Хочу рассказать о серьезных проблемах, с которыми столкнулось управление Государственного казначейства Запорожской области при выполнении решений судебных органов, связанных со взысканием средств из Государственного бюджета.
Согласно статье 44 Закона Украины «О статусе судей», судья (кроме судей Конституционного Суда и Верховного Суда), требующий улучшения жилищных условий, обеспечивается отдельной квартирой или домом соответствующими местными органами государственной исполнительной власти по местонахождению суда. Указанная статья также предусматривает, что порядок финансирования судов для приобретения жилья, а также порядок расчетов с государственным бюджетом органа государственной исполнительной власти, который своевременно не предоставил судье жилье, определяется Кабинетом Министров Украины. Несмотря на положения этой статьи и постановления Верховного Совета Украины «Об обеспечении деятельности судей» от 24 февраля 1994 года, на сегодняшний день не определен ни порядок финансирования, ни порядок расчетов с государственным бюджетом.
В 2002 году Ленинский местный суд г. Донецка принял решения, которыми удовлетворил исковые требования судей Запорожского апелляционного суда и обязал в месячный срок со дня вступления решений в законную силу перечислить на счет Запорожского апелляционного суда установленные по решениям суда средства. Эти решения местный суд принял в нарушение норм действующего бюджетного законодательства, в частности Бюджетного кодекса Украины, Закона «О Государственном бюджете Украины на 2002 год», Положения о Государственном казначействе.
Решения оспаривались в апелляционном и кассационном порядке, но остались без изменений, а жалобы не были удовлетворены.
В соответствии с Бюджетным кодексом Украины (статьи 48 и 78) на Украине применяется казначейская форма обслуживания Государственного и местных бюджетов.
На сегодняшний день органы Государственного казначейства обслуживают Государственный бюджет как по доходам, так и по расходам, а местные бюджеты — только по доходам, согласно Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов по доходам и перечислениям межбюджетных трансфертов, утвержденному приказом Государственного казначейства от 31 января 2002 года.
Казначейское обслуживание местных бюджетов по расходам вводится в Запорожской области с сентября текущего года в соответствии с Указом Президента Украины «О неотложных мерах по усовершенствованию механизмов казначейского обслуживания» от 5 декабря 2002 года. То есть до этого времени счета местных бюджетов по расходам обслуживались не органами Государственного казначейства, а коммерческими банками.
Согласно статье 23 Бюджетного кодекса Украины, любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета можно осуществлять только при наличии соответствующих бюджетных назначений, которые устанавливаются Законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете.
В соответствии с Положением о Государственном казначействе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 31 июля 1995 года, управление доходами и расходами государственного бюджета, проведение операций с имеющимися бюджетными средствами в пределах исчисления доходов и расходов государственного бюджета принадлежит к исключительной компетенции Государственного казначейства Украины. Управления Государственного казначейства в областях получают средства из Государственного казначейства Украины в соответствии с реестрами, где расходы расписаны по каждому конкретному бюджетному учреждению и по каждому виду расходов. То есть все средства, поступающие в территориальные органы Государственного казначейства, имеют строго целевое назначение.
Бюджетным кодексом Украины (статья 7) установлен принцип целевого использования бюджетных средств, то есть бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями.
Законом Украины «О Государственном бюджете на 2002 год» общегосударственные расходы по обеспечению материальных и социально-бытовых гарантий судьям, установленных Законом Украины «О статусе судей», не были предусмотрены, что делает невозможным выполнение решения суда.
Закон «О Государственном бюджете Украины на 2003 год» (статья 32), а также разъяснение Государственного казначейства Украины устанавливают, что списание средств по соответствующему решению в пользу работников бюджетного учреждения, имеющих право на безвозмездное или льготное материальное и бытовое обеспечение, осуществляется Государственным казначейством Украины с единого казначейского счета за счет и в пределах бюджетных ассигнований, установленных на содержание этого бюджетного учреждения, то есть с Государственной судебной администрации Украины. (Но только в случаях, если суд примет решение о взыскании средств непосредственно с органов Государственной судебной администрации Украины.)
Таким образом, возникла «тупиковая» ситуация: с одной стороны, управление не имеет законных оснований для выполнения решений Ленинского местного суда г. Донецка, в то же время статья 124 Конституции Украины и статья 11 Закона Украины «О судоустройстве Украины» устанавливают, что судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными для выполнения на всей территории Украины. Ссылаясь на указанные правовые нормы, должностные лица правоохранительных и судебных органов неоднократно поднимали вопрос о привлечении руководства управления к уголовной ответственности за невыполнение решений суда.
ЮРЧЕНКО Инна — главный специалист юридического отдела Государственного казначейства Запорожской области, г. Запорожье
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…