзаболевания) или с выводом комиссии. Однако теперь работодатель лишен права инициировать повторное специальное расследование. Также Порядок прямо не предусматривает возможности обжалования работодателем содержания акта Н-1 в судебном порядке, обращает внимание Инесса Летич.

«Обеспечению качества расследования должно способствовать то, что Порядок содержит подробное описание процесса расследования для каждой категории происшествий, включая указания, какие именно специалисты должны быть к нему привлечены. Очень важно, что Порядок предусматривает обязанность руководителей анализировать причины несчастных случаев и принимать меры по их недопущению в будущем», — резюмировала Марьяна Марчук.

Алина Назарчук «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA