Не успела страна отойти от возврата к Конституции Украины в редакции 1996 года, как парламентарии предоставили очередную порцию пищи для размышлений — новые изменения в Основной Закон, которые уже направлены для дачи заключения в Конституционный Суд Украины (КСУ).
Сходство с отмененным законом новый проект имеет только в одной части — изменить срок полномочий парламента с четырех на пять лет.
Исходя из непосредственных предложений проекта № 7226, маловероятно, что КСУ не даст согласия на их внесение, поскольку ничего кардинального и из ряда вон выходящего ими не предлагается: устанавливается, как и в какие сроки проводятся выборы в Верховный Совет Автономной Республики Крым, и уточняются эти же моменты в части выборов депутатов местных советов.
Но вот любопытный момент: проект предлагает поменять месяцы выборов главы государства и народных депутатов. В случае вступления изменений в силу, выборы в Верховный Совет Украины (равно как и депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым и местных областных, районных, городских, поселковых, сельских советов) будут проводиться в последнее воскресенье октября пятого года полномочий. В применении к парламенту нынешнего созыва (начавшего работу 23 ноября 2007 года) это будет означать, что следующие выборы в Верховный Совет Украины должны пройти 28 октября 2012 года. С учетом всех процедур парламент проработает положенных ему пять лет.
Даже при отточенности механизма принятия согласованных законов и позитивном заключении КСУ самое раннее, когда конституционные изменения вступят в силу, это середина февраля следующего года. Ведь после предварительного согласования и заключения КСУ закон должно поддержать конституционное большинство (две третьих) парламентариев на следующей очередной сессии парламента. А она начнет работу в первый вторник февраля, то есть первого числа.
А до этого времени действующая Конституция Украины предписывает выбирать народных депутатов очередной раз в последнее воскресенье марта четвертого срока полномочий, то есть 27 марта 2011 года.
На момент предполагаемого внесения изменений в Конституцию Украины избирательный процесс должен быть уже в разгаре — согласно действующей редакции Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины», Центральная избирательная комиссия должна огласить о начале избирательного процесса не позднее, чем за 125 дней (почти четыре месяца) до дня выборов. Иными словами, старт процесса должен быть дан не позднее 26 ноября 2010 года. Так что без сумятицы следующие выборы в парламент не представляются. Причем ключевую роль в путанице может сыграть, как это ни прискорбно, именно КСУ.
Небезызвестно, что выборы народных депутатов — процесс политический. Суды, в том числе конституционный, должны быть отделены от политики. Своими решениями КСУ не может вмешиваться в политические процессы. Такую позицию КСУ определил для себя еще в 2002 году, когда определением от 7 марта 2002 года № 2-уп/2002 прекратил конституционное производство по делу «об участии политических партий в выборах».
В нем КСУ указал, что в ходе начавшейся избирательной кампании уже возникли определенные правоотношения, в рамках которых реализуются избирательные права граждан. В случае принятия решения КСУ, в этих правоотношениях могут возникнуть изменения, которые повлекут нарушение норм Конституции Украины относительно избирательного процесса, поэтому принятие в такой политической ситуации решения находится за пределами юрисдикции КСУ.
Исходя из этого, КСУ увидел «очевидное» (так обозначено в его определении) — любое его решение повлияет на избирательный процесс, отобразится на волеизъявлении избирателей и повлияет на результаты выборов. «Это при обстоятельствах, не предусмотренных Конституцией Украины и Законом Украины «О Конституционном Суде Украины», фактически превратило бы Конституционный Суд Украины в участника избирательного процесса, что противоречит его конституционным полномочиям и принципам деятельности», — констатирует КСУ. А ведь КСУ, как известно, связан своими высказанными ранее правовыми позициями.
Что касается главы государства, то ему менее повезет, если новые изменения будут внесены в Основной Закон.
Напомним, проектом предлагается поменять дату проведения выборов Президента Украины с последнего воскресенья октября на последнее воскресенье марта пятого года полномочий. Для Виктора Януковича на посту главы государства пятый год полномочий начнется 24 февраля 2014 года. А март пятого года полномочий наступит уже через неделю, в последнее воскресенье которого (то есть 30 марта 2014 года) должны быть проведены выборы. То есть срок президентских полномочий Виктора Януковича сократится почти на год, который (ирония ли?), согласно проекту закона № 7226, фактически добавляется парламенту.
Имеет законопроект № 7226 и подоплеку технического характера. Уже не принимаем во внимание то, что он был предварительно согласован Верховным Советом Украины (256 народными депутатами при 226 необходимых) на следующий день после регистрации в парламенте. Так, зарегистрированный 7 октября проект был принят уже 8 октября.
Вызывает куда больший интерес «скудный» состав субъектов законодательной инициативы проекта. В информационной системе парламента на официальном сайте таким субъектом значатся трое народных депутатов: Адам Мартынюк, Александр Ефремов и Игорь Шаров.
Но статья 154 Конституции Украины недвузначно гласит, что если инициатор изменений в Конституцию Украины не Президент Украины, то с такой инициативой могут выступить не менее трети от конституционного состава народных депутатов, равной 150. То есть количество инициаторов проекта № 7226 должно быть большим, как минимум, в 50 раз.
Правда, из стенограммы пленарного заседания Верховного Совета Украины от 8 октября с.г., на котором был предварительно поддержан проект № 7226, становится известно, что инициаторов — не одна треть, а половина — 226. Но кто эти депутаты, почему-то на официальном сайте парламента скрывают.
Напомним, что особую процедуру внесения, подготовки, принятия законов, которыми вносятся изменения в Основной Закон Украины, — не один раз подчеркивал КСУ в своем небезызвестном решении от 30 сентября с.г. по делу о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины.
Так что, к конституционности конституционного реформирования есть большие вопросы…
Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» по проекту № 7226 предлагают установить следующее:
— народные депутаты избираются сроком на 5 лет — статья 76;
— очередные выборы в парламент проводятся в последнее воскресенье октября пятого срока полномочий — статья 77;
— очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий — статья 103;
— депутаты в состав Верховного Совета АРК избираются жителями АРК на основании общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 5 лет — статья 136;
— в состав сельского, поселкового, районного, областного совета входят депутаты, которые избираются сроком на 5 лет — часть 1 статьи 141;
— сельский, поселковый, городской голова избираются сроком на 5 лет — часть 2 статьи 141;
— очередные выборы депутатов сельского, поселкового, районного, областного совета и сельских, поселковых городских голов проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий — часть 3 статьи 141.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…