Особенность прекращения денежных обязательств в процудере банкротства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (299) » Особенность прекращения денежных обязательств в процудере банкротства

Особенность прекращения денежных обязательств в процудере банкротства

Денежное обязательство — это разновидность имущественных отношений. Оно упоминается в Законе Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в узком и широком смысле. В узком смысле — это обязательство должника заплатить кредитору определенную денежную сумму в соответствии с гражданско-правовым договором или по другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (статья 1 Закона).

Денежное обязательство в широком смысле — это само денежное обязательство, а также обязательство по выплате заработной платы и уплате налогов и сборов.

Основания возникновения денежных обязательств регулируются нормами различных отраслей права: гражданского, хозяйственного, трудового и финансового. В процедуре банкротства происходит единое правовое регулирование таких отношений. Это означает, что в случае возбуждения дела о банкротстве вопросы погашения или урегулирования денежных обязательств, независимо от оснований их возникновения, решаются согласно Закону Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Эта тенденция не изменяется. Согласно статье 598 нового Гражданского кодекса Украины и статье 202 Хозяйственного кодекса Украины, которые вступают в силу с 1 января 2004 года, обязательства прекращаются на основаниях, предусмотренных договором или законом. Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года предусматривает, что в случае возбуждения дела о банкротстве вопросы погашения налогового долга регулируются Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Таким образом, очевидна приоритетность Закона как специального нормативного акта перед общими нормами гражданского, хозяйственного и финансового законодательства в вопросах прекращения обязательств.

Как происходит погашение или урегулирование денежных обязательств в отношениях несостоятельности (банкротства)?

Статус неплатежеспособного хозяйствующего субъекта ограничен. И здесь не могут применяться в полном объеме общие нормы. С другой стороны, в отношениях с таким лицом применяются правовые средства, которые не логичны в обычных экономических отношениях, так как ущемляют права и интересы не только кредиторов или должника, но даже государства в лице фискального органа. Эта временная мера направлена на защиту общественного интереса и на «лечение» больного хозяйствующего субъекта. Здесь нет равноправия между всеми участниками отношения, поскольку они подчиняются не своему интересу, а закону. Такой порядок установлен государством, чтобы избежать экономического хаоса в обществе. И здесь не может быть равноправия кредиторов в отличие от общих положений гражданского права. Какое может быть равноправие, когда имущественными правами каждого кредитора распоряжается большинство представительного органа — комитета кредиторов? Причем такое большинство может принять решение независимо от желания отдельных кредиторов (меньшинства) о судьбе всех денежных требований кредиторов.

Для прекращения обязательств в отношениях несостоятельности предусмотрены такие основания: отказ от выполнения текущих договоров (пункт 10 статьи 17 Закона), оспаривание заинтересованных сделок (пункт 11 статьи 17 Закона), признание должника банкротом (статья 23 Закона), погашение требований кредиторов (статья 1 Закона).

Такие основания являются специальными, действующими в режиме неплатежеспособности хозяйствующего субъекта.

Какой же специальный порядок погашения для денежных обязательств устанавливает Закон? Согласно статье 1 Закона, погашенные требования — это прекращенные денежные обязательства. Однако погашение обязательства шире понятия прекращения обязательства, приведенного в гражданском законодательстве, так как охватывает такие способы, которые либо отсутствуют, либо не свойственны гражданскому праву.

Это объясняется публичными началами, характерными для права несостоятельности (банкротства) как подотрасли хозяйственного права. Там такие требования погашаются оплатой, новацией, отступным, зачетом взаимных требований, прощением, недостаточностью ликвидационного имущества и пресекательной давностью.

Оплата денежных обязательств в процедуре распоряжения имуществом осуществляется в два этапа. Первый этап, так называемый «частный конкурс», касается инициирующего кредитора и осуществляется до публикации в газете. Поскольку в этот период нет конкурса кредиторов, то оплата осуществляется должником непосредственно инициирующему кредитору без каких-либо ограничений. В случае погашения долга инициирующему кредитору отзывается заявление о возбуждении дела о банкротстве в порядке статьи 10 Закона или прекращается производство по делу (пункт 7 статьи 40 Закона). Никакого мирового соглашения как конкурсного договора здесь не заключается.

После публикации в официальном печатном органе объявления о возбуждении дела о банкротстве начинается главный (основной) конкурс, и традиционные средства и механизмы несостоятельности начинают работать в полную мощь. Тогда оплата долга кредиторам осуществляется должником после утверждения требований кредиторов. К сожалению, в Законе вышла правовая путаница по поводу такого погашения. В статье 12 Закона есть ссылка на статью 14 Закона, где в прежней редакции были пункты 3 и 4. Однако они «выпали» после очередной редакции, а указания о них в статье 12 остались. Поэтому, несмотря на такое отсутствие порядка оплаты, следует идти по такому пути: оплата долга кредиторам в процедуре распоряжения имуществом должна производиться без применения статьи 31 Закона, то есть всем без исключения конкурсным кредиторам одновременно и пропорционально. Иными словами, никаких преимуществ и привилегий для кредиторов всех очередей.

В процедуре санации оплата денежных требований осуществляется должником в порядке и в сроки, согласно плану санации (пункт 1 статья 18 Закона), начиная с даты, указанной в этом плане, в порядке очередности, установленной статьей 31 Закона (пункт 12 статьи 21 Закона).

В ликвидационной процедуре выплата долга кредиторам осуществляется по мере реализации имущественных активов и по очередности, установленной статьей 31 Закона.

Что же касается мирового соглашения, то здесь выплата долга осуществляется после утверждения судом мирового соглашения, то есть после окончания дела о банкротстве в соответствии с условиями соглашения (пункт 5 статьи 38 Закона).

Погашение долга возможно путем зачета взаимных требований. В ситуации кризиса неплатежей, когда кредитор и должник взаимно должны друг другу, взаимозачет выгоден им обоим. К сожалению, Закон не регламентирует вопросы проведения зачета. В то же время взаимозачет возможен в процедуре банкротства, но его проведение ограничено определенным периодом. На наш взгляд, зачет возможен до утверждения реестра требований кредиторов и должен проводиться по согласию сторон (должника и кредитора). Например, при рассмотрении денежных требований конкурсного кредитора происходит установление взаимного сальдо по согласию сторон. Окончательная цифра пассива учитывается в качестве долга.

Возможно также погашение долга путем прощения долгов. Для этого заключается мировое соглашение, так как прощение долгов в одностороннем порядке не происходит — необходимо согласие обеих сторон. В этой ситуации кредитор отказывается от своего долга в пользу должника без каких-либо условий.

Поскольку мировое соглашение — это конкурсный договор, то здесь свои правила получения согласия кредиторов и должника, отличающиеся от общих положений гражданского законодательства. Законодатель также подразумевает под прощением долгов их списание. Этот термин больше подходит для таких денежных обязательств, как налоговая задолженность, и правила такого списания закреплены в пункте 2 статьи 36 Закона.

Прощение как условие мирового соглашения может распространяться как на отдельных кредиторов (с их согласия), так и на всех кредиторов одной очереди. Если кредиторы большинством голосов комитета кредиторов приняли решение о прощении долгов, то оно обязательно для всех кредиторов, даже для тех, кто не голосовал или был против такого условия. В то же время Закон установил определенные гарантии для меньшинства кредиторов: для них условия не должны быть хуже, чем для кредиторов той же очереди, которые голосовали за прощение долгов.

Если отказ от долга сопровождается дополнительными условиями, то происходит не прощение долгов, а прекращение обязательств путем замены новыми либо выплаты отступного. Такие условия должны быть включены в план санации или мировое соглашение. Закон частично оговаривает такие условия: исполнение обязательства третьими лицами (собственником, инвестором, кредитором), обмен долгов на корпоративные права или имущественные активы должника (пункт 1 статьи 18, пункт 4 статьи 37 Закона).

Денежные требования кредиторов могут считаться погашенными вследствие недостаточности имущества должника. Такие ситуации нередки в ликвидационной процедуре и являются следствием распродажи имущественных активов должника для проведения расчетов с кредиторами. Следует иметь в виду, что освобождение от долгов из-за недостаточности имущества одновременно влечет ликвидацию банкрота — юридического лица.

И, наконец, о пресекательной давности, которая также является основанием для погашения долга и, следовательно, для прекращения обязательств.

Согласно пункту 2 статьи 14, пункту 5 статьи 31 Закона, требования кредиторов, заявленные после окончания срока, установленного для их подачи (равно как и незаявленные вообще или отклоненные хозяйственным судом), считаются погашенными.

В Законе такой срок назван граничным, однако его правовая природа является пресекательной.

Во-первых, истечение такого срока влечет прекращение соответствующего имущественного права. Во-вторых, такой срок не подлежит восстановлению.

В законе пресекательный срок применяется в таких случаях: а) предъявление денежных требований конкурсными кредиторами (тридцатидневный срок после публикации) в процедуре распоряжения имуществом (пункт 2 статьи 14 Закона); б) предъявление требований о возмещении убытков (тридцатидневный срок со дня принятия управляющим санацией решения об отказе от исполнения договора) в процедуре санации (пункт 10 статьи 17 Закона); в) предъявление в ликвидационной процедуре денежных требований кредиторами по обязательствам должника, возникшие во время процедуры банкротства (в течение срока ликвидационной процедуры) — пункт 1 статьи 23 и пункт 5 статьи 31 Закона.

Приведенная аргументация способов прекращения денежных обязательств в процедуре банкротства не является абсолютно бесспорной — есть и другие точки зрения. С. Золотопуп и А. Романов в статье «Погашение требований — прекращение обязательств?» (см. Юридическая практика № 25 (287) от 24 июня 2003 года) считают, что «определение термина «погашенные требования кредиторов» включают в себя только те требования, по которым обязательства прекращены либо исполнением, либо соглашением сторон. Следовательно, данное определение не позволяет считать прекращенными любые обязательства, требования по которым погашены в процедуре банкротства».

С данным выводом согласиться нельзя. В основе регулирования отношений несостоятельности (банкротства) лежат не только частные, но и публичные начала. Если следовать логике авторов, то получается, что прощение долгов (несогласных или не участвовавших кредиторов), недостаток имущества и пресекательная давность как специальные способы прекращения обязательств вообще нелегитимны. Получается, тогда и сам Закон нелегитимен.

Основной задачей национального законодательства несостоятельности (банкротства) является не обеспечение равноправия кредиторов, а восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта и полное или частичное удовлетворение требований кредиторов (преамбула Закона). Какое обеспечение равноправия кредиторов? Его никогда не было и не будет в конкурсном процессе, это противоречит его сути. Там всегда существует приоритет общих интересов над частными.

Посудите сами: очередность, привилегированность, подчинение большинства меньшинству — вот небольшой штрих правового статуса кредитора в процедуре банкротства. Действительно, конкурсный процесс предусматривает справедливое и по возможности полное удовлетворение требований кредиторов к неплатежеспособному должнику. Однако это достигается далеко не на основе их «процессуального равенства и исключений преимуществ для отдельных требований».

Какое может быть равенство, когда залоговый кредитор накладывает «вето» на мировое соглашение всех конкурсных кредиторов? Или когда на кредиторов по заработной плате вообще не распространяется мораторий? Налоговых кредиторов Закон вообще обязывает соглашаться с условиями мирового соглашения других конкурсных кредиторов. Наконец, требования по штрафным санкциям совсем не оплачиваются в деле о банкротстве.

Публичные и общие интересы изначально не предусматривают равенства всех кредиторов и исключение преимуществ. Задача права несостоятельности (банкротства) или конкурсного процесса состоит в создании правил игры для кредиторов по особым принципам, ставящие во главе угла не частные интересы, а общие — восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта, а уже затем погашение требований кредиторов. Это классические хозяйственные отношения, которые так упорно не хотят признавать цивилисты.

Теперь о вопросе пресекательной давности. Указанные авторы считают, что погашение денежных обязательств автоматически, то есть по Закону не дает необходимых и достаточных оснований считать такие обязательства прекращенными. Вследствие толкования пункта 2 статьи 14 Закона они утверждают, что после возобновления платежеспособности должника, не участвовавшие в деле о банкротстве кредиторы снова могут требовать от него исполнения денежных обязательств либо их прекращения другими способами.

Если следовать логике авторов, то нужно вообще отказаться от Закона о банкротстве, а сохранить исполнительное производство. Тогда зачем нам рыночная экономика? Давайте вернемся в развитой социализм, когда института банкротства вообще не было. Если мы строим рыночную экономику, то должны использовать и рыночные законы. Закон есть, и в нем содержатся правила, которые все должны соблюдать, даже если они меняют наше представление о чем-то обыденном.

Ссылка на «тавтологическое погашение» и, как следствие, не имеющий юридическую силу пресекательный срок — это призыв не соблюдать Закон. В Законе четко, недвусмысленно говорится о правовой судьбе пропустивших срок кредиторов. Причем не только по гражданско-правовым, но и налоговым отношениям. Окончание дела о банкротстве после главного (основного) конкурса означает: должник погасил или урегулировал все свои долговые обязательства. В последующих исковых заявлениях кредитор, долги которого были не погашены, а урегулированы (отсрочка, рассрочка, новация, отступное и т.д.), должен в качестве основания прикладывать определение о прекращении производства по делу о банкротстве и мировое соглашение. Если же должник погасил все долги кредиторам, то он в качестве возражений представит определение о прекращении производства по делу и этого будет достаточно для отказа в иске «опоздавшему кредитору».

В процедуре банкротства не происходит «отсечение» «недружественных» кредиторов, а формируется четкий пассив должника. Ведь никто не говорит, что при открытии наследства «отсекаются» кредиторы. Формирование пассива и актива должника необходимо для применения к нему судебных процедур. Если сальдо положительное, то будет вводиться санация, а если отрицательное — ликвидация.

Конечно, это очень жестко для кредиторов, но это временная мера. Как только экономика государства начнет эффективно работать, тогда в Закон внесут смягчающие для кредиторов поправки. Законодательство о банкротстве всегда и во всех странах относится к категории динамичных и гибких законов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Госказначейство: исполнить не можем

Судье — новую мантию

Кадровые изменения

Деловая практика

Бюджет представительства нерезидента: позиция ГНАУ

Законодательная практика

Закон о рекламе: плюсы и минусы

Зарубежная практика

Сан-Франциско собирает три тысячи юристов

Третейский суд в РФ: система в действии

Комментарии и аналитика

Особенность прекращения денежных обязательств в процудере банкротства

Неделя права

Визит юристов из Ливана

CIPR за вето на Закон «О рекламе»

Принят Закон «О третейских судах»

ЗАО «Сармат» терпит поражение

Подготовка кадров — дело общее

Новости делового мира

Полномочия по списанию безнадежного налогового долга

Средства уставного фонда единым налогом не облагаются

Расходы на оплату труда

Новости законодательства

Голосование по УПК перенесено

Поправки к КоАП

Регуляторный закон

Управление госсобственностью

Новости из-за рубежа

Первый учебно-показательный суд

Судебный иск на 300 миллиардов долларов

Референдум по Конституции Евросоюза

Суд принял жалобу к рассмотрению

Новости профессии

Карабань уволен с должности судьи

Уволить через суд?

Убита бывшая судья

Суд отменил распоряжение

Минюст и ООН: пути сотрудничества

Новости юридических фирм

«Международная юридическая служба» выпустит облигации на 25 млн грн

У «Технологии» новый сайт

Акционер подал жалобу против государства Украина

«Коннов и Созановский» участвует в AITC

Первая полоса

Взгляд ВСУ на нормы КЗоТ

Судебная практика

Доказательство — бланк описи вложения

При покупке мобильного телефона смотрите договорные обязательства

ВХСУ не всегда прав,

Признание решений общего собрания недействительными

Возмещение убытков в связи с ненадлежащим выполнением договора

О моменте принятия судом искового заявления-2

Тема номера

Новшества отечественного ГПК

Понятие договора в новом Гражданском кодексе Украины: свобода или анархия?

Трибуна

Применение ГК в вексельных спорах

Частная практика

Этика в деятельности адвоката: мифы и реальность

Юридический форум

Всплеск активности на рынке юридической прессы

Налоговое право

Об интеллектуальной собственности

Юридический форум. Письма редактору

Электронная версия «ЮП» пользуется популярностью

Не обошлось без ошибки

Інші новини

PRAVO.UA