В соответствии со статьей 7 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением парламента № 789-ХІІ от 27 февраля 1991 года ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, на право знать своих родителей и право на их заботу. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и исполнение обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области.
Положение об обязательной регистрации рождения ребенка закреплено в Семейном кодексе Украины (часть 1 статьи 144): родители обязаны безотлагательно, но не позднее одного месяца со дня рождения ребенка, зарегистрировать рождение ребенка в государственном органе регистрации актов гражданского состояния.
Украинские реалии
Вместе с тем не всегда родители могут беспрепятственно исполнить свои родительские обязанности и безотлагательно зарегистрировать новорожденного ребенка.
В первую очередь это касается граждан Украины, которые проживают на временно оккупированной территории Украины — в Автономной Республике Крым, городе Севастополе, отдельных районах Луганской и Донецкой областей (ВО территория).
Так, согласно части 2 статьи 9 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» (Закон), какие-либо органы, их должностные лица на временно оккупированной территории и их деятельность считаются незаконными, если эти органы или лица, созданы, избраны или назначены в порядке, не предусмотренном законом. Какой-либо акт (решение, документ), выданный такими органами и/или лицами, является недействительным и не создает правовых последствий.
Поэтому, когда граждане Украины, проживающие на ВО территории, обращаются в компетентные органы на территории Украины с заявлением о регистрации новорожденного ребенка и выдаче свидетельства о его рождении, они получают отказ.
Основанием для отказа является недействительность на территории Украины медицинского свидетельства о рождении ребенка, которое выдано родителям органами власти АР Крым, не подконтрольных Украине районов Луганской и Донецкой областей, то есть на территории, где органы украинской власти временно не осуществляют свои полномочия.
В таком случае единственным способом получения свидетельства о рождении и защиты прав ребенка становится обращение в суд на подконтрольной территории Украины с заявлением об установлении факта рождения ребенка. После вынесения судебного решения об установлении факта рождения ребенка на временно оккупированной территории родители обращаются в органы РАГС для выдачи им свидетельства о рождении ребенка.
Выбор суда
Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», который вступил в силу 24 апреля 2014 года, изменил территориальную подсудность дел, рассматриваемых судами на территории АР Крым и г. Севастополя. В частности, Закон установил, что гражданские дела, подсудные местным общим судам на территории АР Крым и г. Севастополя, подлежат рассмотрению местными общими судами г. Киева, которые определяются в каждом отдельном случае Апелляционным судом г. Киева (пункт 1 части 1 статьи 12 Закона).
То есть заявителю необходимо обратиться в Апелляционный суд г. Киева, а после определения данным судом компетентного суда — обращаться непосредственно в указанный районный суд г. Киева с заявлением об установлении факта (определения Апелляционного суда г. Киева от 26 января 2016 года по делу № 22-ц-вп/796/113/2016, от 1 февраля 2016 года по делу № 22-ц-вп/796/152/2016).
Вместе с тем 24 февраля 2016 года были внесены соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) Украины, согласно которым заявления об установлении факта рождения лица на временно оккупированной территории подаются заинтересованными лицами в любой суд за пределами не подконтрольной Украине территории независимо от места жительства заявителя (определение Апелляционного суда г. Киева от 17 марта 2016 года по делу № 22-ц-вп/796/339/2016).
Таким образом, на данный момент заинтересованные лица могут обращаться с заявлением об установлении факта рождения ребенка в любой суд на подконтрольной Украине территории по их выбору.
Следует также обратить внимание, что в контексте статьи 3 указанного выше Закона временно оккупированной территорией являются исключительно АР Крым и г. Севастополь. Однако в информационном письме Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел № 9-1130/0/4-16 от 15 апреля 2016 года изложено следующее: в порядке статьи 2571 ГПК Украины должны рассматриваться заявления об установлении факта рождения или смерти как на территории АР Крым, так и на территории населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, указанных в распоряжении Кабинета Министров Украины № 1085 от 7 ноября 2014 года.
Следовательно, суды на территории Украины рассматривают заявления об установлении факта рождения ребенка как на территории АР Крым и г. Севастополя, так и на территории населенных пунктов Донецкой и Луганской областей.
Кто обращается
Как следует из части 1 статьи 2571 ГПК Украины, заявление об установлении факта рождения лица на ВО территории может быть подано родителями, родственниками, их представителями или другими законными представителями ребенка в любой суд за пределами этой территории Украины независимо от места проживания заявителя.
Практически в 100 % случаев суды удовлетворяют заявления об установлении факта рождения ребенка. Вместе с тем на практике бывают случаи, когда суды не принимают к рассмотрению такие заявления, например, по причине ненадлежащего заявителя.
Так, Печерский районный суд г. Киева отказал в принятии заявления об установлении факта рождения ребенка, которое было подано первым заместителем прокурора АР Крым в интересах малолетнего ребенка. Свое решение суд обосновал отсутствием документов, подтверждающих основания для представительства прокурором интересов малолетнего ребенка, и отсутствием доказательств невозможности родителей осуществлять такое представительство (определение Печерского районного суда г. Киева от 18 августа 2016 года по делу № 757/19682/16-ц).
Отменяя указанное выше судебное решение, суд апелляционной инстанции отметил следующее: «Первый заместитель прокурора АРК предоставил в суд документы (паспорт отца и матери ребенка, копию свидетельства о рождении, копию свидетельства о заключении брака, справку о рождении). Кроме того, предоставленные им материалы содержат заявление, адресованное заявителю, в котором указываются причины отсутствия возможности выезда родителей с временно оккупированной территории и их просьбы о защите прав малолетнего» (определение Апелляционного суда г. Киева от 19 декабря 2016 года по делу № 22-ц/796/15661/2016).
Доказательства
Как указывалось выше, документы, выданные органами на временно оккупированной территории, считаются недействительными и не могут служить подтверждением факта рождения ребенка на ВО территории.
Вместе с тем суды, основываясь на практике Европейского суда по правам человека, как исключение принимают во внимание документы, выданные органами и учреждениями (в частности, медицинскими учреждениями) на временно оккупированной территории Украины. Такие доказательства оцениваются судами с другими доказательствами в их совокупности и взаимосвязи при рассмотрении дел в порядке статьи 2571 ГПК Украины.
Вместо вывода
Напоследок хотелось бы сказать о неординарных судебных решениях, которые принимаются по результатам рассмотрения данной категории дел. Так, в судебной практике были случаи, когда заявитель указывал в своем заявлении на установление факта рождения ребенка, то есть на то, соответствующий факт (рождение) имел место в населенном пункте «Донецкой народной республики». При этом суды в резолютивной части своих решений также излагали аналогичную формулировку. Позднее судам были даны соответствующие рекомендации, согласно которым в резолютивной части решений следует указывать корректное название населенных пунктов с учетом требований Конституции Украины.
Таким образом, на законодательном уровне урегулирован порядок установления факта рождения ребенка на временно оккупированной территории Украины. Выполнив несложные требования законодательства, родители ребенка могут получить на подконтрольной территории Украины законное и действительное свидетельство о рождении ребенка.
ПРОЦЕНКО Алена — юрист LCF, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…