Решение Конституционного Суда Украины от 30 сентября 2010 года № 20-рп/2010 по делу о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины, которым признан таким, который не отвечает Конституции Украины (является неконституционным), Закон Украины от 8 декабря 2004 года № 2222-ІV «О внесении изменений в Конституцию Украины» в связи с нарушением конституционной процедуры его рассмотрения и принятия, инициировало масштабную «законодательную ревизию»: на соответствие новой-старой Конституции Украины следует проверить более 900 законов и на порядок больше подзаконных нормативных актов. При этом ключевые изменения уже внесены: Минюстом в кратчайшие сроки (буквально за выходные, хотя, похоже, решение КСУ предвиделось и подготовка к его реализации началась раньше) была подготовлена новая редакция Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» и предложения по внесению изменений еще в 32 закона, в основном по кадровым вопросам — порядке назначения и увольнения отдельных должностных лиц. Эти законы были приняты уже 7 октября и вступили в силу с 13 октября с.г.
Как и ожидалось, одним из первых шагов Президента Украины по реализации возобновленных полномочий в сфере исполнительной власти стала минимально необходимая оптимизация правительства — отставка двух вице-премьер-министров (напомним, что в состав Кабинета Министров Украины, согласно Конституции, могут входить три вице-премьер-министра). Владимир Сивкович и Виктор Слаута сразу после увольнения были назначены на новые должности — заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и советника Президента Украины соответственно. Дальнейшая «чистка» переносится минимум на месяц — 13 октября был издан Указ Президента Украины № 953/2010 «Вопросы деятельности исполнительной власти», первым пунктом которого членам Кабинета Министров Украины, руководителям центральных органов исполнительной власти постановляется продолжать выполнять свои полномочия на занимаемых должностях, «действуя при этом в соответствии с Конституцией Украины, а также нормами других законодательных актов, которые не противоречат Конституции Украины».
Вопросом оптимизации системы центральных органов исполнительной власти, устранением дублирования их полномочий, обеспечением сокращения численности управленческого аппарата и расходов на его содержание поручено заняться Комитету по экономическим реформам. На проработку этого вопроса Комитету отведен месяц.
Новая редакция Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», существенно переработанная в части формирования и ответственности правительства, тем не менее, сохранила ряд дискуссионных положений. К примеру, специалисты Главного научно-экспертного управления парламента обращают внимание на дублирование в нем не совсем удачных конструкций предыдущего закона. Так, в принципе, логичное отнесение должностей членов правительства к политическим, с нераспространением на них норм трудового законодательства и законодательства о государственной службе, очевидно, требует установления более полного регулирования «политических должностей». Возможно, это будет сделано в Законе Украины «О публичной службе», однако ныне отсутствуют правила прохождения службы на «политических должностях», которые объективно следует рассматривать как разновидность государственной (публичной) службы.
В соответствии с новым «правительственным» законом Премьер-министр Украины назначается на должность Президентом Украины при согласии более половины от конституционного состава Верховного Совета Украины. Верховный Совет рассматривает представление Президента Украины о назначении Премьер-министра не позднее чем в пятидневный срок со дня внесения такого представления. Другие члены Кабинета Министров назначаются Президентом Украины по представлению Премьер-министра. Отставку правительства принимает Президент Украины. Она может быть следствием резолюции парламента о недоверии КМУ, принятия Президентом решения об отставке КМУ, отставки Премьер-министра, смерти Премьер-министра. Согласно документу, Кабинет Министров Украины несет ответственность перед Президентом Украины.
Прямо не следует из положений Конституции Украины норма статьи 10 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», согласно которой программа деятельности правительства должна основываться на положениях предвыборной программы Президента Украины. По сути, речь идет об усилении роли Президента в системе власти на Украине.
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения их в соответствие с Конституцией Украины» № 2592-VI были внесены изменения в более чем 30 законов Украины. Обратим внимание на те из них, которые относятся к юридической профессии: законы Украины «О прокуратуре», «О милиции», «О Конституционном Суде Украины», «О Службе безопасности Украины» и «Об Антимонопольном комитете Украины».
Итак, изменен порядок назначения и увольнения Генерального прокурора Украины — согласно новой редакции Закона он назначается на должность Президентом Украины по согласию Верховного Совета Украины и увольняется также Президентом Украины, но согласия парламента не требуется. Кроме того, устанавливается, что Генпрокурор может быть уволен и исходя из других обстоятельств, чем те, которые прямо предусмотрены статьей 2 Закона Украины «О прокуратуре».
Из Закона Украины «О службе безопасности Украины» исключена норма о подконтрольности СБУ парламенту. Также из Закона исключены нормы, устанавливающие особый статус Службы безопасности Автономной Республики Крым — она приравнена к обычному региональному управлению СБУ. Ну и, конечно же, в соответствие с Конституций Украины приведен порядок назначения и увольнения председателя СБУ — единолично Президентом Украины.
Изменения в Закон Украины «О милиции» касаются порядка назначения на должность и увольнения заместителя министра внутренних дел Украины — начальника Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым — Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.
К полномочиям Президента Украины также отнесено назначение на должности государственных уполномоченных Антимонопольного комитета Украины и руководства АМКУ.
Интерес представляют изменения, внесенные в Закон Украины «О Конституционном Суде Украины». Так, из этого Закона исключена статья 6, регулирующая Порядок назначения судей Конституционного Суда Украины Президентом Украины. Теперь Президенту не обязательно проводить консультации с Премьер-министром Украины и министром юстиции Украины относительно кандидатур на должности судей Конституционного Суда Украины. Контрасигнация Указа Президента Украины о назначении лица на должность судьи КСУ Премьер-министром Украины и министром юстиции (ранее прописывалась в статье 6) теперь предусматривается непосредственно в Конституции Украины. Кроме того, отменены нормы, согласно которым у Президента и Верховного Совета Украины был месяц для назначения нового судьи КСУ, после прекращения полномочий судьи назначенного по их квоте.
Как видим, далеко не все из принятых изменений прямо следуют из заявленной цели — приведение законодательства в соответствие с Конституцией Украины. Ряд норм, как в новом законе о Кабинете Министров Украины, так и в других законах объясняются стремлением оптимизировать систему власти на Украине в целом — в пользу президентской формы правления.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…