16 марта с.г. в парламенте зарегистрирован проект закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Напомним, что сегодня действует упрощенная система налогообложения и учета, основанная на нормах Указа Президента Украины № 727/98 от 3 июля 1998 года с таким же названием. Собственно, как и в названиях, нет особого различия и в тексте проекта закона, кроме трех пунктов.
Во-первых, предлагается установить, что плательщиками налогов по упрощенной системе могут быть зарегистрированы физические лица — СПД, объем выручки которых за год не превышает 1000 минимальных заработных плат (мзп), или юридические лица, у которых этот показатель не превышает 2000 мзп. Ныне это ограничение, определяющее малое предпринимательство, установлено на уровне 500 тыс. грн и 1 млн грн соответственно. Другие критерии остаются без изменений.
Исходя из того, что сегодня мзп составляет 625 грн, и ее показатель со временем только возрастает, очевидно, что количество малых предпринимателей, которые смогут платить налоги по упрощенной системе, также возрастет. С другой стороны, традиционно на протяжении года, с апреля, октября и декабря, уровень мзп увеличивается, поэтому необходимо установить, по какому уровню мзп следует определять возможность регистрации лица как плательщика налогов по упрощенной системе.
Во-вторых, проект предлагает ставку налога также определять в соответствии с размером мзп. В частности, в зависимости от вида деятельности ставка налога может быть установлена в пределах от 0,15 до 1 мзп. Словом, по состоянию на сегодня сумма единого налога должна была бы составлять от 93,75 до 625 грн. Ныне же эта ставка колеблется от 20 до 200 грн. Такое увеличение явно заставит призадуматься тех лиц, которые от своей деятельности как СПД получают менее 4,5 тыс. грн за месяц, о целесообразности регистрации плательщиком налогов по упрощенной системе.
Третье различие. Согласно Указу Президента, «единоналожник» освобождается от уплаты 16 налогов и сборов. Проектом предлагается этот перечень уменьшить, исключив из него налог на землю, сбор на специальное использование природных ресурсов и сбор в Государственный инновационный фонд.
В случае если такие изменения вступят в силу, субъектам малого предпринимательства, которые владеют или пользуются земельными участками, придется до 1 февраля текущего (отчетного) года подавать расчет налога в органы государственной налоговой службы и ежемесячно (кроме сельхозпроизводителей) его уплачивать. Сумма налога согласно Закону Украины «О плате за землю» зависит от того, к какому типу земель относится участок (сельхозназначения, населенных пунктов или промышленности), и от его денежной оценки. Как правило, земельный налог установлен на уровне 1—5 % от денежной оценки участка.
Сбор на специальное использование обязаны уплачивать только те субъекты предпринимательства, которые используют природные ресурсы. Его ставка определяется разными законами. А сбор в инновационный фонд ранее взыскивался в размере 1 % от объема реализации продукции (работ, услуг), за исключением налога на добавленную стоимость и акцизного сбора. Но соответствующее положение постановления Кабинета Министров Украины № 77 от 18 февраля 1992 года утратило силу в связи с постановлением КМУ от 13 апреля 2000 года № 654, которым на базе Госинновационного фонда создана Украинская государственная инновационная компания, для финансирования деятельности которой не предусмотрена уплата отдельного налога (сбора).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…