Расширение круга субъектов предпринимательской деятельности (СПД), обязанных использовать регистраторы расчетных операций (РРО), в прошлом году вызвало волну критики со стороны представителей малого бизнеса. Критика обосновывалась дополнительными расходами для предпринимателей, и без того осуществляющих деятельность в кризисный период, а также необоснованно усиливающимся контролем со стороны государства за теми отраслями предпринимательства, которые не требуют столь сильного государственного вмешательства.
Компромиссный вариант
Негодование общественности было вызвано в том числе и возможным влиянием «кассового лобби» на принятие соответствующих изменений в фискальное законодательство, целью которого является лишь многократное расширение круга потребителей РРО и сопутствующих услуг. Тем более что подобное лоббирование было замечено еще в 2010–2013 годах, когда была проведена тотальная замена действующих РРО на кассовую технику «нового поколения».
Один из вариантов компромисса предлагается проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно либерализации наличных расчетов» от 19 февраля 2016 года № 4117 (Законопроект), который предусматривает дополнение существующего перечня типов РРО и введение понятия распределенной компьютерно-кассовой системы (РККС). Законопроектом вносятся изменения в Законы Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» и «О защите прав потребителей».
Согласно Законопроекту, РККС — это РРО, исполненный с применением распределенного компьютерного средства (терминала) и центральных компьютерных средств (серверов), объединенных при помощи телекоммуникационной сети общего пользования (Интернет), фискальные функции которого распределены между сервером и терминалом, при этом у программного обеспечения (ПО), выполняющего фискальные функции и взаимодействие сервера и терминала, есть средства проверки его аутентичности и расчетные документы, фискальные отчетные чеки и контрольная лента которого формируются в электронной форме и имеют цифровую подпись РККС.
Идея Законопроекта состоит в предоставлении СПД альтернативного способа регистрации расчетных операций — вместо традиционного РРО — кассового аппарата любой СПД может применять систему, состоящую из связанных между собой через Интернет терминала (в виде персонального компьютера, планшета, смартфона и т.п.) с установленным на нем специальным ПО и сервера.
Авторами проекта закона предполагается, что потребитель сможет получить, по собственному выбору, фискальный чек в электронной форме по различным каналам связи, например с помощью электронной почты, SMS или пр. Законопроект сознательно предусматривает использование именно тех технических средств, которые имеют неограниченное количество пользователей и не содержат исчерпывающего перечня таких средств, во избежание отставания положений будущего закона от технического развития. В любом случае потребитель всегда может воспользоваться традиционным способом получения расчетных документов в бумажном виде.
Проверка потребителем по месту расчетов соответствия наименований, цен и удержанных налогов за приобретенные им товары (услуги) Законопроектом не исключается. При желании потребитель имеет возможность получить доступ к содержанию расчетного документа через собственное мобильное устройство, терминал продавца (поставщика) или получить его непосредственно из РККС в печатном виде. Тем не менее реквизитов платежной операции в большинстве случаев будет достаточно для ее точной идентификации. Но, очевидно, потребитель должен дать согласие на обработку его персональных данных (номера телефона и/или адреса электронной почты) продавцом (поставщиком).
Нововведения, предложенные Законопроектом, как и любые изменения действующего порядка осуществления предпринимательской деятельности, вызывают вполне ожидаемый скепсис со стороны общественности, особенно если эти новации касаются внедрения новейших технологий в столь консервативную отрасль наличных расчетов.
Процесс либерализации
Одним из ключевых критических замечаний к Законопроекту является отмена обязанности проведения техобслуживания РККС. Действительно, согласно проекту закона, исключается действие пунктов 14 и 16 статьи 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» на РККС, но только потому, что указанные положения касаются РРО как специальных технических устройств — РККС по своей сути не могут быть опломбированными или подлежать ремонту. В свою очередь, пункт 4 указанной статьи предусматривает обязанность субъекта хозяйствования обеспечивать для РККС неизменность ПО, которое выполняет фискальные функции. Кроме этого, согласно Законопроекту, ПО РККС должно иметь средства проверки подлинности, в хранилище данных центральных компьютерных средств РККС должен обеспечиваться контроль отсутствия искажения или уничтожения итоговой информации об объеме расчетных операций, а дополнительным средством является цифровая подпись РККС, благодаря которой можно убедиться в действительности источника и целостности блока данных.
Указанные защитные механизмы минимизируют риски искажения налоговой информации, Законопроект не противоречит положениям Налогового кодекса Украины, Закона Украины «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах», Порядку периодической подачи информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу и другим нормативно-правовым актам в сфере защиты налоговой информации.
В целом он не противоречит и иностранной практике. В частности, применение электронных чеков предусмотрено правом США и Канады. С 2010 года предприятия Швеции могут предоставлять чеки как в бумажном виде, так и в электронном с помощью Интернета. Страны с аналогичными примерами: Бельгия, Дания, Греция, Италия и Венгрия.
Для целей экономии ресурсов, рабочего времени, повышения производительности и масштабируемости, контроля и защиты прав потребителей страны Европейского Союза (ЕС) вместе с комиссией ЕС приняли решение представить унифицированное законодательство по выставлению счетов, а также их обработке в электронной форме. Согласно Директиве 2014/55/ЕС, электронный инвойс — инвойс, который был издан, передан и получен в структурированной электронной форме, позволяющей осуществить его автоматическую обработку в электронном формате. Что касается защиты прав потребителей, то соответствующая Директива 2011/83/ЕС предусматривает возможность заключения дистанционного договора без наличия бумажных расчетных документов.
Законопроект удачно продолжает процесс реформирования и либерализации предпринимательской деятельности вместе с Законом Украины «Об электронной коммерции», письмом Национального банка Украины «Об осуществлении контроля за операциями резидентов, предусматривающих экспорт услуг нерезидентам через сеть Интернет» и другими нормативно-правовыми актами по упрощению ведения предпринимательской деятельности путем широкого применения новейших технологий, и позволяет избежать чрезмерного бюрократизма и государственного вмешательства, присущих отечественному правовому регулированию.
Замечания со стороны специалистов к Законопроекту являются частью чрезвычайно полезной для законотворчества дискуссии и должны непременно быть приняты к сведению его авторами, но важно обеспечить отсутствие влияния монопольного и ретроградного лобби в таком дискурсе.
АНТОНИВ Роман — юрист АФ «Династия», г. Киев
Новые технологии
Наталья РАДЧЕНКО,
партнер практики налогового права АО Juscutum
Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно либерализации наличных расчетов» (Законопроект № 4117) дополняет существующий перечень типов регистраторов расчетных операций (РРО) таким видом, как «распределенная компьютерно-кассовая система» (РККС). РККС считается устройством третьего поколения, особенностью которого является то, что сохранение фискальной информации на центральном устройстве позволяет использовать в качестве терминала обычные устройства широкого потребления (планшеты, смартфоны, ноутбуки, компьютеры). Законопроект № 4117 призван сократить относительную дороговизну традиционных регистраторов для предпринимателей, избежать отставания используемых для фискальных целей технологий в связи с появлением смартфонов, планшетов, развития онлайн-сервисов, повысить позиции Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business.
На практике могут возникнуть проблемы с регистрацией такого РРО, ведь законопроектом не предусмотрена специфика его регистрации. Также очень проблематично будет «отбивать» такие устройства у фискалов при проведении обысков.
Кроме того, требования об обеспечении техобслуживания и ремонта РРО не распространяются на новый вид устройства. Это может привести к потере работоспособности или некорректности работы такого РРО, что может стать причиной ошибок в фискальном учете или неспособности надлежащим образом защитить данные/их передачу.
Вопросы остаются
Антон КАГАНЕЦ,
юрист «КПМГ-Украина»
Кроме обычных кассовых аппаратов, депутаты предлагают ввести новую систему, благодаря которой кассовым аппаратом может стать любой планшет и смартфон. В частности, предполагается, что при продаже товара продавец сможет формировать чек с помощью специальной программы прямо на своем планшетном компьютере или смартфоне и через Интернет будет отправлять такой чек на сервер, где он будет храниться и откуда будет пересылаться в фискальную службу. Покупатель же получает электронное письмо, подтверждающее покупку. С одной стороны, предложение очень интересное, ведь малый бизнес сможет не покупать специально кассовый аппарат, а использовать собственный телефон. Это позволит сэкономить предпринимателям деньги и будет содействовать выведению из тени розничной торговли. С другой стороны, к законопроекту есть ряд вопросов.
Во-первых, сможет ли обычный телефон обеспечить защиту налоговой информации, которая отображена в чеках и на основании которой происходит начисление НДС и контроль торговли подакцизными товарами. Во-вторых, почему при продаже товара покупателю будет направляться не сам чек в электронном виде, а его реквизиты, по которым чек можно найти? Получается, что в момент покупки люди не смогут проверить, какой чек и на какую сумму им выписали. В-третьих, кто и за сколько продаст такие программы и будет их в будущем обслуживать? Не получится ли как в истории с электронно-цифровыми ключами, которые обслуживались несколькими компаниями. Нам не удалось найти примеры таких систем в мировой практике.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…