Сроки подачи требований кредиторов (государственных органов) к должнику — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №5 (371) » Сроки подачи требований кредиторов (государственных органов) к должнику

Сроки подачи требований кредиторов (государственных органов) к должнику

14 сентября 2004 года Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Днипроэнерго» на постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 5 мая 2004 года по делу по заявлению закрытого акционерного общества «Барии» к открытому акционерному обществу «Днипроэнерго» о банкротстве, установила следующее.

12 декабря 2001 года по заявлению ЗАО «Барии» возбуждено дело № 515/466 о банкротстве Должника, а определением Хозяйственного суда Запорожской области от 26 августа 2003 года в указанном деле признаны имущественные требования Государственного комитета Украины по государственному материальному резерву (Госкомрезерв) в сумме 571 268 613,73 грн.

В июле 2002 года Госкомрезерв обратился в хозяйственный суд с заявлением о признании кредитором с денежными требованиями к должнику в сумме 1 951 855 752,26 грн в связи с невозвращением товарно-материальных ценностей по договорам и их самовольным использованием.

ОАО «Днипроэнерго» против заявленных кредитором требований в деле о банкротстве возражало, поскольку, согласно постановлению Кабинета Министров Украины (КМУ) № 2045 от 28 декабря 2002 года, возврат долга Госкомрезерву продлен до 1 января 2023 года.

Постановлением Запорожского апелляционного хозяйственного суда от 28 января 2004 года определение от 26 августа 2003 года изменено и требования Госкомрезерва отклонены в полном объеме на том основании, что Госкомрезерв не может быть признан кредитором потому, что срок расчетов между должником и кредитором не наступил.

Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 5 мая 2004 года постановление апелляционного суда отменено, а определение хозяйственного суда от 26 августа 2003 года оставлено без изменений. Кассационный суд обосновал свое постановление частью 15 статьи 11 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон), которой предусмотрено, что в случае опубликования объявления о возбуждении дела о банкротстве в официальном печатном органе все кредиторы, независимо от наступ­ления срока выполнения обязательств, имеют право подавать заявления с денежными требованиями к должнику в соответствии со статьей 14 Закона.

10 июня 2004 года Верховным Судом Украины по кассационной жалобе ­ОАО «Днипроэнерго» открыто кассационное производство по пересмотру постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 5 мая 2004 года. Жалоба мотивируется неправильным применением норм материального права.

Выслушав судью-докладчика, представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив материалы дела, Судебная палата считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Отменяя постановление апелляционного суда, Высший хозяйственный суд Украины обосновал свое постановление тем, что хозяйственный суд, в соответствии со статьями 1, 4 Закона, правильно определил состав и размер денежных требований Госкомрезерва.

Тем не менее с такими выводами нельзя согласиться по следующим причинам.

Статьей 1 Положения «О Государственном комитете Украины по государствен­ному материальному резерву», утвержденного Указом Президента Украины № 996/2001 от 20 октября 2001 года, Госкомрезерв является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется КМУ.

Госкомрезерв Украины вносит в установленном порядке предложения относительно выработки государственной политики и обеспечивает ее реализацию в сфере формирования, размещения, хранения, использования и пополнения запасов государственного материального резерва.

В своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и КМУ, а также этим положением.

Согласно статьям 1,4 Закона Украины «О Государственном материальном резерве», государственный резерв является особым государственным запасом материальных ценностей, предназначенных для использования в целях и порядке, предусмотренных этим Законом, который создает КМУ.

Размещение запасов материальных ценностей государственного резерва на промышленных, сельскохозяйственных поставочно-сбытовых и других предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона, осуществляется на договорных началах.

Судами на основании актов взаимо­сверки задолженности ОАО «Днипро­энерго» перед Госкомрезервом Украины установлено, что товарно-материальные ценности из Государственного материального резерва должнику отпускались во ­исполнение постановлений КМУ № 1138 от 16 октября 1997 года, № 73от 23 января 1998 года и распоряжений КМУ № 631 от 3 августа 1998 года, № 812 от 9 октября 1998 года; № 1938 от 10 ­декабря 1998 года в связи с критической ситуацией с обеспечением тепловых электростанций органическим топливом на договорных началах в порядке одалживания.

Согласно статье 2 Закона Украины «О Государственном материальном резерве», в редакции от 24 января 1997 года, действующей во время рассмотрения дела, одалживание материальных ценностей из государственного резерва — это отпуск материальных ценностей из государственного резерва на договорных началах с последующим возвратом в государственный резерв того же количества аналогичных материальных ценностей.

Кредиторами, согласно статье 1 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», являются юридические или физический лица, имеющие в установленном порядке подтвержденные документами требования относительно денежных обязательств должника, которые возникли до открытия производства по делу о банкротстве или после.

В соответствии с пунктом 15 статьи 11 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» после опубликования объявления о возбуждении дела о банкротстве в официальном печатном органе все кредиторы, независимо от наступ­ления срока выполнения обязательств, имеют право подавать заявления с денежными требованиями к должнику согласно статье 14 этого Закона.

Поскольку использование топлива государственного материального резерва должником осуществлялось на основании соответствующих постановлений КМУ на условиях и в порядке одалживания, то, согласно условиям, Госкомрезерв не имеет к должнику денежных требований, а имеет право требовать возвращения в государственный резерв органического топлива в срок до 1 января 2023 года, установленный постановлением КМУ № 2045 от 28 декабря 2002 года, а его заявление о признании кредитором с денежными требованиями к должнику в этой части безосновательно.

Что касается требований, связанных с самовольным использованием материального резерва, то судам надо было проверить обоснованность доводов заявителя, выяснить наличие денежных требований при самовольном использовании резервов и в зависимости от установленного вынести решение согласно закону.

При таких обстоятельствах вынесенные судебные решения подлежат отмене направлением дела на новое судебное рассмотрение.

Руководствуясь статьями 111, 11117, 11118, 11119, 11120 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Судебная палата постановила:

кассационную жалобу ОАО «Днипро­энерго» удовлетворить;

постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 5 мая 2004 года, постановление Запорожского апелляционного хозяйственного суда от 28 января 2004 года, определение Хозяйственного суда Запорожской области от 26 августа 2003 года отменить;

дело направить на новое рассмотрение в Хозяйственный суд Запорожской области.

Постановление окончательное и обжалованию не подлежит.

(Постановление Верховного Суда Украины от 14 сентября 2004 года. Дело № 5/5/466. Председательствующий — Шицкий И.Б., судьи: Гуль В.С., Карпечкин П.Ф., Колесник П.И., Лилак Д.Д., Новикова Т.О., Черногуз Ф.Ф.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Админсудам быть!?

Деловая практика

Суперфиций: за и против…

Законодательная практика

Гласность судебного процесса

Комментарии и аналитика

Сертифицированный товарный склад

Неделя права

ВККА: жалоб все больше

«Тяга к земле» властьпридержащих оспаривается в суде

А напоследок я решу...

Минюст подвел итоги года

Нотариальная практика

Налоговые тяготы отечественного нотариата

Долгожданное разъяснение нотариусам

Реестр событий

Добиваемся справедливой приватизации!

Украинские нотариусы не желают быть налоговыми агентами

У новой комиссии кадровые проблемы

Наш «Руслан» снова в небе...

Судебная практика

Банкротство без участия должника

Назначение арбитражного управляющего

Судебные решения

Последствия подачи заявления о приобщении к делу о банкротстве

Признание сделки недействительной может быть предметом рассмотрения в деле о банкротстве

Сроки подачи требований кредиторов (государственных органов) к должнику

Тема номера

Как правильно списать задолженность

Роль комитета кредиторов

Частная практика

Юридическое партнерство

Юридический форум

Сквозь тернии к информации

Система оплаты услуг судьи

Інші новини

PRAVO.UA