Определенным физическим лицом осуществляется продажа участков грунта на поверхности планет Солнечной системы и их спутников. В частности, предлагаются к продаже участки на Луне, Марсе, Венере. Продавец обосновывает свое право личным объявлением о принятии собственности на указанные планеты и приоритетом этого объявления по отношению к другим лицам во времени, а также неурегулированностью вопроса принадлежности права собственности на эти объекты как в действующем международном, так и в национальном праве стран земного шара.
Странами «космического клуба» в ХХ веке были приняты и ратифицированы несколько международных соглашений, регулирующих этот вопрос. Настоящие соглашения распространяют свое действие только на стран-участниц, соответственно, не порождают обязательств для стран, не присоединившихся к ним.
Участники международных соглашений по вопросам использования планет установили, что они несут ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна осуществляться с разрешения и под постоянным наблюдением участника международных соглашений. В случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации ответственность за выполнение настоящего Договора несут вместе с международной организацией также государства — участники соглашений, которые принимают участие в нем.
Кроме того, положения соглашений, которые относятся к Луне, применяются также к другим небесным телам Солнечной системы, кроме Земли, за исключением тех случаев, когда вступают в силу конкретные правовые нормы относительно любого из этих небесных тел.
Таким образом, в любой момент может быть принято соглашение, предусматривающее или устанавливающее правила использования природных ресурсов планет Солнечной системы, отличные от действовавших до этого.
Круг стран, владеющих технологиями доступа к внеземным ресурсам, расширяется. Так, свои автоматические станции на поверхность Луны уже смогли направить США (высадка людей на поверхность), Россия (как правопреемник СССР), ЕС, Япония. Китай и Индия смогли вывести свои аппараты на окололунную орбиту, что свидетельствует о перспективах освоения ими ресурсов Луны в ближайшие 10 лет. США, Россия (как правопреемник СССР), ЕС осуществили доставку своих аппаратов на поверхность Марса, Венеры, Титана. Сейчас продолжаются экспедиции к другим планетам, предусматривающие спуск исследовательских модулей на поверхность. В 2009 году планируется осуществить доставку исследовательского аппарата к спутнику Марса с помощью украинского носителя.
Анализ опытов, которые проводят указанные зонды, наводит на мысль о том, что основными задачами исследований являются поиски природных ископаемых. В настоящее время эти исследования осуществляются за счет средств бюджетов государств.
Существенную долю в исследовании космоса занимают оборонные бюджеты стран, поскольку международными соглашениями использование военного персонала для научных исследований или каких-либо других мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования и использования Луны. На начальном этапе это был единственный возможный вариант развития исследований. Милитаризация космоса определенным образом содействовала его освоению. В данный момент военная составляющая не может играть решающую роль и будет отходить на второй план вместе с влиянием государства на освоение ресурсов планет Солнечной системы. На первый план будет выходить влияние международных экономических структур. Учитывая существующий опыт строительства частных ракет-носителей, можно определить, что темпы частного освоения космоса будут опережать темпы освоения космоса государственными структурами.
В соответствии с международными соглашениями определено, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества. Луна не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на ней суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Государства — участники международных соглашений об использовании Луны или другой планеты обязались установить международный режим, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна в ближайшее время. Государства — участники международных соглашений об освоении планет имеют право на исследование и использование Луны без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и, соответственно, международному праву.
В ближайшее время можно ожидать новой регламентации порядка использования ресурсов планет Солнечной системы и их спутников. Целесообразно было бы изменить порядок использования ресурсов и установить суверенитет на территории планет, используемых для исследований. Как в любом правовом титуле, при определении вопроса регулирования собственности на объекты в космосе необходимо определиться с объектом, субъектом и кругом прав и обязанностей этих отношений. Объектами, как известно, являются природные ресурсы планет, субъектами — физические и юридические лица, существующие или созданные на Земле, права и обязанности вытекают из общих положений законодательства об использовании недр и должны отмечаться в лицензии национальных правительств (на деятельность в сфере космических исследований и использование соответствующих ресурсов).
Во всех странах, имеющих космические технологии, эта деятельность лицензируется, в том числе и на Украине. Право национальных правительств лицензировать деятельность своих резидентов в сфере космоса вызвано необходимостью контроля над безопасностью эксплуатации ресурсов и возмещением расходов правительств на проведение исследований в космической сфере. Может возникнуть ситуация, когда национальное правительство страны не лицензирует эту деятельность. В таком случае отсутствие регулирования национальным законом не может быть препятствием для эксплуатации ресурсов планет и спутников.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о нелегитимности в данный момент действий по продаже участков на Луне и других планетах. Как известно, право собственности состоит из правомочий владения, пользования и распоряжения вещью. Никто не может передать другому лицу больше прав, чем имеет сам. Лицо, которое никогда не было на Луне, не стояло на лунном участке, не может передать эти функции другому лицу. Ни один правовой титул владения не может быть использован в этой ситуации. Специалисты космических организации, которые находились на поверхности Луны, выполняли доверенности своих работодателей и не имели срока владения имуществом, который свидетельствовал бы о приобретательной давности.
Поскольку право собственности физического лица на участки грунта на планетах Солнечной системы не признается никаким государством, то, соответственно, никаким государством не защищается. Итак, любое лицо, которое может физически определить границы и распоряжаться участком на Луне, сможет заявить права на нее и игнорировать объявления, на которые ссылаются современные продавцы космических участков.
Существующая практика наименования малых планет Солнечной системы, звезд именами определенных лиц за плату осуществляется международными астрономическими организациями и не создает оснований владения (собственности) у лиц, имена которых использованы для обозначения космических объектов.
Нормами международного права на Луне провозглашается свобода научных исследований, которые проводятся всеми государствами — участниками соглашений без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства и в соответствии с международным правом.
Государства сохраняют юрисдикцию и контроль над своим персоналом, космическими аппаратами, оборудованием, установками, станциями и сооружениями на Луне. Права собственности на космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения остаются незыблемыми во время их нахождения на Луне.
При проведении научных исследований в соответствии с положениями международных соглашений государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны. Такие образцы остаются в распоряжении тех государств, которые обеспечили их сбор, и могут использоваться ими для научных целей. Государства принимают во внимание желаемость предоставления части таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств и международного научного сообщества для проведения научных исследований. При проведении научных исследований государства могут также использовать минеральные и другие вещества Луны для поддержки жизнедеятельности своих экспедиций в необходимых для этой цели количествах. Эти положения международных соглашений свидетельствуют о возможности присвоения ресурсов планет путем их переработки для обслуживания оборудования и экипажей, находящихся в космических экспедициях.
Государства могут осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию Луны в любом месте ее поверхности или недр при условии соблюдения положений международных соглашений. В этих целях государства могут, в частности, совершать посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр.
Таким образом, частные лица и организации могут по аналогии проводить на планетах научные исследования и использовать их ресурсы. Как показывает опыт применения международных соглашений по использованию природных ресурсов на Земле, использование ресурсов в научных целях может равняться или превышать промышленное использование (научные исследования китов Японией). Также недолговечной будет нелимитированность границ использования ресурсов. Возможно, придется выработать единый порядок деления территорий естественных космических объектов. Как вариант возможно размежевание между государствами или лицами секторов по меридианам, которые определяются от места первой высадки исследователей или исследовательских аппаратов.
ЩЕГЛОВ Евгений — старший юрист юридической компании «Правовой Альянс», г. Киев,
ЧЕРНЯВСКАЯ Юлия — астрофизик, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…