Трафик работы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Трафик работы

Куда движется рынок труда и с какими проблемами 
сталкиваются юристы, рассказала зампредседателя 
Госслужбы занятости Ольга Макогон

Сфера занятости, как правило, ассоциируется со стабильностью из-за недостаточно радикальных реформ. Тем не менее под воздействием рыночных условий и евроинтеграции изменяются как приоритеты государства, так и регулирование. Осветить происходящие изменения в интервью «ЮП» согласилась Ольга Макогон, к.ю.н., в прошлом адвокат, а ныне заместитель председателя Государственной службы занятости (центральный аппарат).

— Ольга Валентиновна, какие проблемы, связанные с трудовыми отношениями, будут для юристов приоритетными в ближайшие годы?

Предлагаю рассмотреть рынок труда на примере юристов. Современные тенденции на рынке труда Украины никак нельзя назвать win-win: при одновременном повсеместном высоком спросе на трудовые ресурсы огромное количество людей не могут найти легальную работу с достойными условиями труда. Одной из причин называют устаревшую систему высшего и профессионального образования, которая не может предоставить будущим специалистам квалификацию, востребованную на рынке труда. Я не могу полностью с этим согласиться. Другое дело, что эта система сейчас ориентирована на удовлетворение собственных нужд и потребностей, нежели работает в интересах непосредственно рынка. Именно поэтому у нас переизбыток специалистов с гуманитарным профилем: юристов, экономистов, переводчиков, менеджеров, маркетологов.

Среднестатистический юрист может столкнуться с теми же негативными особенностями развития рынка труда, как и большинство работающих людей. Это подмена трудовых отношений гражданско-правовыми или хозяйственными, оплата труда «в конверте», увольнение с нарушениями норм законодательства. Многие специалисты становятся безработными. Например, по состоянию на 1 мая 2019 года в государственную службу занятости было подано 288 вакансий для юристов. Однако на учете в службе на ту же дату находились 1709 безработных юристов. Также нужно учитывать, что еще большее количество юристов не обращаются в службу занятости за содействием в трудоустройстве, предпочитая искать работу самостоятельно.

Если говорить о том, как юристы могут быть востребованы в сфере сопровождения кадровых вопросов, то на первом месте сейчас стоит помощь клиентам в корректном оформлении трудовых отношений, разъяснении рисков подмены трудовых отношений гражданско-правовыми или хозяйственными, чтобы не было клиенту «мучительно больно» при проверке со стороны Государственной службы Украины по вопросам труда. Сохраняет актуальность практика досудебного урегулирования трудовых споров, а также сопровождение найма и увольнения руководителей.

— Какие стимулы помогут работодателям нанимать больше работников: снижение единого социального взноса (ЕСВ), компенсации от государства, гибкие формы занятости или что-то другое?

Работника нанимают тогда, когда есть спрос на применение труда специалиста, имеющего необходимую квалификацию и желаемые навыки. Разве потребность работодателя в сотруднике исчезнет при отсутствии льгот и субсидирования со стороны государства?

Снижение ЕСВ, на мой взгляд, не оправдало себя как инструмент легализации трудовых отношений, а «взрыв новых рабочих мест» благодаря снижению не произошел, хотя именно ради этого ЕСВ и снижался. Данное решение привело в большей степени к негативным последствиям в части сокращения ресурсов для исполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами. Однако работодатели смогли снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Это позитивный аспект.

Предоставление финансовых стимулов для работодателей способствует увеличению новых рабочих мест в рамках реализации активных программ государственной политики содействия занятости. Действующий Закон Украины «О занятости населения» предусматривает право работодателей получать компенсации по уплаченному ЕСВ или в части оплаты труда. Такие активные программы поддержки занятости содействуют трудоустройству отдельных категорий безработных и в некоторых случаях являются аргументом в пользу расширения рабочих мест. Предоставление Государственной службой занятости финансовых стимулов способствует и созданию рабочих мест в малом бизнесе.

Развитие занятости предполагает и развитие трудового законодательства. До сих пор у нас ненадлежащим образом регулируется дистанционная занятость, занятость через сервисы экономики совместного потребления, другие виды нетипичной занятости.

— С какими юридическими проблемами сталкиваются наши граждане при работе в странах ЕС?

Основная проблема — нелегальное трудоустройство. Я не буду анализировать причины, которые приводят людей к выбору нелегального трудоустройства. Остановлюсь исключительно на юридическом аспекте. Любое трудоустройство в другой стране должно сопровождаться получением разрешения на работу, другого аналогового документа, соответствующих миграционных документов. Любая временная трудовая деятельность за рубежом, даже сезонная, которая особо распространена среди украинцев, подлежит оформлению согласно законодательству страны пребывания. Безвизовый режим не означает свободу передвижения работников. Украинцы, которые приезжают в другую страну работать нелегально, не становятся на консульский учет, что существенно осложняет предоставление помощи в случае беды. Если говорить о сотрудничестве между профильными украинскими ведомствами и ведомствами стран пребывания украинских трудовых мигрантов, то оно основывается на соответствующих международных договорах. Сотрудничество с польской стороной остается недостаточно развитым и носит больше декларативный, чем прикладной характер. Также, к сожалению, с большинством стран, которые выбирают украинцы для работы, такие договоры отсутствуют, а существующие подлежат пересмотру и налаживанию межведомственных коммуникаций практически с нуля.

— Как вы прокомментируете деятельность посредников при трудоустройстве?

Как и в любой сфере деятельности, есть те, кто придерживается правил, ценит и бережет свою деловую репутацию, и те, кто всяческими путями их нарушает или избегает. Хотя есть еще и полумеры. Агентства, которые работают «в белую», никогда не будут брать оплату за свои услуги с соискателя, в том числе при поиске работы за рубежом, поскольку, согласно международным нормам, услуги посредника оплачивает работодатель, а также в доступной форме разъяснят права и обязательства при трудоустройстве перед подписанием трудового договора. Единственным официальным источником данных о трудоустройстве украинцев за рубежом является отчетность, подаваемая лицензированными посредниками. В 2018 году за границей было трудоустроено через таких посредников 97 098 человек. По экспертным оценкам, во внешней трудовой миграции принимали участие в 2018 году не менее 3 млн человек. Исходя из этого, а также учитывая тот факт, что большинство трудовых мигрантов продолжают уезжать на работу в другие страны самостоятельно или через нелегальных либо «серых» посредников, я вижу большой потенциал для повышения эффективности работы посредников, которые работают полностью легально и дорожат своей репутацией. Считаю, что правила, регулирующие деятельность частных агентств занятости, должны быть пересмотрены. Одной из своих целей мы видим приведение законодательства в соответствие с Конвенцией Международной организации труда № 181 «О частных агентствах занятости». Рынок посреднических услуг по трудоустройству развивается. Необходимо дать определение «частного агентства занятости», расширить виды услуг, которые могут оказывать такие агентства, модернизировать правила игры на рынке. На мой взгляд, государство не должно усложнять условия выхода на рынок. Однако регулирование деятельности таких агентств необходимо усовершенствовать и привести к европейским стандартам.

— Ощутили ли работодатели снятие барьеров при найме иностранцев? Как это отразилось на рынке труда?

Не могу сказать, что особые барьеры существовали. При сегодняшнем развитии государственных электронных услуг даже предыдущий порядок оформления разрешений на работу мог бы соблюдаться с некоторыми уточнениями. Изменения, которые были внесены в Закон Украины «О занятости населения» в 2017 году, относительно процедуры оформления разрешений на работу для иностранцев, имеют свои преимущества, свои недостатки и некоторые спорные процедурные моменты, которые отражаются именно на работодателях. Преимущество — в сокращении пакета документов и срока на оформление разрешений на работу.

Хочу обратить внимание на негативные последствия для рынка труда после изменения процедуры. Могу сказать, что после законодательных новаций большое количество компаний, которые нуждаются в иностранных специалистах, не могут их нанять без использования «лазеек» в законе. Не могу согласиться с тем, что украинская экономика заинтересована в первую очередь в привлечении высокооплачиваемых, а не высококвалифицированных иностранных работников, что прослеживается из новых условий найма иностранцев. Например, из-за невозможности платить зарплату в размере десяти минимальных специально заключают трудовые договоры на неполный рабочий день. Такая практика особенно характерна при найме представителей рабочих, технических специальностей или специалистов среднего звена. Появляются фирмы-однодневки, которые создаются с целью получения разрешений на работу для иностранцев как для учредителей. Также многие компании фиктивно оформляют иностранцев как откомандированных, что выводит их из-под действия украинского законодательства об оплате труда и о социальном страховании. К слову, в 2018 году Государственной службой занятости было выдано 16 200 разрешений на работу для иностранцев.

Беседовал Виталий ДУДИН, «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA