В условиях достаточно жесткой конкуренции на рынке все средства хороши. Наиболее приемлемым из них, позволяющим обезопаситься от неправомерного использования собственных объектов авторского права и одновременно от недобросовестной конкуренции, является регистрация торговой марки. Но некоторые обладатели прав на знаки для товаров и услуг уж больно ревностно относятся к наличным торговым маркам и их использованию.
Так, в начале 2008 года в Хозяйственный суд Ровенской области обратилось ООО «ЛГЗ «Хортица» с иском к ООО «ТРК «Ровно-1» и ООО «ТРН «НБМ» о защите прав интеллектуальной собственности. Основанием для обращения в суд стала трансляция на телеканалах рекламы продукции под торговой маркой «МЂРНАЯ» (собственник ООО «Союз-Виктан», привлеченный в качестве третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований), в которой использовался в качестве слогана текст: «Это соединение абсолютного качества и безупречного вкуса».
В то же время словосочетание «абсолютное качество» является торговой маркой, зарегистрированной гр-ном Ч., с которым у истца заключен лицензионный договор об использовании знака для товаров и услуг. Именно этот знак для товаров и услуг использовал истец при рекламировании собственной продукции.
Суд первой инстанции решением от 1 февраля 2008 года, оставленным без изменений постановлением Львовского апелляционного хозяйственного суда от 14 апреля 2008 года в иске отказал, ссылаясь на положения законов Украины «О рекламе» и «О телевидении и радиовещании», а также на недоказуемость иска в связи с тем, что были поданы ненадлежащие доказательства.
Высший хозяйственный суд Украины, рассматривая данное дело по кассационной жалобе ООО «ЛГЗ «Хортица», указал, что суды предыдущих инстанций неправомерно применили нормы указанных законов, поскольку судам предстояло установить, является ли нарушением прав истца транслирование ответчиками рекламных роликов аналогичной продукции с использованием словосочетания «абсолютное качество» в рекламном слогане.
В соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса (ГК) Украины торговой маркой может быть любое обозначение или комбинация обозначений, которые могут быть использованы для отличия товаров (услуг), производимых одним лицом, от товаров (услуг), производимых другими лицами.
Частью 1 статьи 20 Закона Украины «О защите прав на знаки для товаров и услуг» (Закон) предусмотрено, что любое посягательство на права собственника свидетельства считается нарушением прав собственника свидетельства и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством. Прежде всего, это касается использования знака для товаров и услуг. В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона использованием знака считается: нанесение его на какой-либо товар, для которого знак зарегистрирован, упаковку, в которой находится такой товар, вывеску, связанную с ним, этикетку, нашивку, бирку или другой прикрепленный к товару предмет, хранение такого товара с указанным нанесением знака в целях предложения для продажи, продажи, импорта (ввоза) и экспорта (вывоза); применение его во время предложения и предоставления какой-либо услуги, для которой знак зарегистрирован; применение его в деловой документации или в рекламе и в сети Интернет.
При этом знак считается использованным, если он применен в форме зарегистрированного знака, а также в форме, отличающейся от зарегистрированного знака только отдельными элементами, если это не изменяет в целом отличительности знака.
Вместе с тем судами было установлено, что в рекламе водочной продукции под торговой маркой «МЂРНАЯ» производства ООО «Союз-Виктан» звучала фраза: «Это соединение абсолютного качества и безупречного вкуса». Исходя из этого и положений статьи 492 ГК Украины, определяющих термин «торговая марка», произношение кем-либо словосочетания «абсолютное качество» не является использованием торговой марки в понимании статьи 16 Закона.
Хотя суды предыдущих инстанций применили нормы не того законодательства, ВХСУ счел, что на решение спора по сути это не повлияло, поэтому постановлением от 24 июня 2008 года оставил решения судов без изменений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…