Темой данной статьи является анализ части проекта Налогового кодекса (НК), посвященной проверкам государственной налоговой инспекции (ГНИ), и сравнение его с ныне действующим законодательством, за исключением документальной внеплановой выездной. Ей целесообразно посвятить отдельную статью, дабы более тщательно проанализировать нововведения.
Ну, во-первых (как обычно в переходных положениях), отменяется Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года (Закон о порядке погашения обязательств налогоплательщиков). Закон о ГНС также корректируется «под Налоговый кодекс». Во-вторых, появляется такое понятие, как «сверка».
Несмотря на то что в НК подчеркивается, что «сверка не является проверкой», по-моему, она по сути является частью проверки. Естественно, результатом проведенной сверки могут быть доначисление налогов и финансовые санкции.
В-третьих, сами налоговые проверки претерпели серьезные изменения. Хотя многое все же знакомо «по сути». Как и сегодня, проверки (по времени проведения) подразделяются на плановые (то есть предусмотренные в плане работы налогового органа) и внеплановые (подпункт 75.1.1 статьи 75 главы 5-3 «Проверки» раздела 2 «Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)» НК).
По месту проведения проверки подразделяются на выездные и невыездные.
А вот «по способу проведения» виды проверок изменились. Теперь они будут подразделяться на документальные (в том числе камеральная — подвид документальной проверки) и контрольные.
Понятие «камеральная проверка» НК практически полностью совпадает с аналогичным понятием, применяемым в Законе о порядке погашения обязательств налогоплательщиков (пункт 76.1 статьи 76 главы 5-3 «Проверки» раздела 2 «Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)» НК).
Не изменился и порядок проведения камеральной проверки: она проводится на основании данных, указанных в налоговых декларациях, в помещении контролирующего органа. Для ее проведения не нужно никакого специального решения руководителя ГНИ, не нужно также направления на проверку.
Документальная проверка как общее понятие тоже мало видоизменяется (подпункт 75.1.3 статьи 75 главы 5-3 «Проверки» раздела 2 «Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)» НК). Документальная невыездная проверка (как и ее разновидность — камеральная) проводится «по согласию налогоплательщика, полученному в соответствии с порядком, установленным КМУ», в помещении контролирующего органа. Вероятно, это «согласие» будет выражаться не как согласие на проверку, а как согласие на место ее проведения — «в помещении ГНИ». Отличие от камеральной — в проверяемых документах: здесь проверяются не только декларации, но и ряд других (вышеупомянутых) документов. Кроме того, для проведения документальной невыездной проверки необходим факт вручения (либо отсылки) налогоплательщику уведомления о начале проведения проверки.
Документальная выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Плановая документальная выездная проверка остается практически такой же, как и сейчас. Так же, как и сегодня — это проверка своевременности, достоверности, полноты начисления и оплаты всех предусмотренных налогов и сборов, а также соблюдения валютного законодательства.
Документальная выездная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком. В проекте НК определен порядок, описывающий, каким образом отбираются налогоплательщики с целью включения в план-график. Периодичность проведения документальных выездных плановых проверок определяется в зависимости от степени риска: высокий, средний, незначительный. Для налогоплательщиков «незначительного риска» есть шанс попасть в план-график не чаще одного раза в три года; для «среднерисковых» — не чаще одного раза в два года, для «высокорисковых» возможно ежегодное включение в план проверок.
Так же, как и сегодня, право на проведение документальной выездной плановой проверки возникает у ГНИ только в случае заблаговременного (не позднее чем за 10 календарных дней до начала проверки) предупреждения налогоплательщика о грядущей проверке (оно должно быть отослано заказным письмом с уведомлением либо вручено налогоплательщику под расписку).
Длительность проведения документальных выездных плановых проверок, по НК, соответствует длительности, предусмотренной в статье 111 Закона о ГНС — той, которая была «всегда» (то есть без учета недавних изменений, внесенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20 мая 2010 года, увеличившим длительность проведения проверок).
В частности, они будут длиться 20 рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней. При этом предусматривается возможность продления сроков проверки на 10 рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства — на 5 рабочих дней.
Новый термин «контрольная проверка» включает в себя хорошо знакомый контроль ведения кассовых операций, наличия патентов и т.п. Однако есть и «свеженькое». Подпункт 75.1.3 статьи 75 главы 5-3 «Проверки» раздела 2 «Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)» НК). До того как НК ушел на «всенародное обсуждение», контрольные проверки включали такие «изыски», как: контрольная закупка, обследование, хронометраж. К счастью, в сегодняшней редакции этого уже нет. По сути, к привычным видам проверок добавились только «модные темы»: проверка хозяйственной деятельности без госрегистрации и контроль оформления трудовых отношений. Однако, возможно, что все эти нюансы контрольных проверок не вычеркнуты окончательно, а просто будут передвинуты в другой нормативный акт, подзаконный. В частности, подпункт 80.2 статьи 80 раздела 2 «Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)» НК говорит о том, что порядок проведения контрольных проверок устанавливается КМУ. Возможно, что «хронометраж», «контрольная закупка» всплывут именно там.
Контрольная проверка проводится без предупреждения налогоплательщика, длительность ее ограничена — не более 10 суток. Как обычно, данный срок может быть продлен по решению руководителя органа ГНС еще на 5 дней.
Как и действующее законодательство, НК предусматривает предъявление налоговиками перед началом проверки направления на проведение проверки, в котором должны быть указаны: дата выдачи; наименование органа государственной налоговой службы; наименование и реквизиты проверяемого субъекта; цель, вид, основания, дата начала и длительность проверки; должность и фамилия должностного лица, которое будет проводить проверку. Согласно действующему законодательству, направление на проверку должен подписывать исключительно руководитель органа ГНС. В соответствии с проектом НК направление может подписать и его зам.
Исчезло требование о предоставлении налогоплательщику копии приказа о проведении налоговой проверки (непредоставление которой сегодня является основанием для недопуска налоговиков к проверке).
Проект НК предусматривает единственное основание для недопуска к проверке — непредъявление налоговиками направления на проверку. Отказ налогоплательщика от допуска к проверке на любом другом основании запрещен. Если все же такой отказ произойдет, налоговиками составляется соответствующий акт. Такой акт об отказе в допуске является основанием для обращения налоговиков в суд с иском о прекращении операций на счетах в банках и других финансовых учреждениях, а также «применении других мероприятий, предусмотренных законодательством».
Попутно уходит в историю и журнал регистрации проверок, отказ от подписи в котором служил основанием для недопуска.
ЖУКОВА Елена — директор АФ «Сайвена-Аудит», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…