Ситуация на востоке страны продолжает оказывать негативное влияние на все сферы жизни. С поправкой на проведение антитеррористической операции (АТО) законодатели предусмотрели особенности регулирования целого ряда различных направлений деятельности: от социальной сферы до работы судебной системы.
Тем не менее многие вопросы по-прежнему остаются неурегулированными. На рассмотрении парламента с начала 2015 года находятся законопроекты, призванные урегулировать определенные моменты, связанные с проведением антитеррористической операции. В частности, предлагается возобновить в системе судов общей юрисдикции военные суды, создать военную милицию или полицию, а также военно-гражданские администрации. Но обо всем по порядку.
Военных суд
С началом военного конфликта на востоке Украины некоторые эксперты и ученые заговорили о необходимости возвращения к системе военных судов. Напомним: военные суды в системе судов общей юрисдикции были ликвидированы на предыдущем этапе реформирования судебной системы Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» 2010 года. Естественно, тогда никто и не предполагал возможность возникновения вооруженного конфликта на территории Украины. Но почти за год проведения АТО количество военных преступлений увеличилось. Возобновлена деятельность военных прокуратур и на очереди, похоже, военные суды.
К слову, представители прокуратуры также говорили о необходимости возврата к системе военных судов, поскольку их отсутствие в сегодняшних условиях приводит к увеличению сроков рассмотрения дел, а также в некоторых случаях к назначению более мягкого наказания за военные преступления.
На рассмотрение парламента подан законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (относительно восстановления в системе общей юрисдикции военных судов)» № 1896, которым предлагается в системе судов общей юрисдикции восстановить военные суды, специализирующиеся на рассмотрении дел в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, созданных в соответствии с законом. Документ предусматривает внесение изменений в некоторые нормы Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», направленных на восстановление механизма правового регулирования военных судов и требований к ним.
Как и ранее, судьи военных судов находятся на военной службе и входят в штатную численность Вооруженных Сил Украины. Воинские звания судьям военных судов присваиваются Президентом Украины по представлению председателя Верховного Суда Украины, если иное не установлено законом. Также устанавливается, что кандидат на должность судьи военного суда обязан пребывать на военной службе и иметь военное звание офицерского состава.
Военный судья, кроме правосудия, не может исполнять другие обязанности военной службы.
Сегодня общество в целом и судьи в частности поддерживают такую инициативу. В то же время законопроектом предусмотрен общий механизм подбора кадров. Таким образом, если законопроект будет принят, сформировать военные суды с учетом конкурсной процедуры удастся в лучшем случае лишь через полгода.
Одним из вариантов выхода из такой ситуации может стать возвращение судей, перешедших в процессе ликвидации военных судов в суды различных юрисдикций, на прежние должности. Еще один вариант — призыв на службу судей, которые ушли в отставку. Впрочем, это менее эффективный механизм заполнения кадрового состава военных судов. Но в любом случае судьи, проработавшие определенное время в военных судах, хорошо знают специфику работы, имеют необходимое звание, а также допуск к государственной тайне, гражданским же судьям достаточно сложно рассматривать такие дела.
С другой стороны, создание лишь военных судов полностью не решит все проблемы, связанные с преступлениями в военной сфере. Отметим, что непосредственно от военнослужащих поступали предложения полностью возобновить систему военной юстиции.
Расследования по-военному
Очередной законопроект, направленный на восстановление сферы военной юстиции, предлагает закрепить правовые основы деятельности правоохранительных органов, которые будут осуществлять мероприятия по предупреждению, выявлению, пресечению и досудебное расследование преступлений против установленного порядка несения военной службы (военных преступлений), то есть военной милиции. Примечательно, что абсолютно идентичный законопроект тех же авторов, зарегистрированный в парламенте несколько ранее, носит название «О военной полиции».
Следует сказать, что фактически основанием для внесения на рассмотрение Верховного Совета Украины законопроекта «О военной полиции» является коалиционное соглашение от 21 ноября 2014 года, одним из положений которого в системе мероприятий по реформированию органов правопорядка предусмотрено создание на базе службы правопорядка военной полиции и определение приоритетных направлений ее деятельности.
Так, законопроектом предлагается урегулировать на законодательном уровне такие вопросы, как статус, полномочия, организационная структура, задачи и функции военной полиции, полномочия личного состава военной полиции при исполнении служебных обязанностей.
В частности, предусматривается предоставление полномочий следователям военной полиции на досудебное расследование преступлений против установленного порядка несения военной службы (военных преступлений), предусмотренных статьями 402–421, 425–435 Уголовного кодекса Украины, совершенных военнослужащими, преступлений, совершенных государственными служащими и работниками Министерства обороны Украины, Вооруженных Сил Украины во время исполнения ими служебных обязанностей в расположении воинской части или на военных объектах, кроме преступлений, которые относятся к подследственности других органов досудебного расследования.
Также предусматривается возможность возложения по обращению министра внутренних дел Украины Президентом Украины на военную полицию выполнения совместно с подразделениями милиции и Национальной гвардии Украины отдельных задач по охране и обеспечению общественного порядка, выявлению и пресечению уголовных правонарушений среди гражданского населения в местностях, где введен режим военного или чрезвычайного положения.
По мнению адвоката Романа Тытыкало, за последние 20 лет военная юстиция на Украине фактически была уничтожена. «В то же время, когда существует своего рода военная обстановка в определенном регионе, военная полиция должна присутствовать как орган, который будет расследовать определенные преступления на местах, поскольку милиция и правоохранительные органы в целом не могут квалифицированно работать, например, на прифронтовых территориях по целому ряду причин, прежде всего в связи с определенной спецификой. Именно поэтому следует создать соответствующие специализированные органы следствия, которые будут осуществлять функции милиции», — комментирует он.
Кроме того, г-н Тытыкало уточняет, что механизм законодательного закрепления статуса, полномочий и функций таких органов — это больше технический аспект, но что касается стратегии в целом, то сформировать такую структуру необходимо в ближайшее время.
«Даже если в ближайшее время будут достигнуты договоренности о примирении, мы все же понимаем, что находимся в состоянии постоянной боевой готовности, в связи с чем и возникает целый ряд вопросов: кто в этой зоне будет расследовать всевозможные правонарушения в военной сфере, как может делать это обычный следователь, который не знаком со спецификой военной службы? Отсутствие органа власти приводит к безвластию. Подобная ситуация сегодня сложилась вокруг расследования военных преступлений и правонарушений — зачастую на практике такие расследования не проводятся. Поэтому существует необходимость восстановления военной юстиции», — уверен он.
Таким образом, независимо от того, как будет называться предложенный законодателями правоохранительный орган, в полномочия которого входит в том числе и досудебное расследование в военной сфере, его создание сегодня является очень актуальным.
Граждане и военные
Еще один законодательный акт, который не относится к военной юстиции, но регулирует ряд вопросов, связанных с проведением АТО, регламентирует создание военно-гражданских администраций.
В соответствии с документом предусматривается создать военно-гражданские администрации как временные государственные органы, действующие в составе антитеррористического центра при Службе безопасности Украины. Военно-гражданские администрации образуются в случае необходимости по решению Президента Украины.
Данный орган власти создается в населенных пунктах, в которых сельские, поселковые, городские советы и/или их исполнительные органы не осуществляют возложенные на них Конституцией и законами Украины полномочия, в том числе в результате фактического самороспуска или самоустранения от выполнения обязанностей.
Формируются военно-гражданские администрации путем привлечения военнослужащих воинских формирований Украины, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, направленных в установленном законодательством порядке для выполнения задач в интересах обороны государства и его безопасности с оставлением на военной службе, службе в правоохранительных органах без исключения из списков личного состава, а также работников, заключивших с антитеррористическим центром при Службе безопасности Украины трудовой договор.
Военно-гражданские администрации осуществляют свои полномочия до прекращения их деятельности в день открытия первой сессии новоизбранного соответствующего совета, а в случае создания областных, районных военно-гражданских администраций для осуществления руководства в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности — до завершения антитеррористической операции.
В настоящих условиях с учетом проведения АТО и последующего восстановления жизнедеятельности прифронтовых районов в случае мирного урегулирования вопроса необходимость введения такого механизма действительно существует. С другой стороны, закон содержит ряд противоречий с Конституцией Украины и другими законами, в том числе в части наделения дополнительными полномочиями Президента Украины и СБУ.
Но, как показывает практика, внести соответствующие изменения в дальнейшем как в этот закон, так и в другие нормативные акты законодателям, видимо, проще, чем доработать законопроект.
В целом такие законодательные инициативы, отражающие современные реалии общественных отношений, различные проблемы жизнедеятельности гражданского общества и военных структур, являются весьма актуальными, а внедрение соответствующих механизмов — своевременным.
На перспективу
Богдан ЛЬВОВ, председатель Высшего хозяйственного суда Украины
Будучи в свое время судьей военного суда, могу сказать, что судьи категорически возражали против ликвидации военных судов. Единственное более-менее весомое основание ликвидации — небольшое количество дел, но это легко устранялось путем изменения подведомственности дел военным судам. то есть, к примеру, можно было отдать на рассмотрение все военные преступления, совершенные не только военнослужащими и проходящими службу в Национальной гвардии, но и лицами должностного состава милиции и органов внутренней безопасности. Кроме того, была возможность оптимизировать количество военных судов, ограничив их двумя-тремя судами первой инстанции, одним судом апелляционной инстанции и созданием одной-двух специализированных судебных коллегий в Высшем специализированном суде Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. И эта система в количестве 20–30 судей на всю Украину, не вызывая каких-либо серьезных финансовых затрат, обеспечила бы порядок в военной сфере. Поэтому, безусловно, все негативные последствия ликвидации этой системы проявились в событиях, произошедших в Крыму и особенно на востоке Украины.
В то же время вопрос зависимости военных судей от командования легко решается на законодательном уровне путем отсутствия прямого подчинения, особого порядка прохождения воинской службы и присвоения воинских званий.
Мы придерживаемся позиции, что любые вопросы, требующие специальных знаний, более качественно решаются специалистами узкого профиля, которыми в данной ситуации и являются судьи военных судов.
Ломать всегда легче, чем строить. В настоящее время судьи военных судов после ликвидации этой системы трудоустроились, освоились на новых должностях, в новых сферах деятельности, и не думаю, что будет очень легко их вернуть или же быстро подготовить новые квалифицированные кадры. Вместе с тем, возможно, что это предложение кого-то и заинтересует, тогда будет создан так называемый «костяк» военных судей, что позволит в максимально короткие сроки подготовить судей и заполнить вакансии.
Военные суды нужны на перспективу, а чем обеспечить нагрузку военных судей, всегда найдется, главное — правильный и обоснованный подход.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…