Перераспределение полномочий — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (669) » Перераспределение полномочий

Перераспределение полномочий

Решение Конституционного Суда Украины от 30 сентября 2010 года № 20-рп/2010 по делу о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины, которым признан таким, который не отвечает Конституции Украины (является неконституционным), Закон Украины от 8 декабря 2004 года № 2222-ІV «О внесении изменений в Конституцию Украины» в связи с нарушением конституционной процедуры его рассмотрения и принятия, инициировало масштабную «законодательную ревизию»: на соответствие новой-старой Конституции Украины следует проверить более 900 законов и на порядок больше подзаконных нормативных актов. При этом ключевые изменения уже внесены: Минюстом в кратчайшие сроки (буквально за выходные, хотя, похоже, решение КСУ предвиделось и подготовка к его реализации началась раньше) была подготовлена новая редакция Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» и предложения по внесению изменений еще в 32 закона, в основном по кадровым вопросам — порядке назначения и увольнения отдельных должностных лиц. Эти законы были приняты уже 7 октября и вступили в силу с 13 октября с.г.

Подтвержденные полномочия

Как и ожидалось, одним из первых шагов Президента Украины по реализации возобновленных полномочий в сфере исполнительной власти стала минимально необходимая оптимизация правительства — отставка двух вице-премьер-министров (напомним, что в состав Кабинета Министров Украины, согласно Конституции, могут входить три вице-премьер-министра). Владимир Сивкович и Виктор Слаута сразу после увольнения были назначены на новые должности — заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и советника Президента Украины соответственно. Дальнейшая «чистка» переносится минимум на месяц — 13 октября был издан Указ Президента Украины № 953/2010 «Вопросы деятельности исполнительной власти», первым пунктом которого членам Кабинета Министров Украины, руководителям центральных органов исполнительной власти постановляется продолжать выполнять свои полномочия на занимаемых должнос­тях, «действуя при этом в соответствии с Конституцией Украины, а также нормами других законодательных актов, которые не противоречат Конституции Украины».

Вопросом оптимизации системы цент­ральных органов исполнительной влас­ти, устранением дублирования их полномочий, обеспечением сокращения численности управленческого аппарата и расходов на его содержание поручено заняться Комитету по экономическим реформам. На проработку этого вопроса Комитету отведен месяц.

«Политическое» правительство

Новая редакция Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», существенно переработанная в части формирования и ответственности правительства, тем не менее, сохранила ряд дискуссионных положений. К примеру, специалисты Главного научно-экспертного управления парламента обращают внимание на дублирование в нем не совсем удачных конструкций предыдущего закона. Так, в принципе, логичное отнесение должностей членов правительства к политическим, с нераспространением на них норм трудового законодательства и законодательства о государственной службе, очевидно, требует установления более полного регулирования «политических должностей». Возможно, это будет сделано в Законе Украины «О публичной службе», однако ныне отсутствуют правила прохождения службы на «политических должностях», которые объективно следует рассматривать как разновидность государственной (публичной) службы.

В соответствии с новым «правительственным» законом Премьер-министр Украины назначается на должность Президентом Украины при согласии более половины от конституционного состава Верховного Совета Украины. Верховный Совет рассматривает представление Президента Украины о назначении Премьер-министра не позднее чем в пятидневный срок со дня внесения такого представления. Другие члены Кабинета Министров назначаются Президентом Украины по представлению Премьер-министра. Отставку правительства принимает Президент Украины. Она может быть следствием резолюции парламента о недоверии КМУ, принятия Президентом решения об отставке КМУ, отставки Премьер-министра, смерти Премьер-министра. Согласно документу, Кабинет Министров Украины несет ответственность перед Президентом Украины.

Прямо не следует из положений Конституции Украины норма статьи 10 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», согласно которой программа деятельности правительства должна основываться на положениях предвыборной программы Президента Украины. По сути, речь идет об усилении роли Президента в системе власти на Украине.

Право назначать и увольнять

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения их в соответствие с Конституцией Украины» № 2592-VI были внесены изменения в более чем 30 законов Украины. Обратим внимание на те из них, которые относятся к юридической профессии: законы Украины «О прокуратуре», «О милиции», «О Конституционном Суде Украины», «О Службе безопасности Украины» и «Об Антимонопольном комитете Украины».

Итак, изменен порядок назначения и увольнения Генерального прокурора Украины — согласно новой редакции Закона он назначается на должность Президентом Украины по согласию Верховного Совета Украины и увольняется также Президентом Украины, но согласия парламента не требуется. Кроме того, устанавливается, что Генпрокурор может быть уволен и исходя из других обстоятельств, чем те, которые прямо преду­смот­рены статьей 2 Закона Украины «О прокуратуре».

Из Закона Украины «О службе безо­пасности Украины» исключена норма о подконтрольности СБУ парламенту. Также из Закона исключены нормы, устанавливающие особый статус Службы безопасности Автономной Республики Крым — она приравнена к обычному региональному управлению СБУ. Ну и, конечно же, в соответствие с Конституций Украины приведен порядок назначения и увольнения председателя СБУ — единолично Президентом Украины.

Изменения в Закон Украины «О милиции» касаются порядка назначения на должность и увольнения заместителя министра внутренних дел Украины — начальника Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым — Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.

К полномочиям Президента Украины также отнесено назначение на должнос­ти государственных уполномоченных Антимонопольного комитета Украины и руководства АМКУ.

Интерес представляют изменения, внесенные в Закон Украины «О Консти­туционном Суде Украины». Так, из этого Закона исключена статья 6, регулирующая Порядок назначения судей Конституционного Суда Украины Президентом Украины. Теперь Президенту не обязательно проводить консультации с Премьер-министром Украины и министром юстиции Украины относительно кандидатур на должности судей Конституционного Суда Украины. Контрасигнация Указа Президента Украины о назначении лица на должность судьи КСУ Премьер-министром Украины и министром юстиции (ранее прописывалась в статье 6) теперь предусматривается непосредственно в Конституции Украины. Кроме того, отменены нормы, согласно которым у Президента и Верховного Совета Украины был месяц для назначения нового судьи КСУ, после прекращения полномочий судьи назначенного по их квоте.

Как видим, далеко не все из принятых изменений прямо следуют из заявленной цели — приведение законодательства в соответствие с Конституцией Украины. Ряд норм, как в новом законе о Кабинете Министров Украины, так и в других законах объясняются стремлением оптимизировать систему власти на Украине в целом — в пользу президентской формы правления.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Меры обеспечения иска

Акцент

Не в сроке счастье

Государство и юристы

Новости законотворчества

Антирейдерская инициатива КМУ

Государство и юристы

Какие проверки нам готовят?

СЛУЖЕБНАЯ ЛЕСТНИЦА

Перераспределение полномочий

Государство и юристы

Новости законотворчества

Учет лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, оставят МВД

Зарплата будет выплачиваться дважды в месяц

Упрощение регистрации политических партий

Документы и аналитика

Кто в ответе за ложь в Интернете?

Кадровые новости

Юрисконсульт

Назначен новый председатель правления телеканала «Интер»

Новое назначение в юридической службе на ЮЗЖД

Книжная полка

В помощь нотариусам

Неделя права

Новости из-за рубежа

Суд запретил увольнять геев из армии США

Импортеры дисков будут платить «авторский сбор»?

Неделя права

Автоматизированной системе в судах быть!

Куда уходят судьи

Подданы объединению

Форсированное формирование

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отменил решение о выплате 170 тыс. грн компенсации П. Лазаренко

«Луганскводу» от электричества отключали неправомерно

Новости юридических фирм

Частная практика

А. Кифак и Посол ФРГ Г.-Ю. Гамзйот совместно провели торжественный прием

МЮФ Integrites номинирована в категории European Legal Team of the Year

Сlifford Сhance — советник «Витмарк-Украина»

МЮК «Александров и Партнеры» соответствует международному стандарту качества ISO 9001-2000

Рабочий график

«Газпром» привлечен к газовому спору

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Самое важное

Адвокат высшей пробы

Судебная практика

Иск киевской облорганизации «Батькивщина» оставлен без рассмотрения

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах признания аваля недействительным

Судебная практика

ВХСУ: как допускать дела в ВСУ

Отпускные платежи

ПоБУТовый спор

Мнимые услуги

Тема номера

По другую сторону баррикад

Кредитор не успел — не все потеряно

Частная практика

Стоимость «успеха»

Где приютят адвоката?

Разошлись как в море корабли

Юридический форум

Цена юриста

Юрисконсульт

Инфраструктура на паях

Если работнику деньги нужнее отдыха

Інші новини

PRAVO.UA