В век информационных технологий большинство из нас ищет необходимые сведения в первую очередь в Интернете, в том числе о компаниях, их деятельности, товарах и услугах. Поэтому использование в глобальной сети торговых марок имеет стратегическое значение для многих компаний.
В то же время это весьма полезное информационное пространство предоставляет возможности и для недобросовестных действий. Проблем, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, в сети хватает. В этой статье мы остановимся только на отдельных из них.
Одним из злободневных вопросов по-прежнему остается недобросовестная регистрация доменных имен с использованием чужих обозначений. Право на обозначение (торговую марку, коммерческое наименование) может стать основанием для того, чтобы бороться с недобросовестным регистрантом доменного имени, но при этом следует помнить об особенностях правового регулирования таких объектов.
К примеру, владелец свидетельства на знак для товаров и услуг (или международной регистрации) имеет право запрещать использование знака в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве на знак, либо однородных с ними, если использование знака для таких товаров (услуг) может ввести потребителя в заблуждение. Так, согласно статье 20 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (Закон), нарушением прав владельца свидетельства считается также использование без его согласия в доменных именах знаков и обозначений, указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Закона, а именно:
— зарегистрированного знака в отношении приведенных в свидетельстве товаров и услуг;
— зарегистрированного знака в отношении товаров и услуг, однородных с приведенными в свидетельстве, если вследствие такого использования можно ввести в заблуждение относительно лица, производящего товары или предоставляющего услуги;
— обозначения, схожего с зарегистрированным знаком, в отношении приведенных в свидетельстве товаров и услуг, если вследствие такого использования эти обозначение и знак можно спутать;
— обозначения, схожего с зарегистрированным знаком, в отношении товаров и услуг, однородных с приведенными в свидетельстве, если вследствие такого использования можно ввести в заблуждение относительно лица, производящего товары или предоставляющего услуги, либо эти обозначения и знак можно спутать.
В случае если доменное имя используется для обозначения веб-сайта, через который, к примеру, продаются либо рекламируются соответствующие товары или услуги, для которых зарегистрирована торговая марка, можно достаточно смело говорить о неправомерном использовании торговой марки. При этом указанная выше норма статьи 20 Закона позволяет обращаться в украинский суд с иском о нарушении имущественных прав интеллектуальной собственности на торговую марку и требовать прекращения нарушения.
Но на практике бывают и несколько иные случаи. К примеру, если при введении доменного имени происходит автоматическая переадресация на веб-сайт, расположенный по другому адресу (доменному имени). И как раз этот веб-сайт касается товаров (услуг), на которые распространяется правовая охрана торговой марки в соответствии со свидетельством Украины либо международной регистрацией. Вопрос в том, происходит ли в таком случае использование торговой марки в отношении товаров (услуг), для которых она зарегистрирована?
Согласно статье 16 вышеуказанного Закона, использованием знака признается:
— нанесение его на какой-либо товар, для которого знак зарегистрирован, упаковку, в которой содержится такой товар, связанную с ним вывеску, этикетку, нашивку, бирку или иной прикрепленный к товару предмет, хранение такого товара с указанным нанесением знака с целью предложения к продаже, предложение его к продаже, продажа, импорт (ввоз) и экспорт (вывоз);
— применение его во время предложения и предоставления какой-либо услуги, для которой знак зарегистрирован;
— применение его в деловой документации или в рекламе и в сети Интернет.
С одной стороны, на веб-сайт, расположенный по второму адресу, потребитель может попасть именно путем введения в адресную строку браузера первого доменного имени (содержащего торговую марку). То есть можно ставить вопрос о том, что знак используется в сети Интернет, к тому же еще и при предложении услуги или товара к продаже. Хотя товары либо услуги, на которые распространяется охрана торговой марки, предлагаются на веб-сайте, при открытии которого адресная строка показывает совершенно другое доменное имя.
Частным случаем можно считать хорошо известную торговую марку, правовая охрана которой может распространяться на более широкий круг товаров и услуг, как это предусмотрено статьей 25 Закона. Но и в этом случае необходимо доказывать, что использование такой торговой марки иным лицом для товаров (услуг), неоднородных с теми, в отношении которых торговая марка признана хорошо известной, будет указывать на связь между ними и владельцем хорошо известной торговой марки. И интересам последнего, вероятно, таким использованием будет нанесен ущерб.
Еще сложнее действовать в ситуации, когда нет ни веб-сайта, ни переадресации, то есть доменное имя фактически не используется.
Основанием для обращения в связи с использованием в доменном имени чужого обозначения может стать и нарушение прав на коммерческое наименование. Согласно статье 489 Гражданского кодекса Украины (ГК), правовая охрана предоставляется коммерческому наименованию, если оно позволяет отличить одно лицо от других и не вводит потребителей в заблуждение относительно настоящей его деятельности. Право интеллектуальной собственности на коммерческое наименование возникает с момента первого использования коммерческого наименования и охраняется без обязательной подачи заявки на него или его регистрации. В настоящее время все еще полностью не разрешен вопрос о том, что является коммерческим наименованием, а что — нет.
На практике чаще всего в качестве коммерческого наименования рассматривают наименование юридического лица. Причем при рассмотрении споров, как правило, во внимание принимается именно отличительная часть такого наименования. Этот вопрос достаточно объемный и выходит за рамки данной статьи. Мы затронули его, чтобы показать, что законодательство недостаточно четко регулирует вопросы коммерческого наименования и это может вызвать определенные трудности в процессе защиты прав на данный объект.
Важно также отметить, что в соответствии с ГК несколько лиц могут иметь одинаковые коммерческие наименования, если это не вводит потребителей в заблуждение в отношении производимых или реализуемых ими товаров и предоставляемых услугах. То есть, как и в случае с торговыми марками, правовая охрана коммерческого наименования связывается с определенными видами деятельности. Соответственно, чтобы доказать нарушение права на коммерческое наименование, в том числе и с целью прекратить делегирование доменного имени, необходимо доказать, что деятельность другой стороны может ввести потребителей в заблуждение.
Альтернативным способом разрешения подобных споров может стать обращение в организации, уполномоченные урегулировать споры по доменным именам. На данный момент функционирует несколько таких организаций:
— Азиатский центр разрешения споров о доменных именах (Asian Domain Name Dispute Resolution Centre (ADNDRC)) с офисами в Пекине, Гонконге и Сеуле;
— Национальный арбитражный форум (The National Arbitration Forum (NAF));
— Центр ВОИС по арбитражу и медиации (WIPO Arbitration and Mediation Center);
— Чешский арбитражный суд (The Czech Arbitration Court (CAC)).
Данные организации в своей деятельности руководствуются Едиными правилами рассмотрения споров о доменных именах (Правила), утвержденными Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN), а также своими собственными правилами. К подлежащим рассмотрению спорам Правила относят заявления, поданные на следующих основаниях:
— доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания, на которое заявитель имеет права;
— у регистранта нет прав или законных интересов в отношении доменного имени;
— доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно.
Обязанность доказать наличие каждого из названных трех элементов возлагается на заявителя.
Доказательствами недобросовестной регистрации в понимании Правил являются:
1) обстоятельства, указывающие на то, что доменное имя зарегистрировано или приобретено главным образом с целью продажи, сдачи в аренду или передачи иным образом регистрации доменного имени заявителю, который является владельцем товарного знака или знака обслуживания, за деньги или иные ценности, превышающие ваши подтвержденные расходы, прямо относящиеся к доменному имени;
2) регистрация доменного имени с целью помешать владельцу товарного знака или знака обслуживания отразить знак в соответствующем доменном имени при условии, что регистрант следовал такой модели поведения;
3) регистрация доменного имени главным образом с целью помешать деятельности конкурента;
4) использование доменного имени регистрантом с намерением привлечь с коммерческой целью пользователей Интернет к своему веб-сайту или иному адресу онлайн, создавая возможность того, что принадлежащий заявителю знак будет воспринят как имеющий отношение к источнику существования, финансирования, организационной принадлежности или одобрению его сайта, или онлайн-адреса, или продукции, или услуги, предоставляемой через веб-сайт или адрес регистранта.
В завершение следует сказать, что решения указанных выше организаций не являются окончательными и могут быть оспорены в судебном порядке.
СЕМЕНИЙ Юлия — партнер, адвокат адвокатской конторы «Коннов и Созановский», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…