О нюансах проведения закупок лекарственных средств за государственные средства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №24 (599) » О нюансах проведения закупок лекарственных средств за государственные средства

О нюансах проведения закупок лекарственных средств за государственные средства

На спорные тендерные правоотношения, связанные с регулированием процедуры закупки лекарственных средств за государственные средства, распространяется действие Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», а не положения статьи 9 Закона Украины «О лекарственных средствах»

5 сентября 2008 года коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы кассационной жалобы открытого акционерного общества «Ф» (ОАО «Ф») на постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 24 июля 2008 года по делу по иску ОАО «Ф» к Министерству здравоохранения Украины — об отмене открытых торгов с уменьшением цены, установила следующее.

Истец обратился в Хозяйственный суд г. Киева с иском к Министерству здравоохранения Украины об отмене открытых торгов с уменьшением цены на закупку препаратов фармацевтических разных (комбинированной вакцины для профилактики коклюша (ацеллюлярной), дифтерии, столбняка, гемофильной инфекции и полиомиелита (инактивированной, монодозной) по объявлению о проведении № * в Информационном бюллетене Тендерной палаты Украины № 7 (131) от 18 февраля 2008 года.

Исковые требования мотивированы тем, что Министерством здравоохранения Украины при проведении процедуры торгов был нарушен установленный частью 3 статьи 19 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» срок подачи тендерных предложений, а также допущено нарушение требований указанного Закона, что ограничивает конкуренцию и приводит к дискриминации участников.

Решением Хозяйственного суда г. Киева от 19 мая 2008 года исковые требования удовлетворены полностью; отменены открытые торги с уменьшением цены на закупку препаратов фармацевтических разных (комбинированной вакцины для профилактики коклюша (ацеллюлярной), дифтерии, столбняка, гемофильной инфекции и полиомиелита (инактивированной, монодозной) по объявлению о проведении № * в Информационном бюллетене Тендерной палаты Украины № 7 (131) от 18 февраля 2008 года; взыскано с ответчика в пользу истца 85 грн государственной пошлины и 118 грн расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса.

Принятое местным судом решение об удовлетворении исковых требований мотивировано ссылкой на то, что ответчик не указал обоснованного основания и не предоставил доказательств для подтверждения сокращения срока подачи тендерных предложений; законодательно установлено, что государственный контроль за качеством медицинских иммунобиологических препаратов осуществляется Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в то время как ГП «Центр иммунобиологических препаратов» определено как учреждение, на которое возложены обязанности по государственной регистрации (перерегистрации) проверки, специализированной оценки материалов, документов на МИБП и образцов препарата приказом «Об утверждении изменений в Порядок проведения государственной регистрации (перерегистрации) медицинских иммунобиологических препаратов на Украине» от 21 февраля 2008 года, а тендерная документация была подписана и утверждена ответчиком 8 февраля 2008 года, то есть до принятия приказа Министерства здравоохранения Украины от 21 февраля 2008 года.

Постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда от 24 июля 2008 года по данному делу решение Хозяйственного суда г. Киева от 19 мая 2008 года отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО «Ф» к Министерству здравоохранения Украины об отмене открытых торгов с уменьшением цены.

Не соглашаясь с указанным постановлением, ОАО «Ф» обратилось в Высший хозяйственный суд Украины с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 24 июля 2008 года по данному делу.

ОАО «Ф» в кассационной жалобе ссылается на нарушение Киевским апелляционным хозяйственным судом норм материального права, а именно: части 3 статьи 19, части 5 статьи 21 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», статьи 9 Закона Украины «О лекарственных средствах» и норм процессуального права, в частности — статьи 43, 84 Хозяйственного процессуаль­ного кодекса Украины в части полноты и над­лежащей обоснованности и мотивированности постановления по делу.

Министерство здравоохранения Ук­раины подало отзыв на кассационную жалобу, в котором указало о безосновательности ее доводов, и просило кассационную жалобу оставить без удовлетворения, а постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 24 июля 2008 года — без изменений.

Проверив полноту установления преды­дущими судебными инстанциями обстоятельств дела и правильность применения ими норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, Высший хозяйственный суд Украины пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы с учетом следующего.

Согласно требованиям статьи 1117 ХПК Украины, пересматривая в кассационном порядке судебные решения, кассационная инстанция на основании установленных фактических обстоятельств дела проверяет применение судом первой или апелляционной инстанции норм материального и процессуального права; кассационная инстанция не имеет права устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении хозяйственного суда или отклонены им, решать вопрос о достоверности того или другого доказательства, о преимуществе одних доказательств над другими, собирать новые доказательства или дополнительно проверять доказательства.

Правовые и экономические основы осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств определены Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».

В соответствии с положениями этого Закона торги (тендер) — это осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов (тендера) согласно процедурам (кроме процедуры закупки у одного участника), установленным этим Законом.

Как установлено судами предыдущих инстанций:

— ОАО «Ф» выступило участником процедуры закупки, а именно: открытых торгов с уменьшением цены — препаратов фармацевтических разных (комбинированной вакцины для профилактики коклюша (ацеллюлярной), дифтерии, столбняка, гемофильной инфекции и полиомиелита (инактивированной, монодозной) по объявлению о проведении № * в Информационном бюллетене Тендерной палаты Украины № 7 (131) от 18 февраля 2008 года, которые проводило Министерство здравоохранения Украины;

— 8 февраля 2008 года исполняющим обязанности председателя постоянного тендерного комитета Министерства здравоохранения Украины была утверждена тендерная документация на закупку препаратов фармацевтических разных (комбинированной вакцины для профилактики коклюша (ацелюлярной), дифтерии, столбняка, гемофильной инфекции и полиомиелита (инактивированной, монодозной) по объявлению о проведении № * в Информационном бюллетене Тендерной палаты Украины № 7 (131) от 18 февраля 2008 года, размер платы за тендерную документацию 15 200 грн, размер тендерного обеспечения 3 602 184,50 грн, окончательный срок подачи тендерных предложений — 6 марта 2008 года до 12.00, раскрытие тендерных предложений — 6 марта 2008 года в 14.30;

— объявление о проведении данных торгов № * было размещено в специализированном печатном средстве массовой информации с общегосударственной сферой распространения, публикующем информацию исключительно по вопросам государственной закупки и имеющим название, которое относится непосредственно именно к сфере государственных закупок, № 7 (97) объявление № **; кроме того, объявление о проведении торгов было размещено в Информационном бюллетене Тендерной палаты Украины № 7 (131) от 18 февраля 2008 года № *.

Согласно части 3 статьи 19 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», срок подачи тендерных предложений должен составлять 30 календарных дней с момента опубликования объявления о проведении торгов в информационном бюллетене, издаваемом Тендерной палатой Украины, или отправления приглашения к участию в них; в отдельных случаях этот срок может быть сокращен до 15 календарных дней (до 10 календарных дней — в случае проведения процедуры торгов с ограниченным участием); причины сокращения срока излагаются в отчете; они не должны свидетельствовать о намерениях заказчика ослабить конкуренцию между участниками.

Киевским апелляционным хозяйственным судом установлено, что, согласно пункту 11 отчета о результатах проведения процедуры открытых торгов с уменьшением цены на закупку иммунобиологических препаратов от 20 марта 2008 года № ***, прилагаемого ответчиком к апелляционной жалобе, срок подачи тендерных предложений был сокращен в связи с необходимостью срочно обеспечить заведения и учреждения здравоохранения вакциной. Кроме того, такая срочность обеспечения вакциной медицинских учреждений была вызвана необходимостью соблюдения календаря профилактических прививок на Украине, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины от 3 февраля 2006 года № 48, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 2 июня 2006 года, № 665/12539.

Таким образом, ссылка жалобщика в своей кассационной жалобе на неправомерность сокращения срока подачи тендерных предложений участниками как на нарушение со стороны постоянного тендерного комитета Министерства здравоохранения Украины пункта 3 статьи 19 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» является безосновательной, поскольку согласно указанному пункту Закона срок подачи тендерных предложений может быть сокращен до 15 календарных дней, что и было сделано в рамках закона, с изложением причин сокращения в отчете о результатах осуществления открытых торгов.

Не может быть основанием для отмены обжалованного постановления апелляционного хозяйственного суда ссылка истца на то, что положения пункта 7.2 тендерной документации ответчика противоречат требованиям части 5 статьи 21 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», учитывая следующее.

Государственные закупки осуществляются на основе принципов максимальной экономии и эффективности, добросовестной конкуренции среди участников, открытости и прозрачности на всех стадиях государственных закупок, недискриминации участников, объективной и непредубежденной оценки тендерных предложений (статья 21 Закона).

Согласно статье 13 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», закупка может осуществляться путем процедур открытых торгов, торгов с ограниченным участием, двухступенчатых торгов, запроса ценовых предложений, закупки у одного участника, торгов с уменьшением цены.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона тендерное предложение — это предложение относительно определенного предмета закупки, которое готовится и подается участником заказчику согласно требованиям тендерной документации.

Частью первой статьи 21 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» определен перечень требований, которые должна содержать тендерная документация, в частности — перечень критериев, выдвигаемых тендерным комитетом с целью оценки соответствия участников установленным квалификационным требованиям; информацию о необходимости документального подтверждения соответствия участников установленным квалификационным требованиям; информацию о характере и необходимых технических и качественных характеристиках предмета закупки; другую информацию, которую заказчик считает необходимым включить в тендерную документацию.

Согласно пункту 5 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», тендерная документация не должна содержать требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников.

В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» тендерная документация утверждается тендерным комитетом заказчика до подачи объявления о запланированной закупке.

Как следует из материалов дела, тендерная документация Министерства здравоохранения Украины утверждена на заседании постоянного тендерного комитета МОЗ Украины (протокол № 1 от 8 февраля 2008 года).

Согласно статье 36 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», с целью защиты нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав и свобод в сфере закупок любой участник или другое лицо имеет право обжаловать решение, действия или бездеятельность заказчика заказчику или в Комиссии, или в суде согласно этому Закону.

Статьей 37 этого Закона предусмот­рено право участника процедуры закупки или другого лица обжаловать решение, действия или бездеятельность заказчика заказчику, или в Комиссии, или в суде согласно этому Закону; жалоба направляется или заказчику, или в Комиссию, а также в Тендерную палату Украины; поступление жалобы останавливает процедуру закупки на срок, не превышающий 20 рабочих дней; по результатам рассмотрения жалобы заказчик принимает решение, которое направляется жалобщику на протяжении трех рабочих дней со дня его принятия.

Истец не обращался с жалобами или предложениями по разъяснению тендерной документации, а потому коллегия судей считает, что апелляционным хозяйственным судом вполне обоснованно не взята во внимание ссылка истца на несоответствие тендерной документации требованиям Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» как основание для удовлетворения исковых требований.

Согласно части 2 статьи 2 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», условия осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств могут устанавливаться исключительно этим Законом.

В связи с этим на спорные тендерные правоотношения, связанные с регулированием ответчиком процедуры закупки лекарственных средств за государственные средства, распространяется действие Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», чем опровергаются ошибочные ссылки жалобщика в обоснование своих кассационных требований на статью 9 Закона Украины «О лекарственных средствах».

Таким образом, проверив в соответствии с частью 2 статьи 1115 Хозяйственного процессуального кодекса Украины юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления в постановлении апелляционного хозяйственного суда, коллегия судей пришла к выводу, что апелляционный хозяйственный суд в порядке статей 43, 99, 101 Хозяйственного процессуального кодекса Украины всесторонне, полно и объективно рассмотрел в судебном процессе все обстоятельства дела в их совокупности; исследовал представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства; надлежащим образом проанализировал процедуру проведенных торгов и действия заказчика во время их проведения; при этом суд учел положения статей 32, 33, 34, 43 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в связи с чем мотивированно отклонил необоснованные доводы истца, и с учетом указанных норм Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» сделал законный и обоснованный вывод об отсутствии нарушения со стороны заказчика принципов осуществления закупок за государственные средства.

С учетом данных обстоятельств принятое Киевским апелляционным хозяйственным судом постановление от­вечает положениям статьи 105 Хозяйственного процессуального кодекса Украины и требованиям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 29 декабря 1976 года № 11 «О судебном решении» с изменениями и дополне­ниями.

Руководствуясь статьями 1117, 1119, 11111 ХПК Украины, Высший хозяйственный суд Украины постановил:

— постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 24 июля 2008 года по делу № 32/157 оставить без изменений, а кассационную жалобу ­ОАО «Ф» — без удовлетворения.

(Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 3 июня 2008 года. Дело № 32/157. Председательствующий — Губенко Н.М. Судьи — Барицкая Т.Л., Подоляк О.А.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Уголодное дело

Законодательная практика

Новый или все-таки старый?

Упростить «упрощенку»

Комментарии и аналитика

Обобщая обобщение

Если судом акт признан незаконным

Неделя права

Суды могут обезглавить

Присягнули так присягнули!

Председатель без вариантов

Что было в Magisters?

Опцион — выход из тени

Документы IBA уже в Рунете

Новости законотворчества

Преодолено вето на закон о запрете игорного бизнеса на Украине

Принят Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции»

Теперь юрлицо можно привлечь к ответственности за совершение коррупционных правонарушений

Новости из зала суда

Суд признал информацию о состоянии «Турбоатома» недостоверной

Суд подтвердил законность увольнения с должности гендиректора ЗТМК

Предоставление охотничьих угодий под Севастополем правомерно

Блокирование парламентских выборов признано незаконным

Новости из-за рубежа

Увольнение судьи Людмилы Майковой законно

Юрий Антонов отсудил у телеканала 25 тыс. рублей

Антипиратский закон во Франции неконституционен

Новости профессии

ВСЮ: требования о несовместительстве не нарушены

Конституционный Суд Украины определил срок полномочий депутатов местных советов

Судебные эксперты получили собственный профпраздник

Украина приняла участие в заседании Венецианской комиссии

Новости юридических фирм

Партнеры ЮФ «Салком» участвовали в конференции «Земельные отношения: правовое регулирование и судебная практика»

ЮФ Arzinger — участник выставки Real Vienna 2009

Юрист АК «Коннов и Созановский» участвовал в конференции «Строительная реформа 2009»

Новости юридического мира

Freshfields Bruckhaus Deringer активизирует работу Олимпийской группы

В Гарвардской школе права новый декан

Социальная ответственность бизнеса

В Chadbourne & Parkе нашли замену юристам, перешедшим в Dechert

Реестр событий

Старинный Львов встречал юристов

Киев — Одесса: кубок переезжает

Служебная лестница

Назначения

Слушается в суде

Судебная палата по административным делам Верховного Суда Украины рассмотрит по исключительным обстоятельствам следующие дела

Судебная практика

За оценочные суждения не судят

Умеренное абсолютное качество

Судебные дела недели

КГГА выиграла дело

ООО «Поротон» отстояло свои интересы в суде

Судебные решения

О нюансах проведения закупок лекарственных средств за государственные средства

Тема номера

Суррогатная мама для иностранца

Частная практика

Менеджеры от юриспруденции

Полнейшая ответственность

Юридический форум

Премиальный фон

Інші новини

PRAVO.UA