В условиях финансово-экономического кризиса стабильность налоговой системы является одним из важных факторов сохранения и поддержки отечественного бизнеса, а особенно малого предпринимательства, которое, как известно, имеет возможность пользоваться льготным режимом налогообложения. Правда, в последнее время единый налог трактуют слишком узко, обосновывая необходимость уплаты «единоналожниками» и других обязательных платежей. Вспомним хотя бы злободневную обязанность уплачивать, кроме единого налога, также и взносы в Пенсионный фонд.
Попытки оградить «единоналожников» от недружественных инициатив воплотились в законопроекте «Об особенностях применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в период выхода экономики Украины из состояния финансового кризиса», внесенном на рассмотрение парламента народными депутатами Украины Ириной Акимовой и Юлией Новиковой.
В законопроекте предлагается до выхода экономики Украины из состояния финансового кризиса (факт окончания кризиса должен определиться решением Верховного Совета Украины по представлению Кабинета Министров Украины) запретить: увеличение ставок единого налога, определенных в соответствии с Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»; ограничение перечня субъектов малого предпринимательства, на которых распространяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; установление обязанности уплаты субъектами малого предпринимательства, которые платят единый налог, других налогов и сборов (обязательных платежей); изменение механизма взимания единого налога. Кроме того, предлагается в этот же период не распространять обязанность уплаты страховых взносов в порядке, определенном Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», на физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, которые избрали упрощенную систему налогообложения.
Безусловно, предоставление дополнительных гарантий субъектам малого предпринимательства и защита их от «динамичности» фискального законодательства, необходимы. Но вряд ли этого удастся достичь, приняв анализируемый законопроект. Так, практика установления мораториев на изменения налогового законодательства свидетельствует о неэффективности подобной меры. Вспомним хотя бы запрет в течение 5 лет изменять регулирование налогообложения налогом на добавленную стоимость — внесено более 20 изменений.
Специалисты Главного научно-экспертного управления парламента также обращают внимание на некорректность нормы, предоставляющей освобождение от уплаты платежей на общеобязательное пенсионное страхование. Это предложение не согласовывается с требованиями части 6 статьи 18 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которая предусматривает, что в законодательстве не могут устанавливаться льготы по начислению и уплате страховых взносов или освобождению от их уплаты. То есть реализация подобного предложения в случае его принятия приведет к незачислению периодов, за которые не уплачены страховые взносы, в страховой стаж для назначения пенсии. Вряд ли это в интересах плательщиков единого налога.
Представляется, что более действенным способом защиты интересов «единоналожников» может стать разработка специального закона, который сменит упомянутый Указ Президента и урегулирует все спорные вопросы упрощенного налогообложения.
К слову, у Кабинета Министров есть свои предложения относительно законодательного урегулирования упрощенного налогообложения. Правда, носят они более «технический» характер. КМУ предлагает парламенту урегулировать вопросы упрощенного налогообложения коммунальных предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги в сельской местности. Замечания к этому законопроекту также «технические». В частности, парламент не имеет полномочий корректировать указы главы государства. Намного эффективней и, главное — полностью в рамках действующего правового поля может стать принятие специального закона об упрощенном налогообложении, тем более что количество спорных вопросов приближается к критической отметке.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…