В правовом поле иногда приходится рубить сплеча |
Конституционные изменения, принятые в 2004 году, сейчас рассматриваются как «политическая контрреформа», которая повлекла за собой разбалансирование системы государственной власти и привела к нынешней нестабильности в государстве. Выступая в парламенте 31 марта 2009 года с ежегодным обращением о внутреннем и внешнем положении Украины, Президент Украины Виктор Ющенко представил проект обновленной Конституции Украины. Данный документ, по задумке разработчиков, должен устранить большинство из существующих противоречий в работе государственного механизма (создать необходимые условия для эффективного функционирования смешанной формы государственного правления на основе более четкого распределения функций и полномочий государственных органов, усовершенствовать систему сдерживаний и противовесов) и заложить основы для завершения давно инициированных реформ — административно-территориальной и местного самоуправления, судебной и правоохранительной и других.
Несмотря на более чем скептическую реакцию парламентариев, Президент Украины ожидает, что референдум по утверждению новой Конституции Украины будет проведен осенью 2009 года.
Как сказано в Пояснительной записке к законопроекту, он подготовлен на основе Концепции, разработанной рабочей группой Национального конституционного совета. Также были приняты во внимание проекты новой редакции Конституции Украины, которые разрабатывались учеными, политическими партиями, а также наработки Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права. Аналитический труд разработчиков воплотился в системном и логичном проекте, положения которого, будучи достаточно революционными, создают целостную картину возможного будущего конституционного строя Украины.
Итак, проект новой Конституции Украины содержит 171 статью и 14 пунктов переходных положений. Не имея возможности комплексно проанализировать все новеллы проекта, обратим внимание на систему взаимодействия парламента, Президента и правительства, а также на регулирование правосудия.
Главным (и наиболее критикуемым) новшеством проекта является предложение ввести двухпалатный парламент — Народное Собрание Украины, состоящее из двух палат: Палаты депутатов и Сената. Нижняя палата парламента будет состоять из 300 народных депутатов, избираемых по пропорциональной системе сроком на четыре года. Сенат избирается по мажоритарной системе (по три сенатора от Автономной Республики Крым, каждой области, г. Киева, городов, приравненных к областям) сроком на шесть лет. Пассивное избирательное право ограничено для военнослужащих, судей, прокуроров, следователей, Уполномоченного по правам человека, членов Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Высшего совета юстиции Украины (ВСЮ), а также лиц, занимающих другие определенные законом государственные должности.
К полномочиям Палаты депутатов, кроме собственно законодательной работы, отнесено формирование Кабинета Министров Украины (причем предложен достаточно интересный механизм внесения кандидатур премьер-министра: Президент Украины вносит кандидатуру, предложенную партией, получившей по итогам выборов наибольшее количество мандатов, если она не поддержана, вносится кандидатура второй по количеству фракции, в третий раз Президент Украины вносит кандидатуру премьер-министра по своему усмотрению; только после отклонения и этой кандидатуры Президент может прекратить полномочия Палаты депутатов и назначить досрочные выборы). Прямо устанавливается, что утверждение персонального состава Кабинета Министров Украины должно происходить одновременно с принятием программы действий правительства.
Сенат назначает выборы Президента Украины, местные выборы, а также досрочно прекращает по представлению Президента Украины полномочия местных органов власти. Сенат по представлению Президента Украины утверждает его решения, которые касаются обороны и безопасности государства, а также решает вопросы кадрового характера. То есть с Сенатом «поделились» своими полномочиями как Президент Украины, так и парламент согласно действующей редакции Основного Закона.
Как отметила заместитель главы Секретариата Президента Украины — представитель Президента Украины в Конституционном Суде Украины и Центральной избирательной комиссии Марина Ставнийчук, двухпалатный парламент является логичным следствием децентрализации власти и обеспечения представительства в законодательном органе регионов Украины, а отнесение полномочий по кадровым вопросам (кроме формирования правительства) Сенату позволит избежать политического влияния на деятельность госорганов.
Конституционная реформа в сфере правосудия предусматривает урезание полномочий Верховного Суда Украины — за «высшим судебным органом Украины» оставлено только обеспечение единства применения норм права всеми судами общей юрисдикции. Производство по кассационной инстанции будут осуществлять высшие специализированные суды — в дополнение к существующим ныне Высшему административному и Высшему хозяйственному судам Украины должны быть созданы Высший гражданский и Высший уголовный суды Украины. Изменен порядок назначения на должность судьи. Согласно проекту судей ВСУ и судей высших специализированных судов, назначает на должности и увольняет с должностей Сенат по представлению ВСЮ, судей остальных судов назначает на должности и увольняет с должностей Президент Украины по представлению ВСЮ. Причем из квалификационных требований к судье исключено наличие юридического стажа, но предусматривается обязательное обучение в заведениях специальной подготовки судей (со сдачей квалификационного экзамена).
Предложено и решение злободневного вопроса назначений на административные должности в судах: «председатели судов и их заместители избираются на должности из состава судей соответствующего суда и увольняются с должностей собраниями судей этого суда путем тайного голосования».
Изменения коснутся и Высшего совета юстиции Украины. Прежде всего, отметим, что количество членов ВСЮ предложено сократить до шестнадцати. Восемь из них будут назначаться Съездом судей Украины, и по четыре — Президентом Украины и Сенатом (согласно Пояснительной записке — из числа судей в отставке). Члены ВСЮ будут осуществлять свои полномочия на постоянной основе и не смогут занимать должности судьи, прокурора или заниматься адвокатской практикой.
В этом же разделе предлагается урегулировать статус прокуратуры. Из полномочий прокуратуры Украины предлагается исключить надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также осуществление досудебного следствия. По мнению заместителя Генерального прокурора Украины Татьяны Корняковой, такие изменения разрушат украинскую прокуратуру.
Комментируя предложенные Президентом Украины изменения в Конституцию, народный депутат Украины Александр Лавринович, в частности, отметил, что вряд ли данные изменения будут приняты парламентом, «поскольку Президент решил вообще положить начало новому типу отношений в украинском государстве, новому типу управления, в сущности — переписать всю Конституцию, что требует, в соответствии с действующим законом, многих шагов». Кроме того, первый вице-спикер парламента считает, что «те изменения, которые предлагаются, мягко говоря, не совсем отвечают требованиям времени. Их можно рассматривать как абстрактный продукт труда научных работников в отрасли конституционного права».
Проанализируем порядок принятия проекта внесения изменений в Конституцию Украины. Поскольку предусматривается внести изменения в разделы I, III, XIII действующей Конституции, последним этапом станет референдум по утверждению новой Конституции. До этого проект должен быть предварительно поддержан парламентом, передан в Конституционный Суд Украины для получения соответствующего заключения и принят двумя третями от конституционного состава Верховного Совета Украины. Так что, теоретически, озвученные ожидания принять проект осенью могут быть реализованы.
Однако ныне все выглядит не столь радушно. Очевидно, что предложенный проект пользуется минимальной поддержкой парламентариев. В возможность его принятия в предложенном виде, похоже, не верят сами инициаторы, говоря, скорее, о некоей основе дальнейшей совместной работы. Так, заместитель главы Секретариата Президента Украины — представитель Президента Украины в Верховном Совете Украины Игорь Попов подчеркивает, что «проект Конституции Виктора Ющенко — не догма, а позиция Президента Украины, и она должна стать базой для обсуждения политическими силами тех изменений, которые необходимо внести в Основной Закон».
На заседании согласительного совета парламента была высказана инициатива создания временной специальной комиссии Верховного Совета Украины по наработке законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины.
Г-н Попов также сообщил о планах провести региональный тур представителей Президента Украины с целью привлечения широкой общественности для обсуждения и, возможно, изменения того проекта, который был предложен.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…