Наличное дело — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №24 (963) » Наличное дело

Наличное дело

Расширение круга субъектов предпринимательской деятельности (СПД), обязанных использовать регистраторы расчетных операций (РРО), в прошлом году вызвало волну критики со стороны представителей малого бизнеса. Критика обосновывалась дополнительными расходами для предпринимателей, и без того осуществляющих деятельность в кризисный период, а также необоснованно усиливающимся контролем со стороны государства за теми отраслями предпринимательства, которые не требуют столь сильного государственного вмешательства.

 

Компромиссный вариант

Негодование общественности было вызвано в том числе и возможным влиянием «кассового лобби» на принятие соответствующих изменений в фискальное законодательство, целью которого является лишь многократное расширение круга потребителей РРО и сопутствующих услуг. Тем более что подобное лоббирование было замечено еще в 2010–2013 годах, когда была проведена ­тотальная замена действующих РРО на кассовую технику «нового поколения».

Один из вариантов компромисса предлагается проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно либерализации наличных расчетов» от 19 февраля 2016 года № 4117 (Законопроект), который предусматривает дополнение существующего перечня типов РРО и введение понятия распределенной компьютерно-кассовой системы (РККС). Законопроектом вносятся изменения в Законы Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» и «О защите прав потребителей».

Согласно Законопроекту, РККС — это РРО, исполненный с применением распределенного компьютерного средства (терминала) и центральных компьютерных средств (серверов), объединенных при помощи телекоммуникационной сети общего пользования (Интернет), фискальные функции которого распределены между сервером и терминалом, при этом у программного обеспечения (ПО), выполняющего фискальные функции и взаимодействие сервера и терминала, есть средства проверки его аутентичности и расчетные документы, фискальные отчетные чеки и контрольная лента которого формируются в электронной форме и имеют цифровую подпись РККС.

Идея Законопроекта состоит в предоставлении СПД альтернативного способа регистрации расчетных операций — вместо традиционного РРО — кассового аппарата любой СПД может применять систему, состоящую из связанных между собой через Интернет терминала (в виде персонального компьютера, планшета, смартфона и т.п.) с установленным на нем специальным ПО и сервера.

Авторами проекта закона предполагается, что потребитель сможет получить, по собственному выбору, фискальный чек в электронной форме по различным каналам связи, например с помощью электронной почты, SMS или пр. Законопроект сознательно предусматривает использование именно тех технических средств, которые имеют неограниченное количество пользователей и не содержат исчерпывающего перечня таких средств, во избежание отставания положений будущего закона от технического развития. В любом случае потребитель всегда может воспользоваться традиционным способом получения расчетных документов в бумажном виде.

Проверка потребителем по месту расчетов соответствия наименований, цен и удержанных налогов за приобретенные им товары (услуги) Законопроектом не исключается. При желании потребитель имеет возможность получить доступ к содержанию расчетного документа через собственное мобильное устройство, терминал продавца (поставщика) или получить его непосредственно из РККС в печатном виде. Тем не менее реквизитов платежной операции в большинстве случаев будет достаточно для ее точной идентификации. Но, очевидно, потребитель должен дать согласие на обработку его персональных данных (номера телефона и/или адреса электронной почты) продавцом (поставщиком).

Нововведения, предложенные Законопроектом, как и любые изменения действующего порядка осуществления предпринимательской деятельности, вызывают вполне ожидаемый скепсис со стороны общественности, особенно если эти новации касаются внедрения новейших технологий в столь консервативную отрасль наличных расчетов.

 

Процесс либерализации

Одним из ключевых критических замечаний к Законопроекту является отмена обязанности проведения техобслуживания РККС. Действительно, согласно проекту закона, исключается действие пунктов 14 и 16 статьи 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» на РККС, но только потому, что указанные положения касаются РРО как специальных технических устройств — РККС по своей сути не могут быть опломбированными или подлежать ремонту. В свою очередь, пункт 4 указанной статьи предусматривает обязанность субъекта хозяйствования обеспечивать для РККС неизменность ПО, которое выполняет фискальные функции. Кроме этого, согласно Законопроекту, ПО РККС должно иметь средства проверки подлинности, в хранилище данных центральных компьютерных средств РККС должен обеспечиваться контроль отсутствия искажения или уничтожения итоговой информации об объеме расчетных операций, а дополнительным средством является цифровая подпись РККС, благодаря которой можно убедиться в действительности источника и целостности блока данных.

Указанные защитные механизмы минимизируют риски искажения налоговой информации, Законопроект не противоречит положениям Налогового кодекса Украины, Закона Украины «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах», Порядку периодической подачи информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу и другим нормативно-правовым актам в сфере защиты налоговой информации.

В целом он не противоречит и иностранной практике. В частности, применение электронных чеков предусмотрено правом США и Канады. С 2010 года предприятия Швеции могут предоставлять чеки как в бумажном виде, так и в электронном с помощью Интернета. Страны с аналогичными примерами: Бельгия, Дания, Греция, Италия и Венгрия.

Для целей экономии ресурсов, рабочего времени, повышения производительности и масштабируемости, контроля и защиты прав потребителей страны Европейского Союза (ЕС) вместе с комиссией ЕС приняли решение представить унифицированное законодательство по выставлению счетов, а также их обработке в электронной форме. Согласно Директиве 2014/55/ЕС, электронный инвойс — инвойс, который был издан, передан и получен в структурированной электронной форме, позволяющей осуществить его автоматическую обработку в электронном формате. Что касается защиты прав потребителей, то соответствующая Директива 2011/83/ЕС предусматривает возможность заключения дистанционного договора без наличия бумажных расчетных документов.

Законопроект удачно продолжает процесс реформирования и либерализации предпринимательской деятельности вместе с Законом Украины «Об электронной коммерции», письмом Национального банка Украины «Об осуществлении контроля за операциями резидентов, предусматривающих экспорт услуг нерезидентам через сеть Интернет» и другими нормативно-правовыми актами по упрощению ведения предпринимательской деятельности путем широкого применения новейших технологий, и позволяет избежать чрезмерного бюрократизма и государственного вмешательства, присущих отечественному правовому регулированию.

Замечания со стороны специалистов к Законопроекту являются частью чрезвычайно полезной для законотворчества дискуссии и должны непременно быть приняты к сведению его авторами, но важно обеспечить отсутствие влияния монопольного и ретроградного лобби в таком дискурсе.

 

АНТОНИВ Роман — юрист АФ «Династия», г. Киев

 


Комментарии

Новые технологии

Наталья РАДЧЕНКО,

партнер практики налогового права АО Juscutum

Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно либерализации наличных расчетов» (Законопроект № 4117) дополняет существующий перечень типов регистраторов расчетных операций (РРО) таким видом, как «распределенная компьютерно-кассовая система» (РККС). РККС считается устройством третьего поколения, особенностью которого является то, что сохранение фискальной информации на центральном устройстве позволяет использовать в качестве терминала обычные устройства широкого потребления (планшеты, смартфоны, ноутбуки, компьютеры). Законопроект № 4117 призван сократить относительную дороговизну традиционных регистраторов для предпринимателей, избежать отставания используемых для фискальных целей технологий в связи с появлением смартфонов, планшетов, развития онлайн-сервисов, повысить позиции Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business.

На практике могут возникнуть проблемы с регистрацией такого РРО, ведь законопроектом не предусмотрена специфика его регистрации. Также очень проблематично будет «отбивать» такие устройства у фискалов при проведении обысков.

Кроме того, требования об обеспечении техобслуживания и ремонта РРО не распространяются на новый вид устройства. Это может привести к потере работоспособности или некорректности работы такого РРО, что может стать причиной ошибок в фискальном учете или неспособности надлежащим образом защитить данные/их передачу.

 

Вопросы остаются

Антон КАГАНЕЦ,

юрист «КПМГ-Украина»

Кроме обычных кассовых аппаратов, депутаты предлагают ввести новую систему, благодаря которой кассовым аппаратом может стать любой планшет и смартфон. В частности, предполагается, что при продаже товара продавец сможет формировать чек с помощью специальной программы прямо на своем планшетном компьютере или смартфоне и через Интернет будет отправлять такой чек на сервер, где он будет храниться и откуда будет пересылаться в фискальную службу. Покупатель же получает электронное письмо, подтверждающее покупку. С одной стороны, предложение очень интересное, ведь малый бизнес сможет не покупать специально кассовый аппарат, а использовать собственный телефон. Это позволит сэкономить предпринимателям деньги и будет содействовать выведению из тени розничной торговли. С другой стороны, к законопроекту есть ряд вопросов.

Во-первых, сможет ли обычный телефон обеспечить защиту налоговой информации, которая отображена в чеках и на основании которой происходит начисление НДС и контроль торговли подакцизными товарами. Во-вторых, почему при продаже товара покупателю будет направляться не сам чек в электронном виде, а его реквизиты, по которым чек можно найти? Получается, что в момент покупки люди не смогут проверить, какой чек и на какую сумму им выписали. В-третьих, кто и за сколько продаст такие программы и будет их в будущем обслуживать? Не получится ли как в истории с электронно-цифровыми ключами, которые обслуживались несколькими компаниями. Нам не удалось найти примеры таких систем в мировой практике.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Наградной юрист

Акцент

ПО полной программе

В фокусе: Госрегистрация

Отдать часть

Государство и юристы

Достояние невесомости

Государство и юристы

Новости законотворчества

Будут созданы территории со спецэкологическим статусом

Внесен новый закон об ОРД

КМУ предлагает упростить таможенные формальности

Документы и аналитика

Привлекательное лицо

Проверочный диктат

Неделя права

ВТО-салон

Неделя права

Новости из-за рубежа

В нью-йоркских юрфирмах впервые за 10 лет выросли зарплаты

Неделя права

Годовой итог

Удел имущества

Новости юридических фирм

Частная практика

Специалисты Interlegal обеспечили замену предмета ареста

ЮФ ILF защитила интересы Ю. Сапронова в деле о диффамации

При содействии Axon Partners во Львове заработает онлайн-запись к врачу

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» выступила юрсоветником в международном проекте по сокращению персонала в датской интернет-компании

ЮФ Asters консультирует МФК по финансированию ФХ «Интегрированные агросистемы»

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник U&Sluno

Отрасли практики

Наличное дело

Коррупционные веяния

Волна и мир

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

IBA ECA Forum 2016

Репортаж

Реакционная коллегия

Самое важное

Делу — время

Бизнес-введение

Установка по требованиям

Судебная практика

Право на суд как фактор защиты

Журналист прав

Судебная практика

Судебные решения

Предприятия обязаны возмещать пострадавшим заработок (доход), утраченный ими вследствие утраты трудоспособности до принятия заключения МСЭК

Судебная практика

Обязательственное право

По нраву собственности

Возможно давление

Тема номера

Запретный плох

Поиск ответов

Бремя исполнения

Служебный ввод

Пилотный кейс

Частная практика

Сверить весы

Поисковый вопрос

Best Lawyers назвал лучших юристов Украины

Інші новини

PRAVO.UA