Лето — традиционная пора отдыха и отпусков. Но не все возвращаются с отдыха с хорошими впечатлениями и в приподнятом настроении. То, что выглядело столь заманчиво в туристическом проспекте, на деле может оказаться испорченным отпуском. Отметим, что в действующем ныне законодательстве вопросы информирования потребителей туристических услуг и требования к договорам на оказание таких услуг урегулированы самым общим образом. Потенциальный турист зачастую приобретает «тур в мешке».
На изменение сложившейся ситуации направлен законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме» относительно информирования потребителя туристических услуг» (рег. № 2599, далее — Законопроект), внесенный на рассмотрение парламента Кабинетом Министров Украины. С учетом сложившейся в парламенте ситуации, он вряд ли будет принят на текущей сессии, то есть до конца этого туристического сезона, но хочется верить, что уже в следующем году туристические договоры будут оформляться в соответствии с новыми требованиями, которые мы проанализируем ниже.
Что нового?
Как отмечается в пояснительной записке к Законопроекту, целью его принятия является защита прав потребителей туристических услуг, предоставление потребителям необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о туристическом продукте, что обеспечит возможность их сознательного и компетентного выбора.
На выполнение части первой статьи 638 Гражданского кодекса Украины Законопроект определяет существенные условия договора на туристическое обслуживание, являющиеся необходимыми для договоров данного вида.
С целью усиления защиты прав потребителей Законопроектом отменяется альтернативное использование субъектами туристической деятельности ваучера как формы письменного договора наряду с обычным договором на туристическое обслуживание.
Законопроектом предлагается раздел IV Закона Украины «О туризме» дополнить статьей 191 и внести изменения в статью 20 упомянутого Закона относительно перечня обязательных сведений, которые должны отмечаться в информации относительно туристического продукта, реализующегося туроператором (турагентом); существенных условий договора на туристическое обслуживание; исключительного перечня оснований изменения туроператором (турагентом) цены туристического продукта, с обязательным использованием при этом механизма расчета новой цены туристического продукта; двадцатидневного срока до начала путешествия, когда туроператор (турагент) имеет право изменить цену туристического продукта, согласованную сторонами договора на предоставление туристической услуги; оснований возмещения туроператором (турагентом) убытков потребителю, в связи с непредоставлением или неподобающим предоставлением туристической услуги, в соответствии с согласованными сторонами договора условиями.
Все, как в проспекте
Итак, согласно Законопроекту, информация об условиях предоставления туристических услуг, которую туроператор (турагент) распространяет в форме предложения (оферты), предшествующей заключению договора на туристическое обслуживание, должна быть разборчивой, понятной и содержать сведения о всех существенных вопросах туристической поездки, в частности, размещении и трансферте, организации питания, обычаях местного населения, достопримечательностях природы, истории, культуры и других туристических объектах, состоянии окружающей среды, санитарной и эпидемиологической обстановке, медицинских предостережениях относительно осуществления туристической поездки, а также условиях безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Также в оферте следует упомянуть о дате и времени начала и окончания, длительность туристического обслуживания; минимальном количестве туристов в группе; цене услуг по туристическому обслуживанию и порядке осуществления оплаты, размере задатка в случае его наличия, сроке окончательных расчетов за предоставляемое туристическое обслуживание.
Законопроектом предусматривается, что туроператор (турагент) будет обязан придерживаться условий предоставления комплекса туристических услуг, отмеченных в предложении (оферте), кроме случаев, когда об изменении таких условий поставлен в известность потребитель до заключения договора или когда изменения внесены на основании соглашения, заключенного между сторонами договора. Кроме того, до заключения договора на туристическое обслуживание потребителю туристического продукта в обязательном порядке должна предоставляться информация о туроператоре (турагенте), его местонахождении, наличии лицензии на осуществление туристической деятельности, сертификатов соответствия, размере финансового обеспечения в случае его неплатежеспособности или несостоятельности (банкротства) и о кредитном учреждении, предоставившем такое обеспечение. Кроме того, потребителю следует сообщать контактную информацию представителей туроператора (турагента) «на местах», которые уполномочены оперативно решать возникающие проблемы. Напомним, что ныне получить вышеуказанные сведения можно только по требованию потребителя, и не исключено, что требование так и не будет удовлетворено.
Договор уже подписан…
Законопроект практически ничего нового не вносит в определение существенных условий договора на туристическое обслуживание. В то же время существенно усовершенствуются процедуры изменения условий договора. Итак, изменение цены после заключения договора допускается лишь в случае необходимости учета изменения транспортных тарифов, введения новых или повышения действующих ставок налогов и сборов, таможенных пошлин и других обязательных платежей, существенного колебания изменения курса валют.
Изменение цены туристического продукта будет возможно не позже, чем за 20 дней до начала туристического путешествия. При этом увеличение цены туристического продукта не может превышать 5 % его начальной стоимости. В случае если цена туристического продукта выше от начальной цены, турист имеет право отказаться от выполнения договора, а туроператор (турагент) обязан вернуть ему ранее выплаченную сумму.
Отметим еще одну новеллу, предложенную в Законопроекте: «если во время выполнения договора туроператор (турагент) не в состоянии предоставить значительную часть туристического продукта, относительно которого в соответствии с договором на туристическое обслуживание стороны достигли согласия, туроператор (турагент) должен с целью продолжения туристического обслуживания принять альтернативные меры без возложения дополнительных расходов на потребителя, а в случае необходимости возместить потребителю разницу между предложенными услугами и теми, которые были предоставлены». В случае невозможности осуществления таких мероприятий или обоснованного отказа потребителя от них туроператор (турагент) должен предоставить потребителю без дополнительной оплаты аналогичный транспорт для возвращения к месту отправления или другого места, на которое согласился потребитель, а также компенсировать потребителю стоимость туристического продукта в двойном размере.
И, как уже упоминалось, отменяется такая форма заключения договора на предоставление туристических услуг, как ваучер.
Фактически разработчики Законопроекта сделали довольно успешную попытку устранить предпосылки для возможных нарушений при предоставлении туристических услуг. Но как бы ни совершенно было правовое регулирование, нарушения все-таки случаются, поэтому нелишне будет напомнить, что предоставление туристических услуг попадает под действие Закона Украины «О защите прав потребителей», то есть у пострадавшего туриста всегда есть более-менее действенные механизмы восстановить нарушенное право и добиться справедливой компенсации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…