С 21 августа с.г. вступила в силу новая редакция Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 18 мая 2010 года № 2258-VI (Закон).
Впервые на Украине к числу субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) подпунктом «г» пункта 8 части 2 статьи 5 Закона были отнесены адвокаты и субъекты хозяйствования, которые оказывают юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений), в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 Закона. Более того, такие лица определены Законом как «специально определенные» СПФМ.
Часть 2 статьи 55 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины к субъектам хозяйствования относит:
1) хозяйственные организации — юридические лица, созданные согласно Гражданскому кодексу (ГК) Украины, государственные, коммунальные и иные предприятия, созданные согласно ХК Украины, а также иные юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке;
2) физических лиц — предпринимателей.
Соответственно, именно такие юридические и физические лица, предоставляющие юридические услуги, в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 Закона, также попадают под категорию специально определенных СПФМ.
Закон был опубликован 22 мая с.г. (более трех месяцев назад). Согласно пункту 3 его Заключительных положений, Кабинету Министров Украины (КМУ) было предписано в трехмесячный срок со дня опубликования Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствии с Законом и обеспечить принятие министерствами и другими центральными органами исполнительной власти актов, необходимых для реализации Закона, а также приведение их нормативно-правовых актов в соответствии с Законом. Во исполнение норм Закона (хотя и с трехдневным опозданием) 25 августа с.г. КМУ принимает постановление № 747 «Некоторые вопросы организации финансового мониторинга» (Постановление), пунктом 2 которого предусмотрено, что СПФМ, кроме специально определенных, а также тех, которые до вступления в силу Постановления в установленном порядке встали на учет в Государственном комитете финансового мониторинга (Госфинмониторинг), обязаны в течение двух месяцев после вступления в силу Постановления встать на учет в Госфинмониторинг.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Зако-на именно КМУ должен был определить порядок постановки на учет в специально уполномоченном органе (Госфинмониторинге) как СПФМ вышеназванных (небанковских) специально определенных субъектов и порядок уведомления ими Госфинмониторинга о прекращении своей деятельности.
Часть 1 статьи 8 Закона устанавливает, что исполнение обязанностей СПФМ обеспечивается адвокатами, лицами (выделено автором), которые предоставляют юридические услуги (почему-то законодателем нарушено единство понятийного аппарата в Законе: в статье 8, корреспондирующейся со статьей 5, используется более объемный термин «лица» по сравнению с более узким термином «субъекты хозяйствования», определенном в статье 55 ХК Украины; не все «лица» являются субъектами хозяйствования), если они принимают участие в подготовке и осуществлении сделок по:
— купле-продаже недвижимости;
— управлению активами клиента;
— управлению банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
— привлечению средств для создания юридических лиц, обеспечению их деятельности и управлению ими;
— созданию юридических лиц, обеспечению их деятельности и управлению ими, а также купле-продаже юридических лиц.
Потенциально каждый адвокат, а также субъект хозяйствования, оказывающий юридические услуги, рано или поздно может принять участие в сопровождении указанных в Законе сделок. Иногда такая потребность возникает внезапно: например, обращается клиент (планы которого предугадать невозможно), которому срочно необходима такая услуга. В то же время адвокат, субъект хозяйствования, не планировал участвовать в таких сделках и не становился на учет как специально определенный СПФМ.
Возникает вопрос: какие последствия наступят для него, если он не взят на учет как СПФМ, однако принял участие в правовом сопровождении указанной в статье 8 Закона сделке.
Часть 3 статьи 23 Закона устанавливает, что за нарушение обязанностей, определенных статьей 6 Закона, СПФМ (не юрлицом), на него в установленном законом порядке может быть наложен штраф в размере до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (сегодня — до 1700 грн), а в отношении юрлиц — до 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (до 5100 грн). Таким образом, адвокаты и субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги, нарушившие обязанность по постановке на учет как СПФМ в Госфинмониторинге, подвергаются угрозе применения к ним указанного штрафа.
Дабы этого избежать, возникает закономерное желание встать на учет в качестве СПФМ в Госфинмониторинге.
Нормами Постановления предусмотрено, что специально определенные СПФМ подают в Госфинмониторинг информацию, необходимую для их постановки на учет, в таком порядке: адвокаты, лица, которые предоставляют юридические услуги, — не позднее трех рабочих дней с момента установления деловых отношений с клиентом, который имеет намерение совершить одну из сделок, определенных частью 1 статьи 8 Закона.
Госфинмониторинг в своем разъяснении от 16 августа 2010 года № 4125/0340‑8, направленном автору, обращает внимание на следующее: согласно подпункту 15 пункта 4 Положения о Государственном комитете финансового мониторинга Украины, утвержденном постановлением КМУ от 31 января 2007 года № 100, Госфинмониторинг в соответствии с возложенными на него задачами, предоставляет разъяснения относительно принятых им нормативно-правовых актов в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Одновременно Госфинмониторинг, выполняя задачи, предусмотренные в абзаце 8 части 2 статьи 13 Закона относительно осуществления координации и методического обеспечения деятельности СПФМ по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма, предоставляет рекомендации по затронутым вопросам.
Адвокаты, субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги, обязаны встать на учет в том случае, если они принимают участие в подготовке и осуществлении сделок, исключительный перечень которых определен частью 1 статьи 8 Закона. Если же услуги, которые предоставляют адвокаты, а также субъекты хозяйствования, оказывающие юридические услуги, не связаны с такими сделками, то и обязанности становиться на учет в Госфинмониторинге у таких субъектов не возникает.
Для того чтобы встать на учет в Госфинмониторинге, необходимо будет заполнить форму учета СПФМ, которая после утверждения в установленном порядке будет размещена на сайте Госфинмониторинга (www.sdfm.gov.ua), и направить в бумажной форме с уведомлением о вручении в Госфинмониторинг.
После получения Госфинмониторингом надлежащим образом заполненной формы учета, Госфинмониторинг высылает СПФМ уведомление о взятии субъекта на учет и присвоении учетного идентификатора, который в дальнейшем используется СПФМ во время исполнения обязанностей согласно Закону, в том числе регистрации и предоставления информации в Госфинмониторинг, подачи запросов в государственные органы относительно идентификации клиентов и в иных, определенных законодательством, случаях (порядок предоставления такой информации уже утвержден постановлением КМУ от 25 августа 2010 года № 746 и официально опубликован).
Согласно Постановлению, информация, необходимая для взятия субъекта на учет, подается на бумажных носителях по форме, установленной Госфинмониторингом. Информация обязательно должна содержать сведения о регистрации субъекта; его местонахождении (месте жительства); об ответственном работнике или лице, которое временно исполняет его обязанности.
В то же время Госфинмониторинг до сих пор не установил для специально определенных СПФМ форму подачи такой информации, в связи с чем практически реализовать пункт 1 части 2 статьи 6 Закона относительно постановки на учет вышеуказанных субъектов как СПФМ сегодня невозможно (на сайте Госфинмониторинга пока обнародованы лишь проекты приказов и формы учета СПФМ 2007 года).
Тем не менее, во избежание угрозы применения штрафа за уклонение от постановки на учет в качестве СПФМ, к адвокатам и субъектам хозяйствования, предоставляющим юридические услуги, которые потенциально могут быть задействованы в правовом сопровождении сделок, указанных в части 1 статьи 8 Закона, представляется возможным после утверждения Госфинмониторингом формы предоставления информации встать на соответствующий учет в Госфинмониторинге. Если же такие субъекты не будут принимать участие в правовом сопровождении сделок, указанных в части 1 статьи 8 Закона, обязанность по постановке на учет в качестве СПФМ у них не возникает.
В любом случае, не следует забывать и о том, что часть 7 статьи 8 Закона устанавливает: адвокаты, лица, предоставляющие юридические услуги, не уведомляют Госфинмониторинг о своих подозрениях относительно финансовых операций, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, которые являются предметом их адвокатской тайны и профессиональной тайны, когда они выполняют свои обязанности по защите клиента, представительству его интересов в судебных органах и органах досудебного урегулирования споров.
То есть постановка на учет как СПФМ не всегда означает обязательное уведомление Госфинмониторинга о своих подозрениях относительно финансовых операций, однако является гарантией неприменения штрафа к адвокату, субъекту хозяйствования, оказывающему юридические услуги, за уклонение от постановки на соответствующий учет. Остается подождать опубликования формы учета для них, утвержденной Госфинмониторингом.
ЛЯШЕНКО Сергей — адвокат, старший преподаватель экономико-правового факультета Донецкого национального университета, г.Донецк
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…