Без серьезной реформы дивиденты на Украине пока платить невыгодно — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (242) » Без серьезной реформы дивиденты на Украине пока платить невыгодно

Без серьезной реформы дивиденты на Украине пока платить невыгодно

При слове «дивиденды» большинство украинских граждан сладко представляет себе N-ную сумму денег, которую можно получить, не прилагая к тому больших усилий. Для экономиста дивиденды — это очередная экономическая категория, занимающая свое место в механизме перераспределения ВВП. Для юриста же слово «дивиденды» имеет свой особенный смысл. С дивидентами возникает целый ряд сложных и потому интересных вопросов, в том числе о порядке их начисления, выплаты и налогообложения.

КАЖДЫЙ ИГРАЕТ НА СВОЙ ЛАД

Вопросы появляются с самого начала. Спросим: что такое дивиденды? Определение термину дивиденды дается в налоговом законодательстве. Согласно закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» № 334/94-ВР, под дивидендами понимается платеж, который осуществляется юридическим лицом в пользу собственников (их доверенных лиц) корпоративных прав или инвестиционных сертификатов, эмитированных таким юридическим лицом, в связи с распределением части его прибыли. К дивидендам не относятся выплаты юридического лица, связанные с выкупом акций, частей (паев), ранее эмитированных таким юридическим лицом. Однако это — налоговое понимание сути дивидентов, введенное с целью упрощения налогообложения прибыли субъектов хозяйствования.

Если «покопаться» в законодательстве, то можно найти еще парочку определений термина дивиденды. Так, в приказе Министерства Финансов «Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета» от 29 ноября 1999 года № 290 дивидены понимаются иначе — как часть чистой прибыли, распределенная между участниками (собственниками) соответственно части их участия в собственном капитале предприятия.

Как видим, каждый из вышеупомянутых актов применяет термин «дивиденды» в удобном ему контексте. В законе «О налообложении прибыли предприятий» — для налоговых целей, а в приказе Минфина — для упрощения бухгалтерского учета.

Парадокс, но в Законе «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 года, всецело определяющем «жизнь и смерть» хозяйственных обществ, непосредственно не содержится определение столь важного термина как «дивиденды». К определению слова «дивиденды» мы можем прийти, несколько «переиначив» статью 10 Закона «О хозяйственных обществах». Дивиденды, согласно этой статье, — часть прибыли, распределенная пропорционально взносу в уставный фонд общества каждого из участников.

КОГДА ХОЧУ — ТОГДА ВЫПЛАЧИВАЮ

Правовую регламентацию дивидентов нельзя признать удовлетворительной. Нет, речь, конечно, не идет о том, чтобы принять отдельный закон «О дивидентах», но основные положения о них, конечно же, стоит закрепить на уровне Закона «О хозяйственных обществах».

Среди имеративных норм о выплате дивидентов — статья 37 Закона «О хозяйственных обществах». Согласно этой статье, акционерные общества имеют право выплачивать дивиденды один раз в год по результатам календарного года. Для других хозяйственных обществ срок выплаты дивидендов не ограничен в принципе. Право на получение части прибыли (дивидендов) имеют лица, которые были участниками общества на начало срока выплаты дивидендов. Основанием для начисления и выплаты дивидендов является решение общего собрания акционеров (учредителей).

Еще один интересный момент: имеем ли мы право, поднимая вопрос о дивидендах, говорить только о хозяйственных обществах? Комитет Верховного Совета Украины по вопросам финансов и банковской деятельности в своем письме от 9 декабря 1999 года № 06-10/847 признал право на начисление и выплату дивидендов не только у хозяйственных обществ, но и у частных предприятий, основанных на собственности физического лица (при наличии должным образом оформленных уставных документов).

Закон «О хозяйственных обществах» не выдвигает требования относительно размера уставного фонда предприятий, не определяет порядок начисления и выплаты дивидендов. Однако, исходя из норм этого закона, собственник или уполномоченный им орган имеет право на распределение и получение чистой прибыли. Поэтому все необходимо определять самостоятельно в уставных документах хозяйственных обществ. Таким локальным документом может быть Положение о порядке начисления и выплаты дивидендов, утвержденное высшим органом хозяйственного общества.

«НАЛОГОВЫЕ» ДИВИДЕНДЫ

Довольно непростая ситуация с налогообложением дивидендов. Тем более, что в этом деле налоговая служба, как говориться, «собаку съела». Если посмотреть на подзаконные и разъяснительные акты, посвященные налогообложению дививдендов, то у налоговой службы их больше, чем у всех остальных государственных органов вместе взятых. При этом, как понимает читатель, эти акты имеют значительный уклон в сторону уплаты налогов.

Основной документ, касающийся налогообложения дивидендов, конечно же, — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон № 283/97). Согласно этому закону, налог на дивиденды является составляющей налога на прибыль. Непосредственно же порядок налогообложения дивидендов регулируется пунктом 7.8 статьи 7 Закона № 283/97-ВР. В случае принятия решения относительно выплаты дивидендов эмитент корпоративных прав, на которые насчитываются дивиденды, осуществляет указанные выплаты собственнику таких корпоративных прав пропорционально части его в уставном фонде предприятия-эмитента независимо от того, была ли деятельность последнего прибыльной в течение отчетного периода при наличии других собственных источников для выплаты дивидендов. Именно в отношении этих вот «других» собственных источников выплаты дивидендов у налогоплательщиков и возникают вопросы. Точного определения «собственным источникам» Закон «О налогообложении прибыли предприятий» не дает. Некоторые специалисты не рекомендуют относить к собственным средствам на выплату дивидендов средства уставного фонда, доходы будущих периодов и резервы предстоящих платежей (так как фактически эти суммы являются задолженностью), резервного (страхового) фонда (он предназначен для покрытия убытков).

Не всех также устраивает ставка налогообложения дивидендов. Согласно Закону № 283/97-ВР, плательщик налога, выплачивающий дивиденды своим акционерам (собственникам), обязан начислить и удержать налог на дивиденды в размере 30% начисленной суммы за счет таких выплат независимо от того, является ли эмитент плательщиком налога на прибыль или нет. По такой же ставке налог должны уплатить даже те, кто является плательщиком единого налога.

ВЫХОД ИЗ «ТЕНИ»

По большому счету, дивидентная политика в нашем государстве пущена «на самотек». В начале 90-х годов, когда законодательство только развивалось, проблему дивидендов оставили «на потом». Однако вплоть до сегодняшнего дня у государства нет времени взяться за проблему урегулирования начисления, выплаты и налогообложения дивидендов. При чем, последнее особенно важно, поскольку держит в «тени» много предприятий, предпочитающих уплате 30% налога показывать убыток и не выплачивать на легальных основаниях причитающиеся третим лицам дивиденды.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Верховный» взгляд на судебную реформу

Временно отстранен прокурор донецкой области

Деловая практика

Легализация иностранных документов под вопросом

Правовая реформа должна начинаться с политической

Информация — страшная сила!

Законодательная практика

Зачем депутатам 31 помощник?

Без серьезной реформы дивиденты на Украине пока платить невыгодно

Зарубежная практика

Шпион будет сидеть

ОOH одобрила дополнения к Конвенции по предотвращению пыток

Церковная десятина

Тайны, покрытые мраком

Антитерроризм без границ

«Коммерсантъ» отстоял свое имя в Интернете

IBM покупает Pricewaterhousecoopers Consulting

Без права на правосудие

Новости профессии

Предпринимательство под опекой государства

Президент утвердил Таможенный Кодекс

Юридическая сторона авиакатастрофы во Львове

Админреформа Украины на сессии комитета ООН

Госинформация станет доступнее

У местных депутатов — новый закон

За нарушение присяги уволены судьи

Первая полоса

Меньше обещаний и политики в дивидентной политике!

Прецеденты

Признание права на справедливый суд и мирное владение имуществом

Судебная практика

Украина признана виновной

Наталья Витренко против ЦИК

Тема номера

Залог прав приходит на смену залогу имущества

Четыре сути одного залога

Реализация предмета залога

Юридический форум

И все-таки — лед тронулся, господа присяжные засидатели!

Чем увлекаются юристы?

Інші новини

PRAVO.UA