Одной из долгоиграющих тем в украинском парламенте является нормативное обеспечение антикоррупционной политики государства. Безусловно, сделано немало, вспомнить хотя бы недавнее принятие антикоррупционного пакета. Но открытым остается еще один вопрос — создания специального органа по борьбе с коррупцией, поскольку презюмируется, что существующие правоохранительные органы не смогут справиться с этим заданием.
В парламенте текущего созыва основным «вдохновителем» борьбы с коррупцией (впрочем, как и существенного преобразования правоохранительной системы в целом) является народный депутат Украины Геннадий Москаль. В прошлом году он вносил два законопроекта «Об антикоррупционном бюро», которые сам же отзывал для доработки и учета критических замечаний экспертов и коллег. При его участии разработан и законопроект «О национальном антикоррупционном бюро», зарегистрированный в парламенте 29 июля с.г. Среди авторов этого законопроекта также отметим других членов антикоррупционого комитета парламента — Александра Рябеку, Николая Джигу, Игоря Калетника, Григория Омельченко, а также Юрия Кармазина (комитет правосудия) и Олега Зарубинского (комитет по правам человека).
Законопроект определяет правовые основы организации и деятельности Национального бюро антикоррупционных расследований Украины — специализированного правоохранительного органа по борьбе с коррупцией на Украине.
Специальный статус Национального бюро авторы законопроекта поясняют особым порядком его создания (на основании закона), специальным порядком отбора руководителя (по результатам открытого конкурса) и найма отдельных работников (тоже на основании конкурсного отбора), специальными механизмами контроля за Нацбюро и его отчетности.
Отметим, что законопроект чрезвычайно подробно регулирует структуру Нацбюро. Установление отдельных норм представляется более уместным на уровне подзаконного акта, а не закона. К примеру, вводится исчерпывающий перечень региональных представительств Бюро, каждое из которых охватывает территорию нескольких областей. Обычно в базовом законе определены общие принципы территориальной организации органа.
Интерес представляет организация кадровой политики Бюро. В частности, предлагается установить, что директор Нацбюро назначается Кабинетом Министров Украины на основе результатов открытого и прозрачного конкурсного отбора. Конкурс проводится конкурсной комиссией в составе 11 членов (премьер-министр Украины — председатель комиссии; 5 народных депутатов Украины — членов Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией; министр юстиции Украины; Генеральный прокурор Украины или его заместитель; один представитель Президента Украины; два представителя судей, которых определяет Совет судей Украины). Обращает внимание явно непропорциональная доля парламента, который к тому же будут представлять члены исключительно одного, пусть и профильного, комитета.
Назначение на должности следственных и оперативных работников, начальников оперативных и следственных подразделений Бюро, директоров его региональных и местных управлений и их заместителей должно осуществляться исключительно по результатам открытого конкурса.
Отметим также возможность откомандирования в Бюро прокуроров, которые при этом остаются на службе в органах прокуратуры. К тому же для уменьшения возможностей влияния на прокуроров, которые будут работать в Бюро, они будут подчиняться непосредственно Генеральному прокурору, а их командировка и отзыв будут согласовываться с профильным парламентским комитетом.
В целом законопроект предусматривает чрезвычайно много контрольных полномочий парламентского комитета, к предмету ведания которого относятся вопросы борьбы с коррупцией. Кроме вышеуказанного, отметим согласование организационной структуры Бюро; согласование положений о Главном управлении и региональных управлениях Бюро; согласование досрочного увольнения директора Бюро по отдельным основаниям; согласование назначения и увольнения директоров региональных и местных управлений Бюро; проведение комитетских слушаний по вопросам деятельности Бюро; согласование положения о подразделениях внутреннего контроля Бюро. Похоже, что, стремясь обезопасить Бюро от возможного влияния на его деятельность со стороны других госструктур, авторы законопроекта одновременно заложили механизмы влияния на него со стороны профильного парламентского комитета (причем компетенция самого парламента очерчивается общей фразой о подконтрольности Бюро парламенту). Складывается впечатление, что именно парламентский антикоррупционный комитет станет основным органом, ответственным за антикоррупционную политику и борьбу с коррупцией, а Бюро — его рабочим органом. И как уже упоминалось, отдельные полномочия, которыми предлагается наделить комитет, выходят за рамки парламентского контроля и не являются производными от полномочий парламента, что согласно решению Конституционного Суда Украины противоречит Основному Закону. Соответственно, если этот закон будет принят в предложенной редакции, наличие таких норм может послужить основанием для признания его неконституционным.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…