Парламент внес изменения в Уголовный кодекс (УК) Украины относительно усиления ответственности за отдельные военные преступления, предусмотренные статьями 402–405, 407–411, 413, 418–421, 425, 426, 428, 435 УК Украины (законопроект № 1552).
Интересно, что в ходе подготовки этого законопроекта ко второму чтению он претерпел существенные изменения. Так, инициатива правительства усилить ответственность военнослужащих за совершение отдельных преступлений в условиях особого периода, который по сути приравнивался к военному положению, трансформировалась в разграничение ответственности за преступления, совершенные в условиях «особого периода, отличного от военного положения», как дополнение к существующему квалификационному признаку «военного положения или в боевой обстановке». Соответственно упомянутые статьи УК Украины были дополнены новыми частями.
Статья 402 УК Украины при этом дополнена примечанием, объясняющим, что под боевой обстановкой следует понимать обстановку наступательного, оборонного или иного общевойскового, танкового, противовоздушного, воздушного, морского боя и т.д., то есть непосредственного применения военного оружия и техники в отношении военного противника или военным противником. Обстановка боя, в котором участвует военное соединение, часть (корабль) и/или подразделение, начинается и заканчивается с приказа о вступлении в бой (прекращении боя) или фактического начала (завершения) боя.
Определение «особый период» содержится в Законах Украины «Об обороне Украины» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации», под ним подразумевается период, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения на Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий, то есть особый период состоит из нескольких подпериодов. Именно «сегментированность» особого периода стала основным аргументом принятия поправок народных депутатов. «Каждый из подпериодов характеризуется отдельными военными особенностями и уровнем угрозы безопасности для государства, как следствие невозможно приравнивать подпериод военного положения к подпериодам, которые происходят до и после него, в связи с чем представляется невозможным введение равной ответственности для каждого из этих периодов, поскольку нарушается принцип соразмерности совершенного преступления и наказания (часть 1 статьи 65 УК Украины)», — обосновала свою позицию автор учтенных поправок Елена Сотник.
Отметим, что законопроект № 1552 — далеко не единственная инициатива по усилению ответственности за военные преступления. Интерес представляет также законопроект № 1849 народных депутатов Украины Ивана Винника и Сергея Пашинского. Они предлагали дополнить УК Украины новой статьей — о превышении военным служебным лицом дисциплинарной власти, а УПК Украины — новым разделом, урегулировав особенности осуществления уголовного производства в условиях военного, чрезвычайного положения, особого периода или в районе проведения антитеррористической операции. Ко второму чтению поступили предложения изменения в УПК не вносить, а ограничиться лишь установлением уголовной ответственности за превышение военным служебным лицом власти или служебных полномочий. Авторы соответствующих поправок объяснили, что таким образом криминализируется превышение любой власти, а не только «дисциплинарной». Что касается внесения изменений в УПК Украины, отметим: профильный комитет согласился с их нецелесообразностью, ведь их реализация невозможна без внесения соответствующих изменений в Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», которым определены полномочия подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, в парламенте зарегистрирован законопроект «О военной полиции» (№ 1805), предусматривающий выполнение следственных (розыскных) действий соответствующими подразделениями военной полиции в условиях военного, чрезвычайного положения, особого периода или в районе проведения антитеррористической операции. Но даже в урезанном виде законопроект № 1849 не был поддержан парламентариями и отправлен на повторное второе чтение.
Обратим внимание также на законопроект № 2103 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления ответственности за ослабление обороноспособности Украины)». Этим законопроектом предлагается усилить административную ответственность за нарушения госзакупок продукции, работ или услуг оборонного назначения, а также установить уголовную ответственность за саботаж выполнения договоров (контрактов), которые имеют значение для обороноспособности государства. Наказание за саботаж предлагается установить в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет. В ходе предварительного обсуждения в профильном парламентском комитете данная инициатива была воспринята достаточно критически, члены комитета подвергли сомнению эффективность предложенных дополнений в УК Украины (высказав при этом ряд рационализаторских идей), а также предостерегли от чрезмерного «увлечения» увеличением санкций. Народный депутат Украины Юрий Луценко по этому поводу отметил: «Чем больше наказание, тем больше людей его избегут. Не тяжкость наказания гарантирует законность, а его неотвратимость».
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…