Расширение полномочий — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (608) » Расширение полномочий

Расширение полномочий

Одной из долгоиграющих тем в украинском парламенте является нормативное обеспечение антикоррупционной политики государства. Безусловно, сделано немало, вспомнить хотя бы недавнее принятие антикоррупционного пакета. Но открытым остается еще один вопрос — создания специального органа по борьбе с коррупцией, поскольку презюмируется, что существующие правоохранительные органы не смогут справиться с этим заданием.

В парламенте текущего созыва основным «вдохновителем» борьбы с коррупцией (впрочем, как и существенного преобразования правоохранительной системы в целом) является народный депутат Украины Геннадий Москаль. В прошлом году он вносил два законопроекта «Об антикоррупционном бюро», которые сам же отзывал для доработки и учета критических замечаний экспертов и коллег. При его участии разработан и законопроект «О национальном антикоррупционном бюро», зарегистрированный в парламенте 29 июля с.г. Среди авторов этого законопроекта также отметим других членов антикоррупционого комитета парламента — Александра Рябеку, Николая Джигу, Игоря Калетника, Григория Омельченко, а также Юрия Кармазина (комитет правосудия) и Олега Зарубинского (комитет по правам человека).

Законопроект определяет ­правовые основы организации и деятельности Нацио­нального бюро антикоррупцион­ных расследований Украины — специализированного правоохранительного органа по борьбе с коррупцией на Украине.

Специальный статус Национального бюро авторы законопроекта поясняют особым порядком его создания (на основании закона), специальным порядком отбора руководителя (по результатам открытого конкурса) и найма отдельных работников (тоже на основании конкурсного отбора), специальными механизмами контроля за Нацбюро и его отчетности.

Отметим, что законопроект чрезвычайно подробно регулирует структуру Нацбюро. Установление отдельных норм представляется более уместным на уровне подзаконного акта, а не закона. К примеру, вводится исчерпывающий перечень региональных представительств Бюро, каждое из которых охватывает территорию нескольких областей. Обычно в базовом законе определены общие принципы территориальной организации органа.

Интерес представляет организация кадровой политики Бюро. В частности, предлагается установить, что директор Нацбюро назначается Кабинетом Минист­ров Украины на основе результатов открытого и прозрачного конкурсного отбора. Конкурс проводится конкурсной комиссией в составе 11 членов (премьер-министр Украины — председатель комиссии; 5 народных депутатов Украины — членов Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией; министр юстиции Украины; Генеральный прокурор Украины или его заместитель; один представитель Президента Украины; два представителя судей, которых определяет Совет судей Украины). Обращает внимание явно непропорциональная доля парламента, который к тому же будут представлять члены исключительно одного, пусть и профильного, комитета.

Назначение на должности следственных и оперативных работников, начальников оперативных и следственных подразделений Бюро, директоров его региональных и местных управлений и их заместителей должно осуществляться исключительно по результатам открытого конкурса.

Отметим также возможность откомандирования в Бюро прокуроров, которые при этом остаются на службе в органах прокуратуры. К тому же для уменьшения возможностей влияния на прокуроров, которые будут работать в Бюро, они будут подчиняться непосредственно Генеральному прокурору, а их командировка и отзыв будут согласовываться с профильным парламентским комитетом.

В целом законопроект предусматривает чрезвычайно много контрольных полномочий парламентского комитета, к предмету ведания которого относятся вопросы борьбы с коррупцией. Кроме вышеуказанного, отметим согласование организационной структуры Бюро; согласование положений о Главном управлении и региональных управлениях Бюро; согласование досрочного увольнения директора Бюро по отдельным основаниям; согласование назначения и увольнения директоров региональных и местных управлений Бюро; проведение комитетских слушаний по вопросам деятельности Бюро; согласование положения о подразделениях внутреннего контроля Бюро. Похоже, что, стремясь обезопасить Бюро от возможного влияния на его деятельность со стороны других госструктур, авторы законопроекта одновременно заложили механизмы влияния на него со стороны профильного парламентского комитета (причем компетенция самого парламента очерчивается общей фразой о подконтрольности Бюро парламенту). Складывается впечатление, что именно парламентский антикоррупционный комитет станет основным органом, ответственным за антикоррупционную политику и борьбу с коррупцией, а Бюро — его рабочим органом. И как уже упоминалось, отдельные полномочия, которыми предлагается наделить комитет, выходят за рамки парламентского контроля и не являются производ­ными от полномочий парламента, что согласно решению Конституционного Суда Украины противоречит Основному Закону. Соответственно, если этот закон будет принят в предложенной редакции, наличие таких норм может послужить основанием для признания его неконституционным.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Европейский суд vs. Украина

Государственная практика

Конституционный — незаконный?

Госслужащий как соучастник

Законодательная практика

Черноморский дозор

Расширение полномочий

Комментарии и аналитика

Споры о трудоустройстве инвалидов

Неделя права

Секретариат к порядку!

Так кто кого и где побил?

«Укрспецюст» все же банкрот

Ехануров — пенсионер?

Мир-р-ровое предложение...

Новости законотворчества

Деятельность хозобществ урегулируют спецзаконом

Правительство намерено лицензировать коллекторскую деятельность

ГКЦБФР намерена урегулировать эмиссию целевых облигаций

Новости из-за рубежа

«АвтоВАЗ» отсудил домен avtovaz.ru

Успеть сообщить о взятке за 24 часа

Новости профессии

Выданы свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью

Уволен начальник Управления СБУ во Львовской области

Смена руководства Государственного департамента исполнения наказаний

В ВАСУ обсудили выполнение проекта Twinning

Уволен ректор Национальной академии СБУ

Новости юридических фирм

Открылась первая юридическая фирма, специализирующаяся в сфере M&A и на сделках на рынках капитала

АМКУ разрешил приобрести пивоваренный завод «Днепр»

АК «Коннов и Созановский» защитила права ООО «Тапервэр» в МКАС

Новости юридического мира

Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» признано самой надежной юрфирмой в РФ

ЮФ Herbert Smith консультировала ЕБРР при предоставлении крупнейшего кредита

Экс-юрист Clifford Chance возглавил польскую фирму

Изменение структуры управления в Hammonds

Реестр событий

Конституционное злоупотребление?

Реестр доступней, бланки дороже

Председатель ВСУ стал меньше зарабатывать

Служебная лестница

Назначения

Судебная практика

Гражданская собственность

Судебные решения

О надлежащих основаниях для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам

О некоторых аспектах выполнения договоров аренды

Тема номера

ГК и ХК: есть свет в конце туннеля

Частная практика

Молодым везде дорога?

Согласие удостоверить vs. засвидетельствовать

Юридический форум

Новое лицо АЮУ в Сети

Юристы: рейдеру — по РЕПО!

Чиновник, уволенный за просмотр порно на рабочем месте, добился компенсации

Інші новини

PRAVO.UA