Активное реформирование нотариата не заканчивается исключительно принятием изменений в Закон Украины «О нотариате». В планах законотворцов это лишь малая реформа нотариата. Ее логичным продолжением можно считать зарегистрированный народным депутатом Ириной Бережной проект Нотариального процессуального кодекса (Кодекс). Необходимость законодательного урегулирования организации и деятельности нотариата была вызвана требованием статьи 92 Конституции Украины: исключительно законами Украины определяется организация и деятельность нотариата. Действующей остается Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины (Инструкция), утвержденная приказом Министерства юстиции Украины от 3 марта 2004 года. Стоит отметить, что на несоответствие акта, регулирующего порядок совершения нотариусами нотариальных действий, Конституции Украины давно указывали нотариусы. Долгое время их мнение оставалось не услышанным. Если Нотариальный процессуальный кодекс будет принят, то, во-первых, совершение нотариальных действий будет соответствовать требованиям статьи 92 Конституции Украины, а во-вторых, внесением любых изменений в порядок совершения нотариальных действий будет заниматься парламент посредством принятия соответствующих законов, а не Минюст — посредством приказов.
Авторы Кодекса подошли к его созданию с той точки зрения, чтобы не менять устоявшуюся и общепринятую терминологию. Кроме этого, Кодекс, по сравнению с Инструкцией, приобрел четкую и ясную структуру. Так, третий раздел Кодекса «Специальные правила совершения нотариальных действий» состоит из следующих глав: совершение нотариальных действий относительно удостоверения бесспорных прав (выдача свидетельства о праве на наследство, выдача свидетельства о праве собственности на долю в совместном имуществе супругов); совершение нотариальных действий, направленных на предоставление официальной силы бесспорным фактам и документам (удостоверение сделок, поручений и доверенностей, завещаний, правильности перевода, времени предъявления документа, принятие на депозит денежных сумм и ценных бумаг и прочее); совершение нотариальных действий относительно предоставления документам исполнительной силы; совершение нотариальных действий относительно обеспечения сохранности имущества или документов. Остановимся на рассмотрении первого раздела Кодекса, регулирующего общие положения нотариального производства, а также раздела, содержащего заключительные и переходные положения Кодекса.
Нотариальное производство
Главное, в Кодексе указывается то, чего нет в Законе Украины «О нотариате», но что является одним из принципов нотариальной деятельности, — нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью и не имеет цели получения прибыли.
Интересно представлен принцип диспозитивности в нотариальном производстве. Заинтересованные лица, которые не обращались к нотариусу за совершением нотариального действия, могут привлекаться к участию в нотариальном деле только с целью выяснения содержания их волеизъявления относительно согласия на совершение конкретного нотариального действия.
Совершение нотариального акта в случаях, когда закон не предусматривает обязательной нотариальной формы, осуществляется по желанию заинтересованных лиц при условии, если: законом предусмотрено совершение нотариального действия, результатом которого является такой нотариальный акт; содержание такого акта не противоречит требованиям закона и не нарушает прав других лиц; действия или документы, об удостоверении или засвидетельствовании которых постановляется такой нотариальный акт, имеют юридическое значение.
Разграничение контроля
Статья 10 Кодекса различает виды контроля за нотариальной деятельностью. Государственный контроль за нотариальной деятельностью осуществляется в виде административного контроля за организацией нотариальной деятельности и судебного разбирательства дел, связанных с совершением нотариальных действий. Что важно, в Кодексе указывается, что незаконность нотариальных действий, а также незаконность или необоснованность нотариальных актов устанавливается исключительно в судебном порядке.
Поглавно и постатейно
Глава 2 первого раздела определяет нотариальную юрисдикцию, в том числе предметную компетенцию нотариальных органов и территориальную компетенцию нотариусов; разделяет полномочия нотариусов относительно совершения нотариальных действий, полномочия должностных лиц исполнительных комитетов органов местного самоуправления, полномочия консульских учреждений. Третья глава этого же раздела посвящена статусу участников нотариального процесса. Это — лица, заинтересованные в совершении нотариального действия (лично заинтересованные лица, которые обратились по поводу совершения нотариального действия, лично заинтересованные лица, которые привлекаются к участию в нотариальном действии с целью выяснения их волеизъявления, и их представители), и лица, которые содействуют нотариальной деятельности (помощник нотариуса, стажер нотариуса, секретарь нотариуса, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, лицо, которое проставляет подпись за другое заинтересованное лицо).
Если сейчас нотариусы действуют согласно методическим рекомендациям Минюста по применению пункта 41 Инструкции, регулирующего правила проверки гражданской правоспособности и дееспособности юридического лица, то Кодекс в статье 53 предлагает порядок проверки правоспособности и дееспособности юридических лиц: «Нотариус не требует представления доверенностей на заключение сделок и других действий от лиц, уполномоченных на это учредительными документами юридического лица, законом или другими актами гражданского законодательства. В этих случаях от представителей требуются документы, предусматривающие указанные полномочия и удостоверяющие их служебное положение».
Интересным представляется положение статьи 74, которая предусматривает фиксирование нотариального процесса при удостоверении сделок. Фиксация предлагается с помощью звукозаписывающего технического средства.
Сроки действия
Заключительные и переходные положения предусматривают, что Кодекс вступит в силу через три месяца со дня его принятия. Предусматривается, что должностные лица исполнительных комитетов органов местного самоуправления со временем не будут совершать ряд нотариальных действий (применять меры по охране наследственного имущества, удостоверять подлинность подписи на документах и удостоверять верность копий документов и извлечений из них), поскольку действие статьи 14 Кодекса, содержащей эти положения, потеряет силу с 1 января 2012 года.
Одновременно со вступлением в силу данного Кодекса должны будут потерять силу статьи 2 (правовая основа деятельности нотариата), 4 (права нотариуса), 5 (обязанности нотариуса), 7 (совершение нотариальных действий), 8 (соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий), 9 (ограничения в праве совершения нотариальных действий), 15 (язык нотариального делопроизводства) раздела I, разделы ІІ (полномочия относительно совершения нотариальных действий), ІІІ (правила совершения нотариальных действий), ІV (применение законодательства иностранных государств, международные договоры) Закона Украины «О нотариате» от 2 сентября 1993 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…