На прошлой неделе Управление по связям со СМИ секретариата Кабинета Министров Украины распространило заявление относительно практики приостановления указами Президента Украины действия актов КМУ.
Согласно обнародованной статистике, за время деятельности правительства, возглавляемого Премьер-министром Юлией Тимошенко, Президент Украины выдал 58 указов, которыми приостановил действие актов КМУ, и одновременно обратился в Конституционный Суд Украины с представлениями о несоответствии вышеуказанных актов Конституции Украины. Таким способом было приостановлено действие 76 актов КМУ, из них — 37 постановлений и 39 распоряжений.
Согласно Конституции Украины, Президент Украины может приостанавливать действие актов Кабинета Министров в связи с несоответствием Конституции Украины с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины относительно их конституционности.
«Обеспокоенность» Управления по связям со СМИ секретариата КМУ вызвал тот факт, что большинство таких конституционных представлений относительно конституционности актов правительства не удовлетворяется.
Например, по состоянию на 13 августа 2009 года Конституционным Судом Украины по 12 конституционным представлениям Президента Украины вынесены решения об отказе в открытии конституционного производства по делу относительно соответствия Конституции в связи с несоответствием (необоснованностью) конституционного представления требованиям, предусмотренным Конституцией Украины и Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» и в связи с неподведомственностью Конституционному Суду Украины вопросов, поставленных в конституционном представлении главы государства.
Еще в 20 случаях КСУ вынес решения о прекращении рассмотрения конституционных представлений Президента Украины относительно конституционности актов Кабинета Министров в связи с отзывом главой государства своих представлений.
Кроме того, Управление по связям со СМИ секретариата КМУ обращает внимание, что Президент Украины систематически после отказа коллегией судей в открытии конституционного производства, но до рассмотрения данных вопросов на заседании Конституционного Суда Украины, отзывал свои конституционные представления. А после прекращения рассмотрения таких представлений Президент Украины повторно выдавал указы о приостановлении действия этих же актов КМУ по мотивам их несоответствия Конституции Украины. Это касается, по меньшей мере, 18 актов Кабинета Министров Украины.
Исходя из таких статистических данных, Управление по связям со СМИ секретариата КМУ приходит к выводу, что в подавляющем большинстве случаев отмеченное конституционное полномочие главы государства используется как механизм блокировки реализации правительственных решений и осуществления правительством полномочий, определенных Конституцией и законами Украины.
Отметим, что в заявлении «опущена» статистика и описание случаев признания КСУ не соответствующими Конституции Украины актов КМУ, действие которых было приостановлено указами Президента Украины. А вынесение определений об отказе в открытии конституционного производства является обычной практикой КСУ (например, в 2008 году КСУ принял 35 определений об отказе в открытии конституционного производства по делу и 35 — о прекращении конституционного производства, по сравнению с другими субъектами права на конституционное представление, Президенту Украины КСУ отказывал относительно реже). «Настораживает» только практика отзыва конституционных представлений и последующего повторного приостановления действия соответствующих актов правительства. Напомним, что подобное практиковалось в отношении некоторых «кадровых» (например, относительно руководства Фонда государственного имущества Украины) и «приватизационных» (например, относительно Одесского припортового завода) решений КМУ. То есть, будучи небезупречной с точки зрения права, практика Президента Украины полностью соответствует украинской логике политических договоренностей и компромиссов.
В заключение добавим, что на сегодня на разных стадиях рассмотрения в Конституционном Суде Украины находится 10 конституционных представлений Президента Украины относительно конституционности 14 актов Кабинета Министров Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…