Информация — действительно страшная сила, особенно тогда, когда для достижения определенного результата неправомерно используется ложная или конфиденциальная информация. Проблемы защиты информации уже давно пытаются решить как на законодательном, так и на локальном уровне. Тем не менее, с развитием разнообразных общественных отношений, урегулировать вопросы, связанные с обращением и использованием информации, становится все сложнее.
В постсоветском пространстве в течение последних нескольких лет, параллельно с развитием корпоративных отношений, активными темпами стал развиваться рынок ценных бумаг. Особенно ярко это развитие видно на примере России, чьи предприятия уже покоряют фондовые рынки Нью-Йорка и Лондона. Однако, активность при торговле ценными бумагами выявила целый ряд нарушений в этой сфере отношений, и, прежде всего, — существенные законодательные пробелы в регулировании использования и распространения информации в процессе реализации ценных бумаг. Именно поэтому в Российской Федерации, уже около двух лет назад, был разработан законопроект «Об инсайдерской информации». Однако, несмотря на все вышесказанное, о целесообразности принятия подобного закона специалисты спорят по сей день.
РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ
Целью закона «Об инсайдерской информации» является обеспечение установленного порядка функционирования и ценообразования на рынке ценных бумаг, защита прав и законных интересов лиц, совершающих сделки с ценными бумагами, а также — контроль над деятельностью инсайдеров на рынке ценных бумаг. Законопроект устанавливает ограничения на распоряжение и использование инсайдерской информации. Так, инсайдерам запрещено: 1) совершать сделки с ценными бумагами с использованием инсайдерской информации в своих интересах или в интересах третьих лиц; 2) передавать третьим лицам инсайдерскую информацию или основанную на ней информацию; 3) давать третьим лицам рекомендации о совершении сделок с ценными бумагами, основанные на инсайдерской информации.
Законопроект устанавливает специальные требования к раскрытию инсайдерской информации. Прежде всего, инсайдеры обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг о совершаемых ими сделках с ценными бумагами, а также опубликовывать информацию о таких сделках не позже, чем через пять дней с момента их совершения. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, которому стала известна инсайдерская информация, в течение пяти дней обязан раскрыть эту информацию (при условии, что она не относится к конфиденциальной). Более того, эмитент обязан в течение пяти дней раскрыть информацию, касающуюся сферы его деятельности и не являющуюся общедоступной, если эта информация, в связи с последствиями имущественного или финансового положения эмитента, способна оказать существенное влияние на рыночную стоимость ценных бумаг. В тоже время, эмитент может быть освобожден от обязанности раскрытия такой информации, если ее раскрытие может нанести ему ущерб.
Контроль над соблюдением требований закона возлагается на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Для выявления сделок с использованием инсайдерской информации ФКЦБ имеет право создавать системы мониторинга организаторов торговли на рынке ценных бумаг, проводить инсайдерские расследования, запрашивать и получать необходимую информацию. В соответствии с проектом, контроль над деятельностью сотрудников профессионального участника рынка ценных бумаг осуществляется службой внутреннего контроля. Данная служба проверяет соблюдение указанными сотрудниками служебных инструкций и специальных требований, установленных законом «Об инсайдерской информации», а также иного законодательства, регулирующего их деятельность и обеспечивающего предотвращение возникновения конфликта интересов сотрудников и соблюдения режима нераспространения конфиденциальной информации, а также законность совершаемых с их участием операций. ФКЦБ предоставляются полномочия по наложению штрафов за нарушение ограничений, установленных законопроектом.
Следует отметить, что именно эти положения законопроекта вызвали наибольшие споры. По мнению некоторых экспертов, предоставление ФКЦБ права принимать решение о соответствии или не соответствии действий и сделок граждан и юридических лиц законодательству и налагать на них штрафы, фактически является вторжением в сферу деятельности судебных органов. Серьезные опасения вызывает и наделение ФКЦБ такими, не свойственными ей, полномочиями, как право осуществлять контроль над срочными сделками и право создавать автоматизированные системы наблюдения за состоянием рынка для выявления сделок с использованием инсайдерской информации.
Несмотря на то, что при разработке данного законопроекта принимали участие эксперты немецкого Общества технического содействия, законопроект все-таки не лишен концептуальных и юридико-технических недостатков. Многие специалисты склоняются даже к тому, что более целесообразно внести соответствующие изменения в Закон «О ценных бумагах», нежели принимать специальный закон.
Так или иначе, необходимость наведения порядка в финансовой сфере назрела уже давно, и не только в России, но и в нашем государстве. Ведь именно несовершенное информационное пространство на рынке ценных бумаг является главной причиной медленного развития отечественного фондового рынка и его непривлекательности для иностранных инвесторов.
О ЧЕМ РЕЧЬ
ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ — любая информация об эмиссионных ценных бумагах и сделках с ними, а также об эмитенте этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, не известная третьим лицам, раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную цену этих ценных бумаг (законопроект «Об инсайдерской информации»).
ИНСАЙДЕР — лицо, имеющее доступ к инсайдерской информации в силу участия в уставном (складочном, паевом) капитале (фонде) эмитента или его аффилированного лица, членства в органах управления эмитента или его аффилированного лица, заключенного с эмитентом или его аффилированным лицом трудового договора или гражданско-правового договора, предоставленных ему полномочий как должностному лицу органа государственной власти, государственного учреждения или органа местного самоуправления (законопроект «Об инсайдерской информации»).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…