Дэвид ГЛЕДВЕЛ считает, что с полным финансированием бесплатной правовой помощи будут возникать проблемы |
Не так давно в Министерстве юстиции Украины экспертами Совета Европы было представлено заключение на проект Закона «О бесплатной правовой помощи». Подготовили экспертное заключение Дэвид Гледвел, бывший руководитель аппарата гражданского апелляционного суда Англии и Уэльса (Великобритания), и Рамон Муллерат Балманья, кавалер ордена Британской империи, адвокат в Барселоне и Мадриде, адвокат при Парижском суде, бывший председатель Совета адвокатских коллегий и юридических объединений Европы (CCBE) (Испания), но последний не смог принять участие в круглом столе в Минюсте, вместо него участвовала эксперт Совета Европы Лорена Бахмайэр.
Стоит отметить, что экспертное заключение датируется 23 декабря 2008 года, а в ходе самого мероприятия был роздан законопроект, учитывающий критику экспертов. Однако ряд моментов все же вызывает вопросы. Эксперты посчитали необходимой дополнительную экспертизу законопроекта перед его вторым чтением в парламенте. Как мы уже писали ранее, четыре аспекта проекта нуждаются в дополнительном анализе: ясность законопроекта, его соответствие наработкам пилотного проекта, способ имплементации будущего закона и соответствующие расходы, организация деятельности адвокатов и обеспечение их независимости.
Первичная правовая помощь
Итак, несмотря на критику проекта в деталях, в целом европейские эксперты по достоинству оценили работу над законопроектом. Попробуем осветить в статье некоторые положения, которые привлекли внимание экспертов.
Бесплатная первичная правовая помощь — вид государственной гарантии, которая заключается в информировании лица о его правах и свободах, порядке их реализации, восстановления в случае их нарушения и порядка обжалования решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Такая помощь включает следующие виды правовых услуг: предоставление правовой информации; консультирование и разъяснение по правовым вопросам; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме документов процессуального характера); помощь в обеспечении доступа лиц к вторичной правовой помощи и медиации. Субъектами предоставления бесплатной первичной правовой помощи являются органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица частного права. Исходя из статьи 10, субъектами предоставления первичной правовой помощи могут быть, например, сельский (поселковый), районный или областной совет одновременно. Несколько поясняет положения этой статьи статья 12: «Органы местного самоуправления с учетом нужд территориальной общины соответствующей административно-территориальной единицы могут образовывать в порядке, установленном законом, специализированные учреждения по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи». Становится более-менее понятно, куда же обращаться лицу за правовой помощью.
Бесплатная вторичная правовая помощь
Бесплатная вторичная правовая помощь — вид государственной гарантии, которая состоит в создании равных возможностей для доступа лиц к правосудию, она включает в себя такие виды правовых услуг: защиту от обвинения; представительство интересов лиц, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами; составление документов процессуального характера.
Относительно субъектов права на вторичную помощь у экспертов возникли вопросы по поводу раздутого и не всегда обоснованного списка категорий лиц. Например, дети имеют право на бесплатную вторичную правовую помощь только лишь потому, что они дети — уровень дохода их родителей или опекунов не является определяющим критерием, точно так же, как и серьезность правонарушения и тяжесть возможного наказания. Но, как объяснила заместитель министра юстиции Инна Емельянова, таковы особенности украинского права: часть 3 статьи 22 Конституции Украины запрещает сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Право на бесплатную вторичную правовую помощь в различном объеме определяется в статье 14 для 12 категорий лиц. Субъектами предоставления бесплатной вторичной правовой помощи являются: центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи; адвокаты, включенные в Единый реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе по контракту; адвокаты, включенные в Единый реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь на временной основе на основании договора.
О центрах стоит поговорить подробнее. Центры создаются в областях, городах Киеве и Севастополе, Автономной Республике Крым Минюстом и обеспечивают предоставление всех видов правовых услуг, предусмотренных частью 2 статьи 13 Закона: «представительство интересов лиц, которые имеют право на бесплатную вторичную правовую помощь, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами». Основное то, что полномочия и порядок деятельности центров устанавливаются Положением о центрах по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, которое утверждается Министерством юстиции Украины. Центры подотчетны территориальным представительствам Государственного департамента по вопросам бесплатной правовой помощи. А сам Государственный департамент по вопросам бесплатной правовой помощи является учреждением в сфере управления Минюста, соответствующее положение о Госдепартаменте утверждает именно Минюст.
Центры заключают контракты с адвокатами, которые включены в Единый реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь — для предоставления такой помощи на постоянной основе; а также заключают договоры с адвокатами, которые включены в Единый реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь — для предоставления такой помощи на временной основе (на основании отдельных договоров о предоставлении услуг). Правительство утверждает порядок и условия проведения конкурса и требования к профессиональному уровню адвокатов, которые привлекаются к предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи.
Это означает, что традиционная система назначения адвокатов в порядке статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Украины через адвокатские объединения, коллегии и квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры будет со временем упразднена. Конечно же, остается вопрос о том, как обеспечить независимость адвоката от государства, которое посредством Госдепартамента Минюста теоретически сможет влиять на бесплатного защитника. Ответ и прост и сложен одновременно — необходимо создание независимой адвокатуры с сильным самоуправлением. Именно при условии наличия четкой и независимой системы самоуправления можно было бы говорить о передаче бесплатной вторичной правовой помощи адвокатам. Система бесплатной правовой помощи должна быть такой, чтобы вопреки ее управлению и финансированию государством она оставалась независимой от него, ведь в случае конфликта между интересами гражданина и интересами государства защита интересов гражданина может оказаться под угрозой.
Финансово-временной вопрос
Пока предполагается, что закон вступит в силу со дня его опубликования, кроме раздела, посвященного бесплатной вторичной правовой помощи. Данный раздел вступит в силу поэтапно после начала деятельности центров. Предполагается, что Минюст создаст центры к началу следующего года, а начиная с 1 января 2010 года центры (при условии их наличия в административно-территориальной единице) будут предоставлять правовую помощь лицам, указанным в пунктах 3—7 части 1 статьи 14 Закона: лицам, к которым применено административное задержание; лицам, к которым применен административный арест; подозреваемым в совершении преступления лицам, задержанным органами дознания; лицам, к которым в качестве превентивной меры избрано взятие под стражу; лицам, в делах которых согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса Украины участие защитника является обязательным.
Предоставление бесплатной вторичной правовой помощи лицам, указанным в пунктах 1, 2, 8—12 части 1 статьи 14 Закона, а именно: лицам, среднемесячный совокупный доход которых ниже суммы прожиточного минимума; детям; лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О беженцах»; ветеранам войны и лицам, на которые распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»; лицам, относительно которых суд рассматривает дело об ограничении гражданской дееспособности, признания физического лица недееспособным и возобновления гражданской дееспособности физического лица; лицам, относительно которых суд рассматривает дело о предоставлении психиатрической помощи в принудительном порядке; лицам, реабилитированным согласно законодательству Украины — будет обеспечиваться поэтапно, начиная с 1 января 2011 года.
Нельзя не согласиться с опасениями экспертов относительно надлежащего финансирования бесплатной правовой помощи государством, которое, не секрет, сейчас, переживает не лучшие времена в сфере финансов. Так, пилотный проект в Белой Церкви стоит 10 тысяч долларов США в месяц, а для всей Украины минимальный бюджет для начала проекта должен составить 50 млн гривен. Для сравнения — в Государственном бюджете на бесплатную правовую помощь по уголовным делам выделено 1,97 млн грн.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…