Правовые основы регламентации деятельности Верховного Совета Украины уже неоднократно поднимались на обсуждение, также неоднократно звучали и предложения относительно законодательного изменения данного документа как по сути, так и по статусу. Напомним, что редакция Конституции Украины 1996 года предусматривала, что порядок работы парламента устанавливается самой Конституцией, а также соответствующим законом о его Регламенте. А после принятия новой редакции Основного Закона государства предусматривается, что такая деятельность регулируется Конституцией Украины и собственно Регламентом без указания, должен то быть закон или же допускается закрепление данного документа другим актом Верховного Совета.
Относительно данной проблематики в Верховном Совете был зарегистрирован не один проект закона. Одним из последних стал законопроект № 2104-1 «Об утверждении Регламента Верховного Совета Украины», внесенный народными депутатами блока «Наша Украина — Народная Самооборона» Николаем Катеринчуком и Вячеславом Ковалем.
По мнению авторов, необходимостью принятия такого закона является тот факт, что свой Регламент Верховный Совет Украины закрепил постановлением от 16 марта 2006 года. А в свою очередь в пункте 21 части первой статьи 92 Конституции Украины установлено, что организация и порядок деятельности Верховного Совета Украины определяются исключительно законами Украины. В целом следует отметить, что предложенный проект Регламента не претерпел особых изменений по сравнению с действующим ныне. Основным же его новшеством является дополнение Регламента разделом относительно деятельности парламентской оппозиции.
Дополним Регламент…
В частности установлено, что полномочиями парламентской оппозиции являются: осуществление контроля над деятельностью Кабинета Министров Украины и подчиненных ему органов, систематическая и ситуативная критика правительственных программ и политики, разработка альтернативной программы развития общества, а также разработка альтернативных вариантов разрешения конкретных общественных проблем.
Также установлено право оппозиции на замещение должностей в комитетах и комиссиях Верховного Совета, а также других органах, формирование которых происходит при участии последнего. Так, в случае, если общая численность оппозиции составляет не менее 1/5 народных депутатов от конституционного состава, то ей гарантируется право на замещение лицами из числа ее членов или по ее представлению должностей заместителя Председателя Верховного Совета, председателей комитетов Верховного Совета по вопросам бюджета; регламента и организации деятельности Верховного Совета; свободы слова и средств массовой информации; борьбы с организованной преступностью и коррупцией, а также должностей первых заместителей председателей комитетов, которые не возглавили представители от оппозиции.
В случае же, если общая численность составляет не менее 1/3 народных депутатов от конституционного состава, то на должность Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека может быть назначено только лицо, предложенное оппозицией. А при внесении предложений относительно кандидатуры на должность судьи Конституционного Суда Украины право такого внесения у оппозиции есть лишь в случае, если ее численность составляет не менее 1/4 народных депутатов от конституционного состава.
Парламентская оппозиция согласно предлагаемым изменениям имеет право формировать повестку дня на один пленарный день каждого месяца очередной сессии парламента. А предложения относительно включения конкретных вопросов в такую повестку дня предоставляются Председателю Верховного Совета лидером парламентской оппозиции не позднее, чем за день до такого заседания, и они включаются в повестку дня без обсуждения и голосования.
Кроме того, оппозиции предоставлено право не реже одного раза в неделю безоплатно размещать в печатных средствах массовой информации, основателями которых является Верховный Совет Украины, материалы о деятельности оппозиции в объеме, не превышающем десяти тысяч знаков, под рубрикой «Парламентская оппозиция». Также по требованию лидера оппозиции (или уполномоченного им лица) дирекция телерадиопрограмм парламента обязана не менее одного раза в неделю предоставлять представителям оппозиции эфирное время или транслировать предоставленные официальные сообщения длительностью до десяти минут за счет средств Государственного бюджета Украины, выделенных на финансирование освещения деятельности парламента.
Законопроектом установлено, что прекращение деятельности парламентской оппозиции происходит в случае прекращения полномочий Верховного Совета Украины, принятия на общем собрании парламентской оппозиции решения о ее роспуске, а также если на протяжении двадцати дней с момента официального оглашения председательствующим на пленарном заседании Верховного Совета об уменьшении количественного состава парламентской оппозиции ниже необходимого минимального количества народных депутатов Украины такой состав не будет пополнен.
…и не только
Напомним, что комментируемый законопроект не первый, обусловливающий правовой режим деятельности оппозиции в парламенте. Но в то же время следует отметить, что предложенные изменения относительно оппозиции будут внесены не только в Регламент: данным законопроектом предлагается также изменить и некоторые законы Украины. В частности, в Законе Украины «Об Уполномоченном Верховного Совета Украины по правам человека» предлагается закрепить положение о том, что если в Верховном Совете создана парламентская оппозиция, численность которой составляет не менее 1/3 народных депутатов от конституционного состава парламента, то предложения относительно кандидатуры на должность Уполномоченного может вносить только лидер парламентской оппозиции.
Что же касается Закона Украины «О Высшем совете юстиции», то предусматривается, что парламентом будут назначаться два члена ВСЮ по представлению парламентской коалиции и один — по представлению парламентской оппозиции.
В соответствии с предлагаемыми изменениями в Закон Украины «О Национальном банке Украины» Верховный Совет будет назначать троих членов Совета НБУ по представлению парламентской коалиции, а еще четверых согласно представлению оппозиции.
Закон Украины «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» предлагается дополнить положением о том, что парламентом будут назначаться по два члена Национального совета от парламентской коалиции и оппозиции.
А Закон Украины «О Кабинете Министров Украины» дополнится положением относительно того, что в заседаниях Кабинета Министров Украины имеет право принимать участие председатель оппозиционного («теневого») Кабинета Министров, созданного парламентской оппозицией.
В целом, изменения, предложенные народными депутатами в законопроекте, довольно полно регламентируют аспекты деятельности оппозиции в парламенте, а также устанавливают довольно четкие критерии участия оппозиции в процессе назначения должностных лиц.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…