В связи с тем, что к юрисдикции административных судов относится разрешение споров относительно законности подзаконных нормативно-правовых актов Верховного Совета Украины, Президента Украины, органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления, других субъектов властных полномочий, которым делегированы соответствующие нормотворческие полномочия, в судебной практике появились случаи приостановления действия таких правовых актов в порядке обеспечения административных исков.
Вместе с тем, согласно действующей редакции положений Кодекса административного судопроизводства Украины (части 3—5 статьи 171), предусматривается размещение в издании, в котором официально обнародован обжалованный нормативно-правовой акт, данных лишь об открытии административным судом производства по соответствующему административному делу и не определяется какое-либо доведение к сведению субъектов его применения (граждан, предприятий, учреждений, организаций, органов власти, которые не являются участниками судебного производства и обязаны исполнять нормативно-правовые требования) информации относительно состояния действия соответствующего нормативно-правового акта, хотя, согласно статье 117 этого Кодекса, допускается приостановление его действия.
Что же делать? Мы будем пользоваться нормативным актом, который уже давненько утратил силу по решению суда? Как мы можем узнать о данном решении суда?
Кроме того, развитие информационных отношений и резкий рост количества правовых актов, изданных разнообразными компетентными субъектами государственной власти и местного самоуправления на Украине, привели к тому, что большинство участников правоотношений относительно применения правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, в том числе суды, пользуются инкорпорированными текстами нормативно-правовых актов, размещенными в официальных электронных базах, а не в различных официальных печатных изданиях, в которых часто обнародуются лишь изменения в акты.
Но большинство юристов пользуются базой «ЛИГА», «НАУ» или сайтом Верховного Совета Украины, где размещена база нормативных актов, не так ли? Кто же сейчас будет вклеивать в кодексы и законы маленькие листочки с изменениями, как делали все раньше?!
Единый государственный реестр нормативных актов
Во исполнение требований части 3 статьи 117 Конституции Украины относительно необходимости государственной регистрации нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Президентом Украины 27 июня 1996 года издан Указ № 468/96 «О Едином государственном реестре нормативных актов», согласно пункту 4 которого функции по ведению Государственного реестра, разработке организационных мероприятий, созданию фонда нормативно-правовых актов и поддержанию его в контрольном состоянии, по предоставлению информации о них возложены на Министерство юстиции Украины.
Порядок ведения Единого государственного реестра нормативно-правовых актов и пользования им утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 23 апреля 2001 года № 376. Государственным реестром является автоматизированная система хранения, накопления и обработки актов законодательства. В Реестр включаются все действующие нормативно-правовые акты, опубликованные и неопубликованные, в том числе с ограничительными грифами, законы Украины, постановления Верховного Совета Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, решения и выводы Конституционного Суда Украины, зарегистрированные в Минюсте нормативно-правовые акты министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, Национального банка, а также международные договоры Украины; временные нормативно-правовые акты со сроком действия год и более и со сроком действия менее года в случае последующего их продления.
Юридические и физические лица, согласно Порядку ведения Единого государственного реестра нормативно-правовых актов и пользования им, получают копии эталонных текстов нормативно-правовых актов по информационному фонду Реестра на электронных или бумажных носителях путем обращения к администратору Реестра или непосредственного санкционированного доступа к информационному фонду Реестра, а Верховный Совет Украины, Кабинет Министров Украины, Секретариат Президента Украины, Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины, Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины, Генеральная прокуратура Украины, центральные органы исполнительной власти постоянно получают информацию из Реестра для обеспечения своей деятельности бесплатно.
Нужно ли вносить изменения в Кодекс?
Что же делать в такой ситуации с данной проблемой? Эти нормативные акты административный суд по действующему законодательству признает недействительными. Возможно, целесообразнее внести изменения в действующее законодательство, которые бы регулировали эти пробелы. К такому же мнению пришел и народный депутат Владимир Мойсик, предложив свой законопроект «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины» (относительно обязанности суда в случае приостановления действия нормативно-правового акта в порядке обеспечения иска направлять сведения об этом для внесения в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов Украины).
В проекте Закона от 13 апреля 2009 года № 4349 предлагаются изменения в статьи 117, 118, 171 Кодекса административного судопроизводства Украины относительно обязанности суда в случае принятия решений (постановлений, определений) о действии нормативно-правовых актов, рассмотрение дел касательно которых принадлежит к компетенции административных судов, в частности, относительно обеспечения административного иска приостановлением действия подзаконного нормативно-правового акта, отмены этой обеспечительной меры или ее изменения, о признании нормативно-правового акта незаконным или таким, который не отвечает правовому акту высшей юридической силы, и о признании его недействующим, направлять эти решения в органы Министерства юстиции Украины, которые осуществляют функцию государственной регистрации нормативно-правовых актов, для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов.
Кроме того, предлагается установить норму о том, чтобы в Едином государственном реестре нормативно-правовых актов обеспечивалось отображение информации о начале процедур судебного разбирательства относительно законности соответствующего нормативно-правового акта или его отдельных положений. Это должно способствовать предотвращению фактов предъявления однотипных судебных исков разными истцами относительно отмены одних и тех же нормативно-правовых актов на основаниях их несоответствия Конституции или законам Украины. Для этого на суд предлагается возложить обязанность присылать определения об открытии производства по таким делам также в органы юстиции Украины (новая редакция части 6 статьи 171 Кодекса административного судопроизводства Украины).
Но будет ли данная система уведомления эффективной, будет ли достигнут результат, на который направлен законопроект — покажет практика, если законопроект примут в данной редакции.
Какие именно изменения предлагаются?
Например, предлагается часть 3 статьи 117 дополнить новым абзацем вторым такого содержания:
«Если в порядке обеспечения административного иска принимается определение о приостановлении действия нормативно-правового акта, то суд обязан безотлагательно направить это определение в Министерство юстиции Украины или его органы на местах (в случае приостановления действия акта местных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов».
По действующей редакции пунктами 3—6 статьи 171 КАС Украины предусмотрено следующее:
3. В случае открытия производства по административному делу относительно обжалования нормативно-правового акта суд обязывает ответчика опубликовать объявление об этом в издании, в котором этот акт был или должен быть официально обнародован.
4. Объявление должно содержать требования истца относительно обжалованного акта, реквизиты нормативно-правового акта, дату, время и место судебного разбирательства административного дела.
5. Объявление должно быть опубликовано не позднее, чем за семь дней до судебного разбирательства.
6. Если объявление опубликовано своевременно, считается, что все заинтересованные лица надлежащим образом уведомлены о судебном разбирательстве дела. Жалобы на судебные решения по этому делу таких лиц, если они не принимали участия в деле, остаются без рассмотрения.
Попробуем представить пункты 4—6 в такой редакции:
«4. Объявление должно содержать требования истца относительно обжалованного акта, реквизиты нормативно-правового акта, дату, время и место судебного разбирательства административного дела.
Объявление должно быть опубликовано не позднее, чем за семь дней до судебного разбирательства.
5. Если объявление опубликовано своевременно, считается, что все заинтересованные лица надлежащим образом уведомлены о судебном разбирательстве дела. Жалобы на судебные решения по этому делу таких лиц, если они не принимали участия в деле, остаются без рассмотрения.
6. Копия определения об открытии производства по такому делу также безотлагательно присылается судом в органы Министерства юстиции Украины, которые осуществляют функцию государственной регистрации нормативно-правовых актов, для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов».
А часть 11 данной статьи дополнить новым предложением вторым такого содержания:
«Такое постановление также подлежит неотложному направлению судом в органы Министерства юстиции Украины, которые осуществляют функцию государственной регистрации нормативно-правовых актов, для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов».
Думаю, своевременное внесение изменений или даже уведомление, что такие дела рассматриваются судом, в электронных базах законодательства улучшат работу юристов и вообще работу с базой законодательства рядовых граждан.
КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — юрисконсульт, г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…