600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №7 (895) » Наступление ответственности

Наступление ответственности

Парламент внес изменения в Уголовный кодекс (УК) Украины относительно усиления ответственности за отдельные военные преступления, предусмотренные статьями 402–405, 407–411, 413, 418–421, 425, 426, 428, 435 УК Украины (законопроект № 1552).

Интересно, что в ходе подготовки этого законопроекта ко второму чтению он претерпел существенные изменения. Так, инициатива правительства усилить ответственность военнослужащих за совершение отдельных преступлений в условиях особого периода, который по сути приравнивался к военному положению, трансформировалась в разграничение ответственности за преступления, совершенные в условиях «особого периода, отличного от военного положения», как дополнение к существующему квалификационному признаку «военного положения или в боевой обстановке». Соответственно упомянутые статьи УК Украины были дополнены новыми частями.

Статья 402 УК Украины при этом дополнена примечанием, объясняющим, что под боевой обстановкой следует понимать обстановку наступательного, оборонного или иного общевойскового, танкового, противовоздушного, воздушного, морского боя и т.д., то есть непосредственного применения военного оружия и техники в отношении военного противника или военным противником. Обстановка боя, в котором участвует военное соединение, часть (корабль) и/или подразделение, начинается и заканчивается с приказа о вступлении в бой (прекращении боя) или фактического начала (завершения) боя.

Определение «особый период» содержится в Законах Украины «Об обороне Украины» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации», под ним подразумевается период, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения на Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий, то есть особый период состоит из нескольких подпериодов. Именно «сегментированность» особого периода стала основным аргументом принятия поправок народных депутатов. «Каждый из подпериодов характеризуется отдельными военными особенностями и уровнем угрозы безопасности для государства, как следствие невозможно приравнивать подпериод военного положения к подпериодам, которые происходят до и после него, в связи с чем представляется невозможным введение равной ответственности для каждого из этих периодов, поскольку нарушается принцип соразмерности совершенного преступления и наказания (часть 1 статьи 65 УК Украины)», — обосновала свою позицию автор учтенных поправок Елена Сотник.

Отметим, что законопроект № 1552 — далеко не единственная инициатива по усилению ответственности за военные преступления. Интерес представляет также законопроект № 1849 народных депутатов Украины Ивана Винника и Сергея Пашинского. Они предлагали дополнить УК Украины новой статьей — о превышении военным служебным лицом дисциплинарной власти, а УПК Украины — новым разделом, урегулировав особенности осуществления уголовного производства в условиях военного, чрезвычайного положения, особого периода или в районе проведения антитеррористической операции. Ко второму чтению поступили предложения изменения в УПК не вносить, а ограничиться лишь установлением уголовной ответственности за превышение военным служебным лицом власти или служебных полномочий. Авторы соответствующих поправок объяснили, что таким образом криминализируется превышение любой власти, а не только «дисциплинарной». Что касается внесения изменений в УПК Украины, отметим: профильный комитет согласился с их нецелесообразностью, ведь их реализация невозможна без внесения соответствующих изменений в Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», которым определены полномочия подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, в парламенте зарегистрирован законопроект «О военной полиции» (№ 1805), предусматривающий выполнение следственных (розыскных) действий соответствующими подразделениями военной полиции в условиях военного, чрезвычайного положения, особого периода или в районе проведения антитеррористической операции. Но даже в урезанном виде законопроект № 1849 не был поддержан парламентариями и отправлен на повторное второе чтение.

Обратим внимание также на законопроект № 2103 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления ответственности за ослабление обороноспособности Украины)». Этим законопроектом предлагается усилить административную ответственность за нарушения госзакупок продукции, работ или услуг оборонного назначения, а также установить уголовную ответственность за саботаж выполнения договоров (контрактов), которые имеют значение для обороноспособности государства. Наказание за саботаж предлагается установить в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет. В ходе предварительного обсуждения в профильном парламентском комитете данная инициатива была воспринята достаточно критически, члены комитета подвергли сомнению эффективность предложенных дополнений в УК Украины (высказав при этом ряд рационализаторских идей), а также предостерегли от чрезмерного «увлечения» увеличением санкций. Народный депутат Украины Юрий Луценко по этому поводу отметил: «Чем больше наказание, тем больше людей его избегут. Не тяжкость наказания гарантирует законность, а его неотвратимость».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

unnamed
tg-10
Slide

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Дисциплинарные изыскания

Акцент

Шаг в право

Государство и юристы

Волна и мир

Цензурные слова

Настроиться на чистоту

Наступление ответственности

Военное предложение

Документы и аналитика

Прок возврата

Неделя права

Новости из-за рубежа

Британским судьям не доплачивают

Неделя права

Опыт для работы

Частный вектор

Руководство в действии

Миру — меры

Новости законотворчества

Судебная практика

Президент внес закон о Счетной палате

Местных депутатов предлагают отзывать путем сбора подписей

Разработан Закон об амнистии-2015

Физлица выиграли суд с КМУ по делу о соцвыплатах

ООО «Грифон ЛТД» должно «Майкрософту» 158 тыс. грн

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites выступила юридическим советником по вопросам трудового и договорного права

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «Микоген-Украина»

ЮФ Sayenko Kharenko — советник ING Bank в связи с изменением условий еврооблигаций ПУМБ

Партнер ЮФ «Астерс» стал членом Европейской ассоциации авиационного права и Европейского авиационного клуба

Советник МЮФ Baker & McKenzie избран сопредседателем Комитета по правовым вопросам AmCham на 2015 год

ЮФ «Гвоздий и Оберкович» консультирует благотворительный фонд «Нетворк оф Керинг»

МЮФ Gide Loyrette Nouel консультирует Comuto SA относительно приобретения украинского онлайн-сервиса

Отрасли практики

Закон запроса

Реформы и содержание

Поддельное предложение

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Аграрный форум

Решения недели

Судебная практика

Неправдивые сведения

Общественное достояние

Не путем требования

Самое важное

Оптимизация путем ликвидации

Слово авторам

Льготы обороне

Стартовый пакет

Судебная практика

Власти не имущие

Отсчет бремени

Судебная практика

Судебные решения

Брачным договором может быть определен правовой режим имущества, приобретенного до брака

Судебная практика

Квартирный вопрос

Евросуд vs ВСУ

Судебная практика

Судебные решения

Работодатель несет ответственность за вред, причиненный его работником, только в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей

Судебная практика

Ликвидируемые без валюты

Тема номера

Мерный план

Плавный допуск

Частная практика

Торгвыводы

Інші новини

PRAVO.UA